Пространство и время в античной натурфилософии

Пространство и время играют важнейшую роль в человеческом мышлении. Эти понятия настолько фундаментальны, что на опреде­ленной ступени развития культуры в древних мифологических, религиозных и философ­ских системах они рассматривались как ге­нетическое начало мира. Отношение к про­странству и времени в Древней Греции было тесно связано с представлениями о структу­ре материи. Так, атомисты (Левкипп (предпол. 500—440 до н.э.), Демокрит (460 – 370 до н.э.)) при­держивались мнения о пустоте как о необхо­димом условии движения атомов: пустота — это «сцена», на которой «атомы разыгрыва­ют пьесу Бытия». Если бы пустота отсутствовала, то атомы ока­зались бы вплотную прижатыми друг к дру­гу и не могли бы двигаться.

Противоположное мнение о существова­нии пустого пространства высказывали древ­негреческие континуалисты (Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.), Аристотель (384-322 до н.э.)). Не отрицая категории пространства как вме­стилища материи, они тем не менее не допускали воз­можности существования пустого пространства, в кото­ром отсутствует материя. Такое пред­ставление о пространстве имело множество сторонников в истории естествознания. Например, древнегреческий философ Зенон (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) так доказы­вал невозможность существования пустого пространст­ва: «...Если все существующее существует в пространст­ве и само пространство существует, то где существует по­следнее?»

Аналогичное мнение высказывал один из великих предшественников Ньютона Р. Декарт (1596-1650): «Что касается пустого пространства в том смысле, в каком философы понимают это слово, то есть такого пространства, в кото­ром нет никакой субстанции, то очевидно, что в мире нет пространства, которое было бы таковым, потому что про­тяжение пространства как внутреннего места не отлича­ется от протяжения тела... Поэтому относительно про­странства, предполагаемого пустым, должно заключить, что раз в нем есть протяжение, то с необходимостью в нем должна быть и субстанция».

Не меньшее внимание уделяли древнегреческие фило­софы категории времени. В частности, Аристотель утвер­ждал, что время немыслимо, не существует вне движения, но оно не есть и само движение.

Распознать время, метризовать его (то есть принять какую-то шкалу времени) можно, лишь наблюдая какое-либо движение. Континуальный подход к понятию вре­мени проявлялся у Аристотеля в его рассуждениях о де­лимости времени. В отличие от атомистов, считавших, что время, как и пространство, имеет дискретный характер, Аристотель придерживался концепции непрерывного вре­мени.








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 857;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.