Давайте вспомним другую классификацию скульптуры.
Лепка в детском саду.
Скульптура (в переводе с лат.– высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. – леплю), вид изобразительного искусства, основанного на принципе объемного, физически 3-мерного изображения.
Как вы думаете, какой любимый объект изображения в скульптуре?
Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).
Главные выразительные средства скульптуры:
- постановка фигуры в пространстве;
- передача ее движения, позы, жеста;
- фактура лепки или обработка материала,
- зрительный эффект массы, весовых отношений;
- выбор пропорций;
- силуэт.
Выделяют основные разновидности скульптуры:
1. Круглая скульптура – это скульптура, которая свободно размещается в пространстве, рассчитана на одну или несколько точек зрения, а также для кругового обзора.
Приведите примеры, что к ней относят?
Статуя, статуэтка, торс, бюст, скульптурная группа.
2. Рельеф- это скульптурное изображение на плоскости, образующей ее фон.
- Углубленный рельеф (вырезанный на плоскости контур), получил распространение в архитектуре Древнего Египта.
- Выпуклый рельеф.
К нему относят:
- барельеф (букв. – низкий рельеф) – вид рельефной скульптуры, в которой выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. Барельеф (изобразительный и орнаментальный) – распространенный вид украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства. Барельефом часто украшаются также постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали.
- горельеф (букв. – высокий рельеф) – вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона больше чем на половину своего объема. Горельеф часто использовали в архитектуре.
Посмотрите на схему. Зарисуйте её.
Давайте вспомним другую классификацию скульптуры.
По содержанию и функциям выделяют следующие виды скульптуры:
1. Монументальная.
2. Монументально – декоративная.
3. Станковая.
4. Скульптура малых форм.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений.
Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах.
Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. Это статуэтки небольших размеров, выполненные из различного материала.
Вопрос
Скульптура выполняется из твёрдых и мягких пластичных материалов.
Искусствоведы дают следующее определение лепки.
Лепка – создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин)
путём наращивания или удаления пластической массы.
Лепка – один из первичных, основных процессов работы скульптора.
Методом лепки выполняются эскизы, а также модели, предназначенные для последующего перевода в другой материал.
Лепка – это вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру из пластического материала.
В работе с детьми используются 3 вида лепки.
1. Предметная(создание изображения отдельных предметов) – все возрастные группы. Это самый простой для ребёнка – дошкольника вид работы. Здесь он имеет дело с реальным объёмом.
2. Сюжетная (создание изображения нескольких предметов, объединённых одним общим сюжетом) – старший дошкольный возраст. Сюжетная лепка требует от детей большего объёма работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без неё, дополнить лепку деталями. Это сложный вид лепки, требует большего опыта, знаний и необходимых умений.
3. Декоративная (создание изображения по мотивам народного, декоративного искусства: народных игрушек, декоративных пластин по типу изразцов) – элементы украшения лепных работ дети осваивают уже в младшем дошкольном возрасте, а как вид вводится в старшем дошкольном возрасте.
Также целесообразно использовать в работе с детьми следующие виды лепки:
1. Лепка с натуры.
2. Лепка по памяти.
3. Лепка по замыслу.
Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи.
Охарактеризуем каждый из них.
В процессе лепки с натуры надо научиться видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки. Использовать можно лишь те из них, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной.Освещение должно быть таким, чтобы все формы предмета были отчетливо видны, а на рабочее место свет должен падать с левой стороны или сверху, чтобы тень от рук не заслоняла создаваемую форму.
В лепке по памяти надо уметь в короткий промежуток времени внимательно рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.
В лепке по замыслу стоит задача, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного или прочитанного, выбрать тему, пусть очень несложную, продумать ее с точки зрения выразительности образов, композиции, определить последовательность и приемы выполнения. Если предполагается лепить один предмет, его можно изобразить без подставки (например, сидящая собака, кошка). Если это целая композиция, то следует подумать о подставке, которая объединит все персонажи.
Вопрос
В отличие от проблем детского рисования, исследуемых во многих работах, такой вид изобразительной деятельности дошкольников, как лепка, намного реже является объектом изучения.
Исследования, проведенные Н.А. Курочкиной, Е.И. Корзаковой, Н.Б. Халезовой, раскрыли проблему детского творчества в лепке.
Самым фундаментальным исследованием этого плана является работа Н.Б. Халезовой по развитию художественных способностей старших дошкольников в лепке. Наталия Борисовна показала особенности создания скульптурного образа, использование детьми различных выразительных средств. Одним из условий развития детского творчества в лепке автор считает хорошую подготовку педагога в области разных видов изобразительной деятельности.
Исследование Надежды Александровны Курочкиной посвящено изучению сенсорных основ в лепке, процессам освоения объемной формы как сенсорного эталона, обучению детей приемам обследования предметов, анализу их характерных признаков, сравнению форм.
В работе Галины Валентиновны Пантюхиной раскрыт процесс обучения лепке младших дошкольников.
Все исследователи подчёркивают, что лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
1. Ребёнок познает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов.
2. У него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.
3. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Так, в младшей группе ребенок лепит столбики для забора. Он их перекладывает с одного места на другое, устанавливает в ряд, вокруг дома, пересчитывает и т. д. Старшие дошкольники во время лепки фигуры человека ищут место для прикрепления каждой части. При этом они непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем.
5. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и понимать необходимость его использования при обработке предмета со всех сторон.
6. Познаёт язык искусства скульптуры практическим путём, ощущая себя скульптором.
7. Формируются эстетические вкусы, развивается чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.
Особенности детской лепки.
1. Дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов.
2. Тесная связь с игрой - создаёт предметы для игры.
3. Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Для них существует одна цель — создать предмет, с которым можно играть.
4. Специфику лепки определяют материалы. Создавая предметы из глины, дети ощущают себя скульпторами, создающими керамические изделия.
5. Быстрое освоение детьми способов изображения дает возможность им раньше, чем в аппликации или рисовании, перейти к сюжетной лепке из 2—3 фигур.
6. Ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации.
7. Цвет является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кащея Бессмертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Если предоставляется выбор - лепить из однотонного пластилина или из цветного - ребенок всегда предпочтет цветной.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 3370;