Мировоззрение: определение, структура, факторы формирования, типы.
Философия (гр. «фило» - любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире.
Основные характеристики мировоззрения:
- общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);
- исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);
- системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).
Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью мировоззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).
Основные мировоззренческие блоки:
- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);
- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);
- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);
- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).
Основные мировоззренческие уровни:
- эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе, прежде всего индивидуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;
- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных мировоззренческих концепций и идеалов;
- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.
Основные факторы формирования мировоззрения:
- внешние факторы: а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);
- внутренние факторы: а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.
Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типаммировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззренияпринято относить системы типических характеристик мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это, прежде всего мифологический, религиозный и философский типы.
Мифологический(гр. «миф» - сказание, предание)– самый древний тип мировоззренческой ориентации людей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общины и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива. Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях. В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются:
а) очеловечивание природы;
б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности;
в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач;
г) образная наглядность мифологических сюжетов;
д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.
Разложение мифологического мировоззрения в связи с развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.
Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоционально окрашенных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхъестественных сил, чаще всего – в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем.
Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также:
а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти;
б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ).
Основными мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам, наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм, индуизм и иудаизм. Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают:
а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов);
б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей);
в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения);
г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).
Философский тип мировоззренияхарактеризуется тем, что оно:
а) рационально (основано на знании и опирается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя);
в) системно (имеет внутренне единство своей структуры);
г) опирается на четкий понятийный (категориальный) аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также вомногом совпадают.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1308;