Лекция 7. Прикладное музееведение
Прикладное музееведение структурная часть музееведения/музеологии, исследующая проблемы, пути решения практических задач, выработка различных приемов для решения технических задач музейной деятельности. Оно включает в себя три раздела:
1. Научная методика (методика музейной работы) охватывает все формы музейной деятельности. Музеи по своей природе входят в систему научно-исследовательских учреждений. Существуют общие и специальные методические исследования. Общие методики относятся ко всей совокупности музеев и включают ряд принципов:
· методические принципы построения экспозиции как особой формы коммуникации: научная деятельность в этом случае направлена на выявление связей между информативными и экспрессивными свойствами музейных предметов для создания наилучших условий восприятия посетителями музея;
· принципы хранения музейных фондов: особенности материалов музейных предметов (как вещественных памятников), состоящих из органических и неорганических соединений, требуют создания определенных физико-химических условий хранения и экспонирования. Необходимо постоянно разрабатывать новые технологии, позволяющие как можно дольше обеспечить сохранность музейного предмета. Научные исследования связаны и с проблемами комплектования музейного фонда: не только поиск и атрибуция, оценка значимости, но и возможность включения их в экспозиционный показ как самостоятельного объекта, так и в совокупности с другими музейными феноменами;
· принципы экскурсионной работы – это исследования в области музейной коммуникации, т. е. создании информационных ресурсов связи между музейным предметом и посетителем музея.
Специальные методики исходят из общей научной методики, но ориентированы на музеи конкретного типа и профиля: художественные и исторические, естественно=научные; исходя из особенностей музейного предмета предлагают собственные методики музейной коммуникации, культурно-образовательной деятельности, классификации и систематизации музейных собраний, включения музейных предметов в экспозиционный показ.
2. Техника музейной работы ( музейные технологии) – совокупность музейных ресурсов, методов, стратегий и профессиональных действий, позволяющих музею выполнять социальные функции, исходит из научных методик и занимается следующими проблемами:
· проектированием музейных зданий: в организации музейной деятельности огромную роль играют архитектурные особенности музейного пространства (экспозиционного, рекреационного, служебных помещений), интерьерный декор, объем пространства, освещение и насыщение современными техническими средства (аудио- и видеоподдержка экспозиции, театрализация музейно-экспозиционного пространства);
· техника экспонирования различных типов музейных материалов базируется на пяти основных факторах эффективности экспозиции – подлинный музейный предмет, новизна музейного предмета для посетителя, раритетность предметов, комфортные (эстетически выверенные) условия восприятия музейных предметов, отсутствие отвлекающих моментов;
· техническими средствами передачи информации: современная музейная экспозиция активно использует язык аудиовизуальных средств, которые не только привлекают посетителя, но и расширяют информационный потенциал музейного предмета, обогащая его косвенной сопутствующей информацией. Технические средства активно используются и в фондовой работе (каталогизация, введение в научный оборот, познавательно-образовательный, информационный процесс без участия конкретного экспозиционного пространства, что расширяет возможности коммуникативных средств музея). Российские музеи вплотную подошли к использованию в практике своей работы компьютерных технологий для проектирования экспозиций,. обработки эмпирической части научных исследований, каталогизации и систематизации;
· техникой исследования физического состояния музейных предметов, их консервацией и реставрацией: эти исследования направлены на выработку оптимальных условий обеспечения физической сохранности предметов. В процессе работы привлекают различных специалистов – реставраторов, консерваторов, таксидермистов. В области изучения хранения на сегодняшний день самыми актуальными стали два направления: консервация как самостоятельная отрасль прикладного музееведения, цель которой – сохранение музейного предмета на длительный срок (иногда без возможности его экспонирования, ожидание разработки более современных методик для реставрации предмета по принципу «не навреди»); реставрация, ставящая целью устранение имеющихся повреждений и восстановление первоначального вида, т. е. предоставление возможности экспонирования предмета, введения его в коммуникативный процесс.
3. Организация музейного дела и управление музейной деятельностью сегодня связаны с вопросами менеджмента и маркетинга:
· музейный менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления музейным делом через планирование, организацию и реализацию деятельности, контроля. Сегодня в практику музейного менеджмента активно входит новый термин фандрайзинг – деятельность по привлечению финансовых средств для реализации некоммерческих проектов.
· музейный маркетинг – система мер, направленная на увеличение посещаемости музея, расширение музейной аудитории, широкое распространение информации о музее.
4. Информационные технологии (информатика музейная) – сегодня в прикладное музееведение включают и это направление деятельности, которое имеет свою специфику применения к каждому из направлений деятельности музея, поэтому может рассматриваться как составная часть первых трех направлений.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 5401;