Из второго послания Курбского Ивану Грозному
«Широковещательное и многошумящее твое послание получил и уразумел, и понял, что оно от неукротимого твоего гнева с ядовитыми словами изрыгнуто, которое не только царя, столь великого и во вселенной прославленного, но и простого бедного воина не достойно, а особенно потому, что из многих священных книг нахватано со многою яростью и злобой, не строками и не стихами, как это бывает обыкновенно у людей знающих и ученых, когда случается им кому–либо писать, в кратких словах заключая важные мысли, но сверх меры многословно и звягливо, целыми книгами, паремиями, и иное бесчисленное — воистину что вздорных баб басни, и так все варварски, что не только ученым и знающим мужам, но и простым и детям на смех и на удивление, тем более посылать в чужую страну, где есть люди, знающие не только грамматику и риторику, но диалектику и философию...». Вершили Казанский поход в 1552 г., принимали участие в обсуждении проекта государственных реформ в Избранной раде. После присоединения Астрахани в 1556 г. Грозный поставил вопрос о выходе России на побережье Балтийского моря, о возвращении Риги и Таллинна, захваченных в XIII в. крестоносцами. Политику Грозного в борьбе за Прибалтику поддерживало купечество и служилое дворянство, заинтересованные в укреплении централизованного государства. Напротив, боярская знать, вопреки царской воле, выступила за продолжение борьбы с татарами. Выразителем настроений феодальных верхов стал князь Андрей Курбский.
В начале 60–х гг. прекратила существование Избранная рада, являвшаяся компромиссным правительством между феодальной верхушкой и служилым дворянством. В своей политике укрепления единодержавия Грозный начал преследовать бояр, стремясь ущемить интересы родовой феодальной знати. Находящийся в это время в военном походе в Ливонии Курбский вступил в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом в 1564 г. и, изменив родине, перебежал в занятый поляками ливонский город Вольмар, откуда и послал со своим верным слугой Василием Шибановым первую «епистолию», едко обличающую единодержавную политику царя. Грозный ответил ему письмом, жанр которого вобрал в себя и открытую политическую декларацию, и острейшую сатиру против изменника и тех социальных слоев, чьи интересы он взялся защитить.
Переписка печатается в извлечениях по кн.: Переписка Ивана Грозного с Курбским /Пер. В. А. Грихина. Подготовка текста Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыкова. Под ред. Д. С. Лихачева. – Л., 1979. Перевод В. А. Грихина.
Быт русской семьи по «Домострою», XVI век
<...> Как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться им. Необходимо изыскать отца духовного доброго, боголюбивого, благоразумного, рассудительного, строгого, трезвого, несребролюбивого. Такого отца духовного надлежит почитать и повиноваться ему во всем, исповедовать грехи свои без утайки, откровенно, наставления его исполнять. Должно его приглашать к себе часто, совещаться с ним во всяком деле, повеления его с любовью принимать, бить челом перед ним низко. К нему приходите, дары ему давайте от своих трудов по силе, спрашивайте его ежедневно. Если духовный будет за кого–либо ходатайствовать, то ходатайство выслушать, виновного пожаловать, смотря по вине, рассмотрев дело с духовным отцом.
Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь разные неприятности.
Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться. Они должны иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. Встав с постели, очистив себя и молитву сотворив, они должны женщинам и девкам (прислуге) задать урочную работу на день. Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи валяются хлебы, простые и сдобные, как выпекаются; она должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое для этого, сколько чего можно сделать из четверти, осьмины или решета, сколько будет отрубей, сколько выйдет печения; меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна уметь изготовлять мясные и рыбные блюда, всякие пироги и блины, всякие каши и кисели, всякие пирожки. Умея сама, пусть она и слуг научит этому. В то время, когда хлеб пекут, стирают и белье, чтобы не выходило лишних дров. Хозяйка надсматривает, как стирают красные рубашки и лучшие вещи, сколько и на какое количество рубашек выходит мыла и золы, хорошо ли вымыто, выпарено, выполоскано, высушено и выкатано все. Всему этому она должна знать счет, отдавать в стирку по счету и принимать по счету. Старые веши должны быть бережно починены, ибо они пригодятся для сироток. Когда хлебы пекут, отделить часть теста и пироги начинить в дни скоромные со скоромною начинкой, а в постные дни с кашей, горохом, маком, репой, грибами, рыжиками, капустой, с чем Бог даст, все же семье это доставит удовольствие. Такова должна быть хорошая хозяйка. Она должна знать все, что касается до пива, меда, вина, кваса, уксуса, кислых щей, что как делается. Если она все это знает, то благ.ря распоряжениям мужа и ее разумом хозяйство пойдет хорошо и всего будет много. Служанкам рукодельным указать должно работу: шить рубашки, вышивать шелком и золотом. Самой необходимо надзирать, выдавать холст, тафту, золото, серебро, отвесив, отмерив и сообразив, сколько чего нужно. Малых девок учить, чему следует; замужним женщинам, которые делают черную работу, избу топят, хлебы пекут, платья моют, выдавать лен, чтобы они пряли на мужа и детей; одинокая женщина пусть прядет лен на господина, а из остатков чесания льна – на себя. Сама хозяйка никогда, разве в случае болезни, не должна быть без дела; слуги, глядя на нее, должны вести себя так же. Придет ли муж или гостья обычная, она должна всегда сидеть за работою. Слуги не должны никогда будить госпожу, а она должна будить их. Ложась спать, она должна после работы всегда совершить молитву.
Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В грязную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок. За всем этим жена должна смотреть, всему этому она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова – побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать.
Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую–либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не слышали».
Печатается по: А.С.Орлов. Хрестоматии по истории России с древнейших времен до наших дней:
учеб. пособие.–
М.: Проспект, 1999. – С.131–132.
ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА
О целях опричнины
«Учреждению с такой обветшалой формой и с таким архаичным названием царь указал небывалую дотоле задачу: опричнина получила значение политического убежища, куда хотел укрыться царь от своего крамольного боярства. Мысль, что он должен бежать от своих бояр, постепенно овладела его умом, стала его безотвязной думой …Итак, опричнина явилась учреждением, которое должно было ограждать личную безопасность царя. Ей указана была политическая цель, для которой не было особого учреждения в существовавшем московском государственном устройстве. Цель эта состояла в том, чтобы истребить крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде. Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы».
Ключевский В.О.Указ. соч. – Т. 2. – С. 168, 169.
«С.М. Соловьев объяснял опричнину как попытку Грозного формально отделиться от ненадежного в его глазах боярского правительственного класса; устроенный с такой целью новый двор царя на деле выродился в орудие террора, исказился в сыскное учреждение боярской и всякой иной измены. Таким именно сыскным учреждением, «высшей полицией по делам государственной измены» представляет нам опричнину В.О. Ключевский. И другие историки видят в ней орудие борьбы с боярством, и притом странное и неудачное. Только Бестужев–Рюмин, Е.А. Белов и С.М. Середонин склонны придавать опричнине большой политический смысл: они думают, что опричнина направлялась против потомства удельных князей и имела целью сломить их традиционные права и преимущества. Однако такой, по нашему мнению, близкий к истине взгляд не раскрыт с желаемой полнотой, и это заставляет нас остановиться на опричнине для того, чтобы показать, какими своими последствиями и почему опричнина повлияла на развитие смуты в московском обществе».
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2 ч. Ч. I. – 1994. – С. 216, 217.
«Такой характер (боярской – АвТ.) оппозиции привел Грозного к решимости уничтожить радикальными мерами значение княжат, пожалуй, даже и совсем их погубить. Совокупность этих мер, направленных на родовую аристократию, называется опричниной. Суть опричнины состояла в том, что Грозный применил к территории старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей–бояр, тот порядок, какой обыкновенно применялся Москвой в завоеванных землях. И отец, и дед Грозного, следуя московской правительственной традиции, при покорении Новгорода, Пскова и иных мест выводили оттуда наиболее видных и для Москвы опасных людей в свои внутренние области, а в завоеванный край посылали поселенцев из коренных московских месТ. Это был испытанный прием ассимиляции, которой московский государственный организм усваивал себе новые общественные элементы.… Он решил вывести из удельных наследственных вотчин их владельцев – княжат и поселить их в отдаленных от их прежней оседлости местах, там, где не было удельных воспоминаний и удобных для оппозиции условий; на место же выселенной знати он селил служебную мелкоту на мелкопоместных участках, образованных из старых больших вотчин…»
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2 ч. Ч. I. – 1994. – С. 196–197
«…здесь же отметим, что прямая цель опричнины была достигнута, и всякая оппозиция сломлена. Достигалось это не только системой принудительных переселений ненадежных людей, но и метами террора. Опалы, ссылки и казни заподозренных лиц, насилия опричников над «изменниками», чрезвычайная распущенность Грозного, жестоко истязавшего своих подданных во время оргий, – все это приводило Москву в трепет и робкое смирение перед тираном».
Там же. – С. 197.
«Отношения царя с боярством начали портиться еще в период «избрания рады». В 1553 г. царь тяжело заболел и, ожидая смерти, потребовал, чтобы бояре присягнули его малолетнему сыну Дмитрию; однако среди бояр начался раздор, некоторые из них предпочли бы видеть на престоле двоюродного брата царя, князя Владимира Андреевича Старицкого, «и бысть меж бояр брань велия и крик и шум велик и слова многие бранные…». В конце концов, царь принудил бояр исполнить его волю, но чувства недоверия и неприязни к своим советникам снова ожили в его душе. Однако по внешности хорошие отношения сохранялись до 1560 г.; в этом году скончалась царица Анастасия, оставив царю двух сыновей: Ивана и Федора. Скоро затем царь удалил от двора Сильвестра и Адашева, а в 1563 г. умер митрополит Макарий, который был последним нравственным авторитетом и нравственной сдержкой для царя. «Между царем и боярами шла глухая распря. Она превратилась в жестокое гонение на бояр после бегства в Литву князя А.М. Курбского» (Платонов)…. Иван был вне себя от гнева, увидев боярскую измену воочию. Он ответил Курбскому обширнейшим письмом, в котором отстаивал принцип царского самодержавия и самовластия, а потом начал против бояр свою страшную войну, известную под именем «опричнины».
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М. 1991. СС. 141–142.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
1. С какими проблемами страны, требующими безотлагательного решения, столкнулся Иван Грозный при восхождении на престол?
2. Какую роль в укреплении государственной власти страны сыграла впервые примененная Иваном Грозным в России процедура венчания монарха на царство?
3. Чем объяснить, что Иван IV в своей деятельности впервые использовал множество управленческих решений, нетрадиционных для России?
4. Какие меры Иван IV предпринял для стабилизации политической, социальной и экономической ситуации страны в период до введения опричнины, какие социальные и политические последствия они вызвали?
5. Определите основные направления внешней политики Ивана Грозного, методы и результаты проведения.
6. Историки о причинах, сущности и результатах опричнины.
7. Чем объяснить то, что Иван IV в период опричнины отдавал населенные пункты на разграбление своим опричникам, хотя это в большей степени соответствовало практике иностранных завоевателей?
8. Чем, на ваш взгляд, было вызвано проведение переписи земель и населения в 1581 г.?
9. Почему именно в период правления Ивана IV был написан «Домострой» как свод правил, регламентирующих жизнь православной семьи и общества в целом?
10. Попытайтесь определить, как изменился статус всех сословий российского общества в ходе реформаторской деятельности Ивана Грозного, и к каким политическим последствиям это привело.
11. Как бы Вы квалифицировали политику царя Федора Ивановича – как продолжение курса отца – Ивана IV, или же отход от этого курса? Приведите аргументы.
12. Какие меры были приняты при Федоре Ивановиче по организации земледельческой колонизации Сибири?
ЛИТЕРАТУРА
1. Д.Н. Альшиц Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. / Д.Н. Альшиц – М., 1988.
2. А.А. Зимин Россия на рубеже XV–XVI столетий. / А.А. Зимин. – М., 1982.
3. А.А. Зимин Реформы Ивана Грозного. / А.А. Зимин. – М., 1966.
4. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV – XVI вв.). – М., 1985.
5. В.Б. Кобрин Иван Грозный. / В.Б. Кобрин – М., 1989.
6. В.Б. Кобрин Иван Грозный: Избранная Рада или опричнина / В.Б. Кобрин // История отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX– начало XX вв. – М., 1991.
7. В.Б. Кобрин, А.Л. Юрганов Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси / В.Б. Кобрин, А.Л. Юрганов // История СССР. – 1991. – №4.
8. Н.Н. Петрухинцев Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI в. / Н.Н. Петрухинцев //Вопросы истории. – 2004. – №7.
9. Россия XV–XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986.
10. Р.Г. Скрынников Начало опричнины. / Р.Г. Скрынников – Л., 1964.
11. Р.Г. Скрынников Опричный террор. / Р.Г. Скрынников – Л., 1969.
12. Р.Г. Скрынников Иван Грозный. / Р.Г. Скрынников – М., 1975.
13. Р.Г. Скрынников Россия накануне «Смутного времени». / Р.Г. Скрынников – М., 1981.
14. Р.Г. Скрынников Ермак. / Р.Г. Скрынников – М., 1986.
15. А.С. Смыкалин Судебная система Российского государства от Ивана Грозного до Екатерины II (XVI–XVIII вв.) / А.С. Смыкалин //Вопросы истории. – 2004. – №8.
16. А.И. Филюшкин Термины «царь» и «царство» на Руси / А.И. Филюшкин // Вопросы истории. – 1997. – №8.
17. С.О. Шмидт Становление российского самодержавия: Исследование социально–политической истории времен Ивана Грозного. / С.О. Шмидт – М., 1973.
18. С.О. Шмидт Российское государство в середине XVI столетия. / С.О. Шмидт . – М.,1984.
19. А.Л. Юрганов Опричнина и страшный суд / А.Л. Юрганов // Отечественная история. – 1997. – №3.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ РОССИИ (1598 –1613 годы)
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
...из истории России
ИНТЕРВЕНЦИЯ– насильственное вмешательство одного государства в дела другого, нередко с отторжением части территории.
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА– совокупность массовых, разрозненных крестьянских выступлений, в ходе которых, однако, складывается относительно организованное вооруженное ядро по главе с признанным вождем. Как правило, представляет собой стихийный протест против ухудшения положения, имеет характер мести против непосредственных угнетателей, не посягает на царскую власть. Первая крестьянская война в России прошла в 1606–1607 г.х.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ– период российской истории, продолжавшийся от смерти Федора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей, воцарения Романовых (1598–1613 годы). Для него характерно ожесточенное противоборство различных сословий, слоев и групп населения, защищающих сноп несовпадающие интересы, которое отягощалось неурожаями, появлением самозванцев и вмешательством Польши и Швеции и российские дела.
ПАТРИАРХ– высший титул глав самостоятельной православной христианской церкви. В России впервые избран в 1589 году.
...из истории других стран
БУРЖУАЗИЯ– социальная группа, класс общества, зародившийся еще в период позднего Средневековья. Являясь собственницей средств производства, организовывала производство, получая прибыль за счет различных источников, в том числе за счет эксплуатации наемных рабочих. В ходе буржуазных преобразований утвердила свое экономическое и политическое господство в обществе, что способствовало его прогрессивному развитию. Отличается неоднородностью, наличием групп с несовпадающими интересами.
КОЛОНИЯ– населенная территория, как правило, в Африке, Азии, Латинской Америке, захваченная какой–либо страной и используемая как источник дешевого сырья, рабочей силы и рынок сбыта.
КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА– политика захвата колонии, начавшаяся в Европе после Великих географических открытий. За время до первой мировой воины Франция увеличила свои территории за счет колонии в 23 раза, Германия – в 57, Бельгия – в 77, Испания – в 116, Великобритания – в 210 раз.
МЕТРОПОЛИЯ– страна, владеющая колониями.
НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ
...из истории России
1584–1598 гг. – Царствование Федора Ивановича, женатого на Ирине Федоровне, сестре боярина Б. Годунова, который со временем стал фактическим соправителем царя.
Результаты внутренней и внешней политики
Б. Годунова при жизни царя Федора
1586–1587 гг. – Основание городов Воронежа, Самары, Тюмени, Уфы, крепости Тобольск и др.
1589 г. – Признание византийской церковью права России на создание патриаршества, независимого от Константинополя. Избрание Церковным Собором на престол ставленника Б. Годунова митрополита Нова.
1590–1593 гг. – Война со Швецией за возвращение утраченных в 1583 году русских земель. Закончилась заключением в мае 1595 г. Тявзинского мира с возвращением России городов и крепостей: Яма, Корелы, Ивангорода, Копорья, Ниешпанца, Орешка.
1591 г., 15 мая – Смерть или убийство царевича Дмитрия в Угличе.
1597 г. – Указы о кабальных холопах, по которому все «добровольные холопы», служившие «без крепостей» и имевшие право свободного ухода от хозяев, превращались в кабальных до смерти хозяев; о пятилетнем сроке сыска беглых и насильно вывезенных крестьян.
Хроника основных событий Смутного времени
1598 г., январь – Смерть царя Федора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей, и принятие пострига его вдовой царицей Ириной Федоровной. Начало борьбы боярских группировок за престол.
1598–1605 гг. – Царствование Б. Годунова после избрания его царем на Земском Соборе в феврале 1598 г., что вызвало борьбу родовитого боярства против «малородного выскочки».
1598 г., май – июнь – Выступление царя с войском против крымского хана Казы–Гирея. Отказ последнего от похода на Москву. Разгром Сибирского ханства.
1600 г. – Заключение перемирия с Речью Посполитой на 20 леТ. Ссылка Б. Годуновым лидеров оппозиции П. Вельского, бояр Романовых и др.
1602–1603 гг. – Неурожай, голод и мор в России. Рост борьбы крестьян и посадских людей против знати и монастырей, спекулировавших хлебом.
1603 г., август–сентябрь – Восстание крестьян и холопов под
руководством атамана Хлопка, разгромленное войсками.
1604 г., октябрь – ноябрь – Вступление войск Лжедмитрия 1 на русскую землю и переход на его сторону многих сотен русских городов. Бегство самозванца в Путивль после его разгрома в январе 1605 г..
1605 г., апрель–июль – Царствование 16–летнего Федора Борисовича Годунова после смерти отца. Убит вместе с матерью царицей Марией москвичами.
1605 г., 20 июня – 1606 г., 17 мая – Царствование Лжедмитрия I после его торжественной встречи с москвичами.
1605 г., 21 июня – Венчание самозванца на царство под именем
Дмитрия I.
1606 г. январь–февраль – Подтверждение принципа личной
зависимости служилого холопа до смерти господина, без перехода
кабального к наследникам; восстановление 5–летнего срока сыска беглых, с разрешением ухода крестьян в случае угрозы голода.
1606 г., 3 мая – Брак Лжедмитрия I с Мариной Мнишек. 1606–1610 гг. – Царствование Василия IV Шуйского после организованного им заговора против Лжедмитрия I и избрания 19 мая 1606 г. царем без созыва Земского Собора.
1606–1607 гг. – Крестьянская воина под руководством Ивана Исаевича Болотникова.
1607 г. – Указы: о «добровольных холопах» с запретом насильно обращать в кабалу вольных слуг, не оформивших «крепости» с землевладельцем; об установлении 15–летнего срока сыска беглых крестьян.
1607 г., июнь – Создание Лжедмитрием II в Тушине под Москвой органов государственной власти, что привело к складыванию двоевластия в стране.
1609 г., февраль – Подписание русско–шведского договора о предоставлении шведской военной помощи для разгрома Лжедмитрия II, в обмен на оплату и передачу Швеции Корелы с уездом. Начало шведской интервенции после поражения Лжедмитрия II в конце 1609 г..
1609 г., сентябрь – Ввод в Россию польских войск со ссылкой на
незаконность русско–шведского договора. Начало польской интервенции.
1610 г., 17 июля – Свержение Василия Шуйского дворянами под предводительством Захара Ляпунова. Приход к власти Боярской Думы во главе с князем Мстиславским или «Семибоярщина», которая находилась у власти до 1613 г.
1610 г., август – Подписание договора о призвании на русский престол польского королевича Владислава. Принятие московскими боярами присяги Владиславу.
1610 г., 21 сентября – Вступление в Москву польских войск и начало управления со стороны ставленника польского короля Сигизмунда II пана Гонсевского.
1610 г., 11 декабря – Убийство Лжедмитрия II, которого часть населения считала законным царем, и выдвижение на передний план борьбы народа за освобождение страны от интервентов.
1611 г., январь – июль – Формирование первого народного ополчения во главе с дворянином П. Ляпуновым. Его распад из–за разногласий среди участников.
1611 г., июль – Подписание шведами договора с новгородскими боярами о поддержке ими кандидатуры сына шведского короля на русский престол.
1611 г., сентябрь – октябрь – Формирование второго земского ополчения в Нижнем Новгороде во главе с К. Мининым и князем Д. Пожарским.
1612 г. – Создание и деятельность Земского Совета («Совета всей земли» – Временного правительства в Ярославле). 26 октября – капитуляция польского гарнизона в Москве.
...из истории Европейских стран и Северной Америки
1596 г. Создание Брестской унией униатской греко–католической церкви (уния– от даТ. «единение»). Получила распространение на территории Западной Украины и Белоруссии.
1600 г. – Основание английской Ост–Индской компании.
1602 г. – Основание голландской Ост–Индской компании.
1604 г. – Начало колонизации Канады французами.
1607 г. – Основание Виржинии – первой английской колонии в Северной Америке.
1608 г. – Образование Евангелической унии в Германии.
1609 г. – Образование католической лиги в Германии.
Крестьянские войны в истории России
1606 – 1607гг. – Кестьянская война под предводительством
И. Болотникова.
1667 –1671 гг. – Крестьянская война под предводительством С. Разина.
1773 – 1775 гг. – Крестьянская война под предводительством
Е. Пугачева.
Крестьянские войны в истории Западной Европы
1358 г. – Жакерия во Франции.
1381 г. – Восстание Уотта Тайлера в Англии.
1542 г. – Крестьянская война под предводительством Тома Мюнцера.
ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Число погибших в период голода 1601–1603 гг.
«Только на трех кладбищах Москвы за 2 г. и 4 месяца было похоронено умерших от голода 127 тысяч человек».
Копанев А.И. и др. – С.206.
Размах крестьянской войны под руководством Болотникова
«…7 октября (1606 г.) войска Болотникова подошли к самой Москве. Затем, соединившись с отрядом Истомы Пашкова, пришел в село Коломенское сам Болотников. Его войско насчитывало в тот момент свыше 100 тыс. человек. 70 городов были верны Болотникову. Не только центр и юг страны, но также Поволжье, Западный Урал, Псков, Астрахань были на стороне Болотникова. Никогда еще народное движение в России не достигали такого масштаба».
Сахаров А.М. Указ. – соч. С.125.
Последствия Смутного времени в сельском хозяйстве России
«Еще в 40–х г.х XVII столетия в четырнадцати центральных уездах распаханная земля составляла всего 42% ранее возделывавшихся земельных угодий, и лишь к 70–м г.м эта цифра поднялась до 60% с лишним. Процесс восстановления разрушенной экономики был медленным в центре».
Там же. – С.135.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ
Указ царя Федора Ивановича о беглых крестьянах, 1597 год, ноябрь 24
«Лета 7106 (1597 г.) ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из–за бояр, из–за дворян, и из–за приказных людей, и из–за детей боярских, и из–за всяких людей, ис поместий, и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырьских вотчин выбежали до нынешнего 106 году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из–за ково они выбежали, и патриаршим, и митрополичим, и владычним, и детем боярским, и монастырских сел приказщиком и служкам давать и суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешнего 106 году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из–за кого они выбежали, и патриарши, и митрополичьи, и владычни, и дети боярские и монастырских вотчин приказщики и слушки на тех своих беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем он, из–за них выбежав, живут до нынешнего 106 году лет за шесть и за семь и за десять и болше, государю не бивали челом, – и государь указал на тех беглых крестьянех в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, выбежав, живут, суда не давати и назад им, где хто жил, не вывозити. А давати суд и иск в беглых крестьянех которые до нынешнего 106 году выбежали за пять леТ. А которые дела в беглых крестьянех засужены, а до нынешняго государева указу не вершены, – и государь указал те дела вершить по суду и по сыску».
Печатано по: Памятники русского права. Вып. 4. – М, 1956. – С.539, 540.
ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА
О причинах и сущности Смутного времени
«Итак, ни пресечение династии, ни появление самозванца не могли сами по себе послужить достаточными причинами Смуты; были какие–либо другие условия, которые сообщили этим событиям такую разрушительную силу. Этих настоящих причин Смуты надобно искать под внешними поводами, ее вызвавшими... Скрытые причины Смуты открываются при обзоре событий Смутного времени в их последовательном развитии и внутренней связи. Отличительной особенностью Смуты является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества, и выступают в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло боярство; оно и начало Смуту».
Ключевский В.О. Указ. соч. Т.3, С. 26 – 27
«Одну из таких теорий представляет в своей «Истории России С.М. Соловьев. Он считает первой причиной смуты дурное состояние народной нравственности, явившиеся результатом столкновения новых государственных начал со старыми дружинными. Это столкновение, по его теории, выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Смутное время, таким образом, он понимает, как время борьбы общественного и противообщественного элемента в молодом Московском княжестве, где государственный порядок встречал противодействие со стороны дружинных начал и противообщественного настроения многолюдной казацкой среды (ИсТ. России, VII, гл. II). Другого воззрения держится К.С. Аксаков. Аксаков признает смуту фактом случайным, не имеющим глубоких исторических причин. Смута была к тому же делом «государства», а не «земли». Над ней спорили и метались люди государства, а не земские. Во время междуцарствия разрушалось и наконец рассыпалось вдребезги государственное здание России, говорит Аксаков: «Под этим развалившимся зданием открылось крепкое земское устройство… в 1512 – 13 гг. земля встала и подняла развалившееся государство». Нетрудно заметить, что это осмысление смуты сделано в духе общих исторических воззрений К. Аксакова и что оно в корне противоположно воззрениям Соловьева. Третья теория выдвинута И.Е. Забелиным («Минин и Пожарский»); она в своем генезисе является сочетанием первых двух теорий, но сочетанием очень своеобразным. Причины смуты он видит, как и Аксаков, не в народе, а в «правительстве», иначе в «боярской дружинной среде» (эти термины у него равнозначащи). Боярская и вообще служилая среда во имя отживших дружинных традиций (здесь Забелин становится на точку зрения Соловьева) давно уже крамольничала и готовила смуту. Столетием раньше смуты для нее созидалась почва в стремления дружины править землей и кормиться за ее счеТ. Сирота–народ в деле смуты играл пассивную роль и спас государство в критическую минуту. Народ, таким образом, в смуте ничем не повинен, а виновником были «боярство и служилый класс». Н.И. Костомаров (в разных статьях и в своем «Смутном времени») высказал иные взгляды. По его мнению, в смуте виновны все классы русского общества, но причины этого бурного переворота следует искать не внутри, а вне России. Внутри для смуты были лишь благоприятные условия. Причина же лежит в папской власти, в работе иезуитов и в видах польского правительства. Указывая на постоянные стремления папства к подчинению себе восточной церкви и на искусные действия иезуитов в Польше и Литве в конце XVI века, Костомаров полагает, что они, как и польское правительство, ухватились за самозванца с целями политического ослабления России и ее подчинения папству. Их вмешательство придало нашей смуте такой тяжелый характер и такую продолжительность.
Это последнее мнение уже слишком одностороннее: причины смуты несомненно лежали столько же в самом московском обществе, сколько и вне его. В значительной степени наша смута зависела и от случайных обстоятельств, но что она совсем не была неожиданным для современников фактом, говорят нам некоторые показания Флетчера: в 1591 г. издал он в Лондоне свою книгу о России ( On the Russian Common Wealth), в которой предсказывает вещи, казалось бы, совсем случайные. В V главе своей книги он говорит: «Младший брат царя ( Феодора Ивановича), дитя лет шести или семи, содержится в отдаленном месте от Москвы (Т.е. в Угличе) под надзором матери и родственников из дома Нагих. Но, как слышно, жизнь его находится в опасности от покушения тех, которые простирают свои виды на престол в случае бездетной смерти царя». Написано и издано было это до смерти царевича Дмитрия. В этой же главе говорит Флетчер, что «царский род в России, по–видимому, скоро пресечется со смертью особ, ныне живущих, и произойдет переворот в русском царстве». Это известие напечатано было за семь лет до прекращения династии. В главе IX он говорит, что жестокая политика и жестокие поступки Ивана IV, хотя и прекратившиеся теперь, так потрясли государство и до того возбудили общий ропот и непримиримую ненависть, что, по–видимому, это должно окончиться не иначе как всеобщим восстанием. Это было напечатано, по крайней мере, лет за 10 до первого самозванца. Таким образом, в уме образованного и наблюдательного англичанина за много лет до смуты сложилось представление о ненормальности общественного быта в России и возможном результате этого – беспорядках. Мало того, Флетчер в состоянии даже предсказать, что наступающая смута окончится победой не удельной знати, а простого дворянства. Это одно должно убеждать нас, что действительно в конце XVI в. в русском обществе были уже ясны те болезненные процессы, которые сообщили смуте такой острый характер общего кризиса».
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2 ч. Ч. I. – 1994. – С. 247–249.
«На рубеже XVI и XVII вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный кризис, морально–политический и социально–экономический. Положение двух основных классов московского населения – служилых и «тяглых» людей – и раньше не было легким; но в конце XVI в. положение центральных областей государства значительно ухудшилось.
С открытием для русской колонизации обширных юго–восточных пространств, среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего «тяга», и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук и к тяжелому экономическому кризису внутри государства. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное и помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений.
Положение холопов «полных» и «кабальных», конечно, всегда было достаточно тяжелым, а в конце XVI в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более ½ г..
Во 2–й половине XVI в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война (продолжавшаяся 25 лет и окончившаяся полной неудачей) потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 г. значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения (особенно в «опричных» областях), усиливала общий разлад и деморализацию; в царствование Грозного «водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего» (Соловьев).
Пока на Московском престоле сидели государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого и строители Московского государства, население в огромном большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим «природным государям». Но когда династия прекратилась, и государство оказалось «ничьим», земля растерялась и пришла в брожение».
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М. – 1991. – С. 151, 152.
О влиянии процессов Смутного времени на взаимоотношения
общества и власти
«В Смуту общество, предоставленное самому себе, поневоле приучалось действовать самостоятельно и сознательно, и в нем начала зарождаться мысль, что оно, это общество, народ, не политическая случайность, как привыкли чувствовать себя московские люди, не пришельцы, не временные обыватели в чьем–то государстве, но что такая политическая случайность есть скорее династия: в 15 лет, следовавших за смертью царя Федора, сделано было четыре неудачных опыта основать новую династию и удался только пятый. Рядом с государевой волей, а иногда и на ее месте теперь не раз становилась другая политическая сила, вызванная к действию Смутой, – воля народа, выражавшаяся в приговорах земского собора, в московском народном сборище, выкрикнувшем царя Василия Шуйского, в съездах выборных от городов, поднимавшихся против вора тушинского и поляков. Благ.ря тому мысль о государе–хозяине в московских умах постепенно если не отходила назад, то осложнялась новой политической идеей государя – избранника народа. Так стали переверстываться в сознании, приходить в иное соотношение основные стихии государственного порядка: государь, государство и народ. Как прежде из–за государя не замечали государства и народа и скорее могли представить себе государя без народа, чем государство без государя, так теперь опытом убедились, что государство, по крайней мере некоторое время, может быть без государя, но ни государь, ни государство не могут обойтись без народа».
Ключевский В.О. Указ. соч. – Т.3, – С. 64.
«Но события смутной поры, необычные по своей новизне для русский людей и тяжелые по своим последствиям, заставляли наших предков болеть не одними личными печалями и размышлять не об одном личном спасении и успокоении. Видя страдания и гибель всей земли, наблюдая быструю смену старых политических порядков под рукой и своих и чужих распорядителей, привыкая к самостоятельности местных миров и всей земщины, лишенный руководства из центра государства русский человек усвоил себе новые понятия: в обществе крепло чувство национального и религиозного единства, слагалось более отчетливое представление о государстве. В XVI в. оно еще не мыслилось как форма народного общежития, оно казалось вотчиной государевой, а в XVII в., по представлению московских людей, это уже «земля», Т.е. государство. Общая польза, понятие, не совсем свойственное XVI веку, теперь у всех русских людей стоит на первом плане: своеобразным языком выражают они это, когда в безгосударственное время заботятся о спасении государства и думают о том, что «земскому делу пригодиться» и «как бы земскому делу было прибыльнее». Новая, «землею» установленная власть Михаила Федоровича вполне усваивает себе это понятие общей земской пользы и является властью вполне государственного характера.
Эти новые, в смуту приобретенные, понятия о государстве и народности не изменили срезу и видимым образом политического быта наших предков, но отзывались во всем строе жизни XVII в. и сообщали ей очень отличный от старых порядков колориТ. Поэтому для историка и важно отметить появлений этих понятий. Если, изучая Московское государство XVI в., мы еще спорим о том, можно ли назвать его быт вполне государственным, то о XVII в. такого спора быть не может, потому уже, что сами русские люди XVII в. сознали свое государство, усвоили государственные представления, и усвоили именно за время смуты, благ.ря новизне и важности ее событий. Не нужно и объяснять, насколько следует признавать существенными последствия смуты в этой сфере общественной мысли и самосознания».
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2 ч. Ч. I. 1994. – С. 345, 346.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
1. Попытайтесь ответить на вопрос: Смутное время является следствием реформаторской деятельности Ивана Грозного или же оно началось под влиянием других причин?
2. Чем объяснить причины избрания на Земском Соборе в феврале 1598 г. вопреки мнению Боярской Думы Б. Годунова? В чем заключались его заслуги перед Россией?
3. Почему уже через несколько лет после избрания в народе стали ходить слухи, что Б. Годунов – незаконный царь и Бог наказывает за это Россию и россиян?
4. Чем объяснить появление в России в Смутное время самозванцев, которых поддерживала значительная часть населения?
5. Какие способы выдвижения на престол очередных монархов были апробированы в период Смуты (на примере Б. Годунова, Ф. Годунова, Лжедмитриев I и II, В. Шуйского, польского королевича Владислава)?
6. Какие меры предпринимали временные монархи для стабилизации обстановки в стране, и почему социально–политическая и политическая ситуация в стране, несмотря на это, неуклонно ухудшалась вплоть до начала такого явления, как иностранная интервенция?
7. Чем можно объяснить начало первой в истории России крестьянской войны под руководством И. Болотникова? Состав и цели восставших.
8. Почему принятый первым Земским ополчением «Приговор земли Русской» привел к раздорам среди его участников и распаду ополчения?
9. Какие факторы повлияли на успех второго Земского ополчения под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского?
10. Как во время Смуты изменились отношения основной массы населения и государственной власти в лице монархов?
11. Какие политические, социальные, экономические последствия были вызваны Смутой в жизни каждого сословия и страны в целом?
ЛИТЕРАТУРА
1. Вовина, В.Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) / В.Г. Вовина// Вопросы истории. – 1991. – №7, 8.
2. Забелин, И. Общий очерк смутного времени / И. Забелин// Родина. – 1990. – №1.
3. Зимин, А.А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. / А. А. Зимин – М., 1986.
4. Морозова, Л.Е. Борис Федорович Годунов / Л. Е. Морозова // Вопросы истории. – 1998. – №1.
5. Нольте, Г.Г. Русские крестьянские войны как восстание окраин / Г. Г. Нольте // Вопросы истории. – 1994. – №11.
6. Петрухинцев Н.Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI в. / Н. Н. Петрухинцев //Вопросы истории. – 2004. – №7.
7. Скрынников, Р.Г. Борис Годунов. / Р. Г. Скрынников – М., 1978.
8. Скрынников, Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках. / Р. Г. Скрынников – М., 1988.
9. Скрынников, Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». / Р. Г. Скрынников – М., 1988.
10. Скрынников, Р.Г. Спорные вопросы восстания Болотникова / Р. Г. Скрынников // История СССР. – 1989. – №5.
11. Смута в Московском государстве. Россия начала XVII века в записках современников. – М., 1989.
ЦАРСТВОВАНИЕ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
...из истории России
БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ– земли светских и духовных феодалов в XVI –XVII веках, которые были освобождены от уплаты государственных налогов.
БУНТАШНЫЙ ВЕК– так современники называли XVII век, в течение которого прошли крестьянские войны под руководством И. Болотникова и С. Разина, «соляной» и «медный» бунты, а также множество выступлений в городах и сельской местности.
КАТОРГА– пик наказания, сочетающий в себе особо строгий режим содержания с привлечением заключенных к тяжелому физическому труду, который стал применяться с начала XVII в.
СИРОТЫ– название крестьян и других тяглых людей в XVI – XVII веках.
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ– раскол церкви в ходе реформы патриарха Никона. Раскольники – официальное название сторонников старообрядчества.
...из истории Европейских стран
БИЛЛЬ О ПРАВАХ1689 г. – документ, принятый английским парламентом в целях ограничения всевластия короля. Билль лишал короля права отменять или приостанавливать изданные парламентом законы, вводить налоги и собирать войско без согласия парламента. Он положил начало складыванию конституционной монархии в Англии.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА– крайняя форма борьбы общества за выбор путей дальнейшего развития. Как правило, является следствием революций, например, английской буржуазной революции XVII века.
НОВЫЕ ДВОРЯНЕ– так в Европе называли феодалов–землевладельцев, занимавшихся в своих имениях производством продуктов на продажу, а также получением доходов за счет сдачи земли в аренду. По интересам и образу жизни они сближались с буржуазией.
ПУРИТАНИЗМ(от лаТ. – «чистый») – движение верующих в Англии XVII веке за «очищение» веры, направленное против господства католической церкви и ее епископата. Сторонники пуританизма требовали независимости церкви от королевской власти, коллегиального управления церковными делами, отказа от пышных церковных обрядов, прославляли мирской аскетизм, трудолюбие, бережливость. Движение являлось формой борьбы против абсолютизма.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ
...из истории России
1613 – 1645 гг. – Царствование Михаила Федоровича Романова, после его избрания на Земском Соборе и венчания на царство 11 июля 1613 г..
1613 – 1614 гг. – Попытка казачьего атамана И. Заруцкого и Марины Мнишек создать в низовьях Волги особое государство под защитой персидского шаха. Выдача их правительству яицкими казаками в июне 1614 г..
1617 г., 27 февраля – Подписание Столбовского «вечного мира»
России и Швеции после длительных переговоров при посредстве
Англии и Голландии. Россия потеряла выход к Балтийскому морю и
передала Швеции города Иван–город, Копорье, Ям, Орешек.
1618 г., 1 декабря – Заключение Деулинского перемирия России
с Речью Посполитой на 14,5 г. после поражения войск польского
королевича Владислава. К Речи Посполитой отошли Смоленские, Черниговские и Новгород–Северские земли.
1619–1633 гг. – Патриаршество Филарета, отца Михаила Федоровича Романова, который после возвращения из польского плена и получения титула Великого государя стал соправителем царя Михаила.
1619 г. – Указ о проведении первой поземельной переписи в России.
1621 г. – Приглашение в Россию из–за границы мастеров – «рудознатцев». Начало выпуска при царском дворе рукописных «Курантов», газеты с переводными зарубежными известиями.
1627 г. – Указ о приравнивании выслуженных поместий к вотчинам.
1631 – 1632 гг. – Формирование 12 регулярных полков «иноземного строя» из «даточных» и «охочих» людей.
1632 г., июнь – 1634 г., июль – Война России с Речью Посполитой за возвращение Смоленска. Заключение мирного договора между Россией и Польшей в д. Семлево, подтвердившего границы по Деулинскому перемирию. Отказ Владислава IV от претензий на русский престол.
1634 –1635 гг. – Указы об «урочных летах» и о продолжении срока сыска беглых крестьян на 10 леТ.
1637 г. – Указ об увеличении срока сыска «урочных лет» до девяти леТ.
1641 г. «Урочные лета» были увеличены для беглых крестьян до 10 лет, для вывезенных другими феодалами – до 15.
1639 г. – Присяга на верность русскому царю кахетинского царя Теймураза.
1642 г., январь – Земский Собор по вопросу о судьбе захваченной донскими казаками турецкой крепости Азов. Повеление казакам оставить Азов.
1645 – 1676 гг. – Царствование Алексея Михайловича, сына Михаила Федоровича Романова.
1646 – 1647 гг. – Общая перепись тяглого и частью нетяглого населения (по «живущей четверти»).
1646 г., февраль – Введение налога на соль взамен прямого налога в виде ямских и стрелецких денег, а в декабре 1647г. его отмена из–за убытков в казне и протестов населения.
1648 г., июнь – «Соляной бунт» в Москве, июнь–декабрь – восстание в Сольвычегодеке, Курске, Воронеже, Томске, Нарыме, Сургуте и др. городах.
1649 г., 29 января – Принятие нового свода законов России –
Соборного Уложения царя Алексея Михайловича, отменившего «урочные годы» и окончательно юридически закрепостившего крестьян.
1647 – 1654 гг. – Борьба украинского народа под руководством Б.Хмельницкого против Речи Посполитой.
1652 г., июль – Избрание на Церковном Соборе новгородского митрополита Никона патриархом.
1653 г., октябрь – Принятие Земским Собором решения об
удовлетворении просьбы Б. Хмельницкого и Войска Запорожского о
принятии православного народа Украины под высшую руку русского
царя.
1654 г., январь – Решение Переяславской Великой Рады о воссоединении Украины с Россией.
Конец 1653 г. – начало 1654 г. – одобрение Церковным Собором реформ Никона, приведших к церковному расколу.
1656 г., апрель – май – Отлучение церковным Собором от церкви еретиков, не принявших реформу Никона. Обострение отношений между Никоном, претендующим на верховенство духовной власти над светской, и царем Алексеем Михайловичем.
1656–1658 гг. – Война России со Швецией. Заключение в декабре 1658 г. перемирия со Швецией на 3 г. в Валиесарах с возвратом России Коненгаузена, Дерпта, Мариенбурга, Сыренска. В июле 1661 г.– заключение Кардисского мира России со Швецией с отказом России от территориальных приобретений, восстановление границы со Швецией по Столбовскому миру 1617 г..
1658 г. – Учреждение Приказа тайных дел при царе для повышения эффективности самодержавного правления.
1660–1667 гг. – Денежный кризис из–за чеканки медной монеты вместо серебряной.
1662–1664 гг. – Восстание коренного населения Западной Сибири, Башкирии и Казанского уезда против притеснений при сборе ясака.
1662 г., 25 июля – Восстание «медный бунт» в Москве против сбора стрелецкого налога и «пятой деньги».
1666 г., ноябрь – 1667г., январь – Осуждение Церковным Собором с участием вселенских патриархов, патриарха Никона, лишение его патриаршего сана со ссылкой в Белозерский Ферапонтов монастырь. Издание царских указов о розыске и казнях раскольников – старообрядцев.
1667 г., январь – Андрусовское перемирие России с Речью
Посполитой на 13,5 г.. Возвращение России Смоленской и Черниговской земель, признание воссоединения Левобережной Украины с Россией.
1670 – 1671 гг. – Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.
1672 г. – Посольство Андрея Андреевича Виниуса в Англию, Францию, Испанию для организации европейской коалиции против Турции.
1675–1677 гг. – Неудачное русское посольство во главе с Николаем Спафарием в Китай.
1676–1682 гг. – Царствование Федора Алексеевича.
1676–1681 гг. – Война России с Турцией и Крымом за правобережную Украину.
1677–1678 гг. – Проведение подворной переписи.
1679 –1681 гг. – Переход от посошного к подворному налогообложению.
1678 г., июль – Договор России с Речью Посполитой о продлении перемирия на 13 лет, передача Речи Посполитой Невеля, Себежа и Велижа с уездами в обмен на Киев.
1681 г., январь – Заключение Бахчисарайского перемирия между
Россией, Турцией и Крымским ханством на 20 лет, признание
воссоединения Левобережной Украины и Киева с Россией и русского
подданства запорожских казаков.
1682 г., январь – Указ Боярской Думы об отмене местничества и
окончательном уравнении в правах отдельных разрядов феодалов.
Публичное сожжение Разрядных книг.
1682 г., апрель – Сожжение в Пустоозерске руководителей раскола Аввакума, Лаздия, Епифания, Никифора.
1682 г., 12 апреля – Смерть царя Федора Алексеевича.
1682 – 1689 гг. – Правление Софьи Алексеевны как регентши при малолетних царях Иване IV и Петре I.
1687 г., май – июнь – первый, 1689 г., апрель – май – второй крымский поход русских войск под руководством князя В.В. Голицина. Оба неудачны.
1687 г. – Основание в Москве Славяно–греко–латинского училища, впоследствии академии.
... из истории европейских стран
1618 – 1630 гг. – Тридцатилетняя война в Европе.
1639 г. – Окончательный раздел Армении между Турцией и Ираком.
1640 – 1660 гг. – Английская буржуазная революция, провозглашение в 1649 г. Англии республикой.
1649 – 1651 гг. – Завоевание Англией Ирландии.
1651г. – Принятие английским парламентом «Навигационного акта», разрешавшего ввоз в Англию товаров только на английских кораблях и кораблях стран–производительниц этого товара. Способствовал превращению Англии в великую морскую державу. Обусловил войны с Голландией за морское владычество.
1666 г. – Основание Парижской Академии наук.
1672 – 1685 гг. – Война Франции с Голландией и Испанией.
1683 – 1698 гг. – Война Турции против Австрии, Польши, Венеции, с 1689 г. против России. Образование Священной Лиги (антитурецкой) вышеназванных стран.
ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Кандидатуры на русский престол, обсуждаемые на Земском Соборе
в январе–феврале 1613 г.
«Бояре предлагали польского Владислава или шведского Карла–Филиппа. Эти кандидатуры были отвергнуты Собором. Казацкие руководители предлагали сына Марины Мнишек, которого все называли «воренком». Но и «воренок» не прошел. Сошлись на кандидатуре 16–летнего Михаила Федоровича Романова, родственника первой жены Ивана Грозного, как бы по основной линии продолжавшего прежнюю династию».
Сахаров А.М. Указ. соч. – С.133.
Среднестатистическое количество крестьян у различных категорий землевладельцев в 30–е годы XVII века
«По списку владений 1637 – 1638 гг. на каждого члена Боярской Думы в среднем приходилось по 520 крестьянских дворов, на московского служилого человека – по 34, на уездного – 5–6 дворов».
История СССР. – Т.2. – С.304
Некоторые претенденты на российский престол
1. Польский королевич Владислав.
2. Шведский принц Карл–Филлип.
3. Сын Марины Мнишек и Лжедмитрия – Иван.
4. Родственник первой жены Ивана Грозного – Михаил Романов.
Состав участников Земского Собора 1649 г.
Высшее духовенство | |
Бояре, столичное дворянство, приказная администрация | |
Провинциальное дворянство | |
Торговые и посадские люди | |
Стрельцы | |
Итого |
Распространение крепостного права в России
судя по переписи 1678–1679 годов (в европейской части страны)
«Из 812 тыс. тяглых дворов лишь немногим более 10% принадлежало посадским людям и черносошным (государственным) крестьянам. Подавляющая масса учтенных переписью домовладельцев являлись крепостными либо светских феодалов (около 67%), либо высшего духовенства, монастырей и церквей (свыше 13%), либо первого помещика – царя (более 9%)».
История СССР. – Т.3. – С. 16–17.
Основные этапы закрепощения крестьян
1497 г. | «Судебник» Ивана III | Ограничение крестьянам срока ухода от владельца неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября) |
1550 г. | «Судебник» Ивана IV | Ограничение сроков ухода от помещика одним днем в году – Юрьевым днем |
1581 г. | Введение заповедных лет | Запрет выхода в Юрьев день |
1 февраля 1597 г. | Указ о кабальных холопах | Лишение кабальных холопов права возвращать себе личную свободу до смерти их господина |
24 ноября 1597 г. | Указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян | Распространялся также на крестьян, бежавших за пять лет до данного указа |
1606 г. | Подтверждение принципа личной зависимости служилого холопа до смерти господина, без перехода кабального к наследникам | |
1607 г. | Указ о введении 15 –летнего поиска беглых | |
21 мая 1609 г. | Указ о бескабальных холопах | Передача феодалами бескабальных холопов, проживавших у них не менее пяти лет |
1637 г. | Указ об увеличении срока «урочных годов» до девяти лет | |
1641 г. | Указ об увеличении срока «урочных годов» для беглых крестьян до 10 лет, для вывезенных другими феодалами – до 1 5 лет | |
1649 г. | Закрепление Соборным уложением Алексея Михайловича Романова личной зависимости крестьян от землепользователей |
Крупнейшие душевладельцы России
«Например, Б.И. Морозов имел более 300 сел и деревень (99 тыс. дворов) в 19 уездах – 80 тысяч десятин, 7012 дворов имел дядя царя Н.И. Романов, 7819 дворов было у князя Я.К. Черкасского, 2791 двор – у Ф.И. Шереметева и Т.п. По–прежнему крупным было церковное землевладение. Троице–Сергиевский монастырь имел около 17 тыс. дворов в 40 уездах, 9 тыс. крестьянских дворов находилось в вотчине московского патриарха, а всего во владении церкви находилось около 120 тыс. дворов».
Сахаров А.Н. Указ. соч. – С.137.
Состав участников земского собора 1649 г., принявшего новый свод российских законов «Соборное Уложение»
«На Соборе было 340 участников, в том числе 14 представителей высшего духовенства, 40 – от бояр, столичного дворянства, высшей приказной администрации, 153 – от провинциального дворянства, 94 – от торговых и посадских людей, 15 – от стрельцов».
Сахаров A.Н. Указ. соч. – С. 234.
Основные последствия решений, принятых Земским Собором 1649 г.
1. Прикрепление крестьян к владельцам завершило процесс
оформления крепостного права в России.
2. Распространение крепостничества на города.
3. Закрепление победы самодержавия над церковью.
4. Закрепление неограниченной власти монарха.
Судьба земских соборов при первых Романовых
«Земский собор собирался при царе Михаиле не менее 10 раз, иногда из г. в год, при царе Алексее только 5 раз, и то лишь в первые 8 лет царствования. Ни разу не был созван при царе Федоре, дважды собирался наспех в кое–каком случайном составе в 1682 г., чтобы посадить на единодержавный престол рядом обоих его младших братьев, и в последний раз был созван Петром в 1698 г., чтобы судить царевну–заговорщицу Софию».
Ключевский. Указ. соч. – С. 293.
Масштабы самосожжения старообрядцев после раскола русской православной церкви
«Распространенным явлением были акты лишения старообрядцами себя жизни. ... По мысли старообрядцев, это были акты очищения от «никонианской мерзости». Только в течение 1675–1695 гг. зарегистрировано 37 «гарей», во время которых, по приблизительным подсчетам, погибло не менее 20 тыс. человек».
История СССР. - Т.3. - С. 108.
Даты закладки некоторых острогов в период колонизации Сибири
1586 г. – Основание острога Тюмень.
1587 г. – Образование Тобольска.
1593 г. – Основание г. Сургута.
1594 г. – Основание г. Тара.
1595 г. – Основание г. Обдорска.
1600 г. – Основание острога Хантайское зимовье в Мангазейском уезде.
1601 г. – Основание г. Мангазея в Енисейском регионе.
1604 г. – Основание г. Томска.
1621 г. – Основание Мелецкого острога в Енисейском регионе.
1628 г. – Основание Красного Яра.
1631 г. – Основание Братского острога.
1632 г. – Основание Якутского острога.
1638 г. – Основание Верхоянска (Якутск).
1640 г. – Основание с. Шушенское.
1641 г. – Основание Ачинского острога.
Численность войск Разина после поражения повстанцев под Симбирском
«Восстание распространялось по территории Среднего Поволжья. В это время в нем участвовало, по сообщению иностранца–современника (вероятно, преувеличенному), до 200 тыс. человек. ...По некоторым сведениям, во время подавления разинского восстания погибло до 100 тыс. его участников».
История СССР. – Т.3. –С. 96–97.
Город в России в середине XVII века
«В середине XVII в. в России было 254 города, где по неполным данным переписных книг 1646 г., стояло свыше 80 тыс. дворов».
Там же. – Т.2. – С.308.
Появление первых мануфактур
«…мануфактур в XVII в. было немного. Первая мануфактура была поставлена в 1631 г. – медеплавильный Ницинский завод на Урале. Затем возникли железоделательный завод Винниуса и Вильнинсона близ Тулы, несколько железоделательных мануфактур в Олонецком крае, поставленных Е. Гавриловым… Существовали предприятия дворового ведомства – Хамовный (текстильный), Печатный, Монетный дворы в Москве. Всего на протяжении XVII в. можно насчитать около 30 мануфактур».
Сахаров А.Н. Указ. соч. – С.145
Рост численности населения Западной Европы в XVII веке
«… по наиболее вероятным предположениям, все население западно–европейских стран к 1600 г. не превышало 90–95 млн человек, а к 1700 г. составляло не более 180 млн человек. Из них в деревне даже в наиболее развитых областях жило подавляющее большинство населения».
Новая история. Ч.1. Учебник для пед. институтов/ Под ред. проф. А.Л. Нарочницкого. Изд. 2–е, доп. – М., 1972. – С.10–11.
Организация охот царя Алексея Михайловича
«Царь Алексей был страстный сокольничий охотник. Приказ Тайных дел ведал 200 сокольников и кречетников, более 3000 соколов, кречетов, ястребов и до 100000 голубиных гнезд для корма и выучки охотничьих птиц».
Ключевский В.О. Указ. соч. – Т.3. – С.143
Свидетельство тяги горожан к грамоте
«Развитие городской жизни с ее ремеслами и торговыми занятиями, поя
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1780;