Древнегреческая (античная) философияв своем развитии прошла четыре основных этапа.
Текст лекции.
1. Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)
Древнегреческая (античная) философияв своем развитии прошла четыре основных этапа.
•демократический — VII— V вв. до н. э.;
• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;
• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.
К досократическому периодуотносится деятельность так называемых философов-"досократиков":
• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
• Гераклита Эфесского;
• элейской школы;
• атомистов (Демокрита, Левкиппа);
• некоторых иных философов.
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
Классический (сократический) период— время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).
К данному этапу относятся:
• философско-просветительская деятельность софистов;
• философия Сократа;
• зарождение "сократических" школ;
• философия Платона;
• философия Аристотеля.
Античная эпоха ознаменовала поворот к рациональному созерцанию вещей. Основными понятиями античной философии были понятия логоса, первопричин бытия, первоэлементов из которых складывается целостная картина космоса. Античная философия – это философия космоцентризма. Космос, исходя из мировоззрения древних греков, предстает в качестве одухотворенной природы. Античная философия есть начало западного рационального мышления. В рамках античной философии происходит переход от мифа к логосу. Логос – это упорядочная сила.
2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.
Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы милетской школы:
• выступали с материалистических позиций;
• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;
• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес(примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"). Он вводит понятия субстанции, как реальности, которая не нуждается ни в чем кроме себя. Мир состоит из воды, все есть вода. При этом вода в его философии выступает как некий смыслообраз, имеющий отношение к мифу.
• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);
• допускал наличие множества богов;
• считал центром вселенной Землю;
• точно определил продолжительность года — 365 дней;
• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр(610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Т.к. в качестве первоначала необходимо мыслить то, что не имеет качественной определенности.
Анаксимен(546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:
• первопричиной всего сущего считал воздух. Воздух объединяет все сущее. он как божественный эфир пронизывает все элементы.
• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);
Анаксагор впервые помыслил основание бытия множественность. Эти начала он называл гомеомериями - логосами бытия. Эти первоэлементы образуют космическую вселенную, исходя из порядка , который несет в себе космический ум Нус.
Эмпедокл впервые предположил множественность первоначал, и выделял 4 первоначала: воздух, вода, огонь и земля.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Причины перехода от матриархата к патриархату | | | Подготовка образцов. |
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 565;