Лекция 21. Музеи и частные собрания России XVIII – первой половины XIX в.
Первым публичным музеем России считают петровскую Кунсткамеру. Первоначально экспозиция разместилась в доме опального боярина А. Кикина (Кикины палаты). В 1728 г. для музея было построено новое здание на Васильевском острове. В 1724 г. Кунсткамера была передана Российской Академии наук. Коллекции стали пополняться за счет академических экспедиций. Фактически на базе музея был создан научно-исследовательский центр. В состав музея входили: натуркамера с анатомическим театром (предшественник музея антропологии и этнографии) и физическим кабинетом (образцы мира природы); мюнцкабинет (собрание монет и медалей по хронологическому и страноведческому принципу); собственно Кунсткамера (изделия их драгоценных металлов, камней, предметы экзотики); императорский кабинет (токарные инструменты, модели кораблей, предметы личного пользования, восковая фигура Петра). Еще в 1724 г. в парижском издании «Древностей, объясненных в рисунках» Б. де Монфокона были опубликованы предметы из собрания Кунсткамеры.
К петровскому времени относится зарождение военно-исторических музеев. В 1703 г. в только что заложенной Петропавловской крепости Петр основал Цейхгауз. В 1775 г. на его основе был открыт в здании Старого арсенала Достопамятный зал, посвященный истории русского оружия. Впоследствии из него вырос Артиллерийский музей. В 1963–1965 гг. он был объединен в Центральным историческим военно-инженерским музеем и с Музеем истории войск связи.
Развитие образования вызвало появление в середине и второй половине XVIII в. учебных музеев. В 1755 г. в Московском университете открылась «Камора натуральных и куриозных вещей» – прообраз будущих университетских музеев. Основой музея становились частные дары, в том числе Е. Р. Дашковой, Александра I. Семья Демидовых в 1759 г. передала Московскому университету Минералогический кабинет (6 тыс. экспонатов), купленный в Германии и частный музей П. Г. Демидова. На этой базе в 1791 г. был сформирован кабинет натуральной истории.
В 1758 г. меценат и общественный деятель, президент Академии художеств И. И. Шувалов пожертвовал ей около 60 картин из своего собрания европейских мастеров. Так была заложена основа музея Академии художеств, предназначенного первоначально для обучения студентов. Музей постоянно пополнялся путем дарения и покупок. Впоследствии в него стали поступать работы воспитанников академии. Сегодня это научно-исследовательский музей Академии художеств.
По мере развития учебные заведения организовывали в учебных целях свои музеи. В 1770–1780-е гг. появились Горный музей Петербургского горного института (1774 г.), минералогическая коллекция Петербургской учительской семинарии (впоследствии Минералогический музей Петербургского университета), кабинет натуральной истории Московского университета. В 1813 г. при Институте корпуса инженеров путей сообщения стал функционировать учебный музей (ныне Центральный музей железнодорожного транспорта России). Будучи учебными они были закрыты для посетителей.
В начале XIX в. создание учебных музеев при учебных заведениях вменялось в обязанность заведений согласно университетскому уставу. Такие музеи стали открываться и в провинциальных учебных заведениях. Например, в Казанском университете на основе собрания Г. А. Потемкина-Таврического геологической и зоологической коллекции, позднее к ним присоединились археологический и этнографический музеи, в 1831 г. – при Неплюевском военном училище (сегодня Оренбургский областной краеведческий музей).
К началу XVIII в. относится история Тульского музея оружия, коллекция которого начала складываться с 1724 г. при Тульском оружейном заводе. В 1775 г. была открыта заводская палата редкого о образцового оружия. До 1920 г. музей существовал как закрытое учреждение при заводе. Сегодня это публичный музей, знакомящий с историей отечественного стрелкового оружия.
Одной из особенностей музейного развития в XVIII в. было создание при императорских дворах Европы представительских картинных галерей и художественных музеев. Елизавета Петровна попробовала создать нечто подобное в Царскосельском и других дворцах, однако ни Китайская зала Царскосельского дворца, ни коллекция Картинного зала Екатерининского дворца не могли заменить картинные галереи, которые существовали в Европе. Эту работу довела до конца Екатерина II. Поиски картинных собраний в Европе завершились приобретением в 1763 г. коллекции берлинского купца и промышленника И. Гоцковского. В 1764 г. картины прибыли в Петербург и были размещены в Зимнем дворце. Это положило начало всемирно известному Эрмитажу. Екатерина II посылала в Европу своих представителей, присутствовавших на всех аукционах. Благодаря им, а также участию в приобретении коллекции французских просветителей (Д. Дидро, Вольтер, Э. Гримм) эрмитажная коллекция пополнялась очень быстро. В результате за первые 10 лет коллекция картин достигла 2080. Кроме них покупались и другие художественные коллекции. Среди прочих была и любимая Екатериной коллекция резных драгоценных камней, которая включала до 10 тыс. предметов. Собрание не помещалось в одном здании, началось строительство Малого и Большого Эрмитажа. Эрмитаж стал одним из ведущих музеев Европы. Недостатками Эрмитажного собрания явились: бессистемность, непродуманное размещение экспонатов, шпалерная развеска картин, плохое освещение, отсутствие экспозиционного пространства. Эрмитажное собрание считалось личным собранием Екатерины и семьи Романовых. Особой милостью пользовались профессора и ученики Академии художеств, периодически копировавшие в учебных целях шедевры мировой живописи. В 1852 г. было разрешено посещение Нового Эрмитажа по личному распоряжению Николая I. Но только в 1866 г. в Эрмитаже открыли свободный доступ. Он стал публичным музеем. Еще в 1806 г. статус публичного музея получила и Оружейная палата Московского Кремля.
Еще один музей основан в 1765 г. Императорским Вольным экономическим обществом поощрения в России земледелия и домостроительства. Проводя сельскохозяйственные выставки, распространяя знания о земледелии, занимаясь вопросами общего образования, общество в 1770 г. открыло Модель-камеру для знакомства с культурой ведения хозяйства, в которой находились сельскохозяйственные модели, машины и механизмы. В 1802 г. она стала доступна для массовой публики. Ныне на ее основе работает Петербургский сельскохозяйственный музей.
Распространение знаний в России способствовало изучению местного края, зарождению краеведения и появлению краеведческих музеев. Первенцем был основанный в 1782 г. по инициативе местного губернатора Ф. Н. Клички Иркутский музеум. Его основу составили зоологические и минералогические коллекции, модели машин, физические и математические инструменты, различные редкости. Цель музея – собирание естественно-исторических и этнографических материалов, отражающих жизнь местного края. В 1854 г. музей перешел в ведение Восточного Сибирского отдела Русского географического общества. Ныне это Иркутский областной краеведческий музей – старейший краеведческий музей России.
К первой четверти XIX в. относятся сведения о появлении минералогического музея на Южном Урале (Златоустовский горный округ) – сегодня часть собрания вошла в Златоустовский краеведческий музей.
Первые проекты общенационального музея были разработаны Румянцевским кружком. В 1817 г. в журнале «Сын Отечества» появилась статья Ф. П. Аделунга «Предложения об учреждении Русского национального музея»; в 1821 г. проект Б. Г. Вихмана «Российский Отечественный музей». Практическим воплощением этих идей стало создание в 1831 г. Румянцевского публичного музея (мюнцкабинет, минералогический кабинет, библиотека книг и рукописей) – результат собирательской деятельности Н. П. Румянцева (государственного деятеля и коллекционера) и членов кружка. Личная коллекция была завещана государству с выделением средств для первоначального содержания музея. В 1861 г. музей был переведен в Москву и разместился в доме Пашкова, соединившись с Московским публичным музеем.
Первая половина XIX в. явилась временем накопления музейных собраний и расширения сферы деятельности музеев.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 3756;