Типология политических культур
Наибольшую известность в политической науке получила типология, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой («Гражданская культура», 1963). Они исследовали политические системы Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики и выделили три «чистых» типа политической культуры:
1) Приходская (патриархальная) политическая культура. Она преобладает в экономически отсталых странах. Для нее характерно отсутствие политических знаний, интереса граждан к политике. Население пассивно. Обычно не существует специализированных политических ролей. Политические ориентации не отделены от религиозных или экономических. Отношение к правительству мало определяется какими-то нормами.
2) Подданническая политическая культура. Она характеризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, невысоким уровнем индивидуальной активности граждан. Сильная ориентация граждан на политические институты сочетается с низкой индивидуальной активностью. Граждане не пытаются воздействовать на власть политическими методами, имеющимися в их распоряжении, надеются на то, что их проблемы решит кто-то другой.
3) Партиципаторная политическая культура. Граждане заинтересованы в политическом участии и проявляют активность в политическом процессе. Они ориентируются на активную личную роль в политической жизни, на обретение личного статуса в политической системе. Наличие у граждан возможностей и права выбора и контроля за властными структурами.
На практике эти типы политических культур взаимодействуют между собой и образуют смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения стабилизации властных отношений является по мнению Г. Алмонда и С. Вербы, гражданская культура, в которой доминируют подданнические и активные формы участия в политике. «Идеальный гражданин» должен одновременно оказывать по мере возможности влияние на власть и сохранять к ней лояльность, быть потенциально активным, но не проявлять такую активность постоянно. Именно гражданская культура является залогом демократии.
В содержательном плане существует типология политической культуры, основанная на специфических особенностях цивилизаций Запада и Востока (табл. 11.3).
Указанная противоположность западного и восточного типов культур, по мнению политологов, выражена и устойчива. На нее мало влияют даже серьезные политические преобразования. Только незначительному числу государств удалось синтезировать отдельные проявления данных типов культур. Примером может служить Япония, где в результате политических последствий второй мировой войны, технологического прорыва в группу сильнейших индустриальных государств произошло внедрение в японскую культуру либерально-демократических ценностей и образцов поведения западной цивилизации.
Таблица 11.3. Сравнение политических культур западного и восточного типов
Основания для сравнения | Политическая культура западного типа | Политическая культура восточного типа |
Базовые ориентации | Индивидуализм, само-ценность человека | Коллективистские формы ор-ганизации общественной жизни |
Политическая основа | Повышение значения личности в политической жизни общества; установ-ление гражданского кон-троля над государством; согласование противоре-чивых интересов и поиск компромисса; ориентация на правовое регулиро-вание конфликтов; свобо-да; плюрализм | Низкие, слабые позиции чело-века в сравнении с общиной и особенно государством; статус человека зависит от его полез-ности для общества; политика – сфера деятельности героев, вы-дающихся людей; разрешение конфликтов не на основе мо-рального авторитета властите-лей, начальников и т.п.; ориен-тация на силовое давление |
Экономическая основа | Частная собственность, индустриальный тип про-изводственных отношений | Подавление индивидуальной предпринимательской деятель-ности; централизованное управ-ление собственностью; аграр-ный характер производства |
Духовные ценности | Влияние католицизма и особенно протестантизма привели к утверждению таких жизненных прин-ципов: «трудись и пре-успеешь», «соревнуйся и прославишься» | Безраздельное господство рели-гиозных доктрин (арабо-мусуль-манской, конфуцианской, индо-буддисткой) привело к тому, что вероучения фактически поглотили критицизм светской философской науки |
Отношение к власти | Соперничество за власть понимается как игровая конкуренция; демократическая форма власти | Власть – область божественного правления; между простым че-ловеком и властью должен быть посредник; признание главенст-вующей роли элит и отсутствие контроля за их деятельностью; патернализм; авторитарные (ино-гда и деспотические) формы власти |
Отношение к государству | Государство – институт защиты прав и свобод человека | Государство – это орган при-нуждения и подавления |
Россия в силу своего исторического развития, геополитического положения находится как бы между двух культур – западной и восточной. Здесь формируется синкретическая культура, которая сочетает в себе ценности и способы политического участия граждан западного и восточного типов.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1008;