Иерусалимский Патриархат.
Иерусалимская Церковь является колыбелью христианства, матерью всех Церквей. Первым епископом Иерусалимским был св. ап. Иаков, брат Господень, который здесь же закончил свою жизнь мученической смертью. Но исключительно тяжелое положение Иерусалима и бедствия, постигающие этот город с первых веков христианства, были причиной того, что Иерусалимская Церковью занимает среди других Церквей подобающего ей места. Первый Вселенский Собор признал за Иерусалимским епископом права областного митрополита. Четвертый Вселенский собор (451 г.) увенчал Иерусалимского епископа саном патриарха, называя Иерусалим "Митрополией Царя веков и колыбелью христианства". Шестой Вселенский Собор признал за патриархом Иерусалимским пятое место среди других патриархов, а после разделения Церквей Иерусалимский Патриархат занял четвертое место. История Иерусалимского Патриархата имеет много общего с историей Антиохийского Патриархата. Цветущие времена Иерусалимской Церкви миновали также в VII в., когда она была разгромлена арабами-мусульманами. Ее бедствия довершили турки-сельджуки (1076 г.), а потом крестоносцы насильственным насаждением здесь латинства и вытеснением православия. Господство турок-сельджуков сменилось в XV в. владычеством турок-османов. Турецкая администрация, как и везде, обременяла христианское население разного рода поборами. Христианские святыни Иерусалима и его окрестностей, посещавшиеся сотнями тысяч паломников со всех концов христианского мира, сделались золотым рудником для турецкой администрации. Только одна администрация Иерусалимского патриарха в начале ХIХ в. должна была уплачивать местной турецкой администрации я разным влиятельным лицам до 300 тысяч рублей. Особенно трудные времена Иерусалимский Патриархат пережил во время восстания морейских греков (1821 г.). На христиан было организовано гонение со всеми его последствиями. Епископы и монахи обложены были такими контрибуциями, что для их уплаты должны были обращать церковное серебро в слитки. Само руководство патриархата обратило в слитки до двух тысяч пудов церковного серебра и до сорока пудов золота, в том числе лампады и сосуды, подаренные Гробу Господню ещё византийскими императорами и, кроме того, оказалось в громаднейших долгах (свыше двух млн. руб.), на покрытие которых не находилось средств. Ее кредиторы - мусульмане и иноверцы - требовали, чтобы здания, принадлежащие патриархии, и ее святыни были проданы на уплату долгов. Оскудение патриархии было в такой степени серьезным, что ее духовенство - епископы и монахи одевались в лохмотья и питались одним хлебом и маслинами.
Положение патриархата и вообще христианского населения Палестины изменилось к лучшему, когда в Палестине установилось египетское господство (1833 г.). Новый властелин Палестины Ибрагим - пата проявил великодушие и справедливость и христианам. Он отменил незаконные налоги и поборы с христиан и различных церковных учреждений, а исполнение его распоряжения осуществилось с необыкновенной строгостью и суровостью по отношению к ослушникам. Такие порядки остались в Палестине и после восстановления здесь власти султана (1841 г.) благодаря ходатайству перед Портой русского посольства.
Развитие церковной жизни тормозила в патриархате и зависимость Иерусалима от Константинопольской патриархии. С половины XVI в. Иерусалимские патриархи не только избирались из греков, но и само избрание происходило в Константинополе. После смерти в 1534 году Иерусалимского патриарха Дорофея, по национальности араба, патриаршую и епископские кафедры занимали и греки и арабы. С избранием же в 1534 году на патриарший престол грека Германа все кафедры стали замещаться греками, патриарх Герман узаконил порядок замещения кафедр греческим духовенством. Греки-патриархи не стали пастырями Иерусалимской Церкви и предпочитали жить в Константинополе. В течение двух веков Иерусалим редко видел в своих стенах патриархов. Пользуясь таким положением, Константинопольский патриархат намеревался совсем уничтожить самостоятельность Иерусалимской Церкви и превратить ее в одну из. своих епархий. Но в 1845 году под влиянием России Патриархом Иерусалима был избран Кирилл II и здесь же стал жить. С этого времени по сей день Иерусалим сделался действительным, а не номинальным, кафедральным городом своих патриархов. Вместе с тем и церковная жизнь в патриархате пошла по более спокойному руслу, в мрачной истории Восточной Церкви обращает на себя внимание широкая пропагандистская деятельность протестантизма и особенно папства, которое не теряло надежд подчинить себе православный Восток и после падения Константинополя. В 1577 году в Риме была открыта греческая коллегия, целью которой было готовить миссионеров для католической пропаганды на греческом Востоке.
Характерным моментом в истории деятельности папства на православном Востоке является его борьба за обладание ов.местами. Борьба с латинянами из-за св.мест стоила Иерусалимскому патриарху огромных денег, т.к. давала туркам возможность сделать эти места предметом торга. Однако Греческая Церковь стойко отбивала атаки властолюбивого Рима, но католичество сумело добиться некоторого успеха в Палестине. К середине XIX в. римо-католиков насчитывалось в Святой Земле уже тысячи. В 1846 году была здесь восстановлена, существовавшая при крестоносцах, Латинская Иерусалимская патриархия, располагающая большими средствами. В 1900 году латиняне имели в Палестине 23 монастыря, 62 храма, 71 низшую школу, 21 среднюю и 2 высших.Большую деятельность развернула в Святой Земле и уния. Одновременно с латинством усиленной миссионерской деятельностью занималось протестанство. До 300 различных протестантских общин работало на этом поприще в Палестине. Располагая большими средствами, инославие все время стремилось отобрать у Иерусалимской Церкви право на владение Святыми Местами. Особенно добивались этого католики. Благодаря корыстолюбию турецких чиновников, эти домогательства имели успех. Например, в начале XVII века латиняне, получив доступ, с разрешения Иерусалимской патриархии, в храм Воскресения, без совершения там богослужения, сумели добиться не только этого права, но путем подкупа турецких властей захватили Голгофу, часть Вифлеемского храма и получили разрешение совершать богослужение в пещере Рождества. Много усилий пришлось приложить правящему патриарху Софронию V (1579-1608 гг.), чтобы получить от султана фирман, который гласил, что "Голгофа есть собственность ромеев".
В XIX веке в эту борьбу вмешалась даже дипломатия европейских стран, которая вопреки защите прав Иерусалимской Церкви со стороны России, добилась некоторых привилегий на Святые Места для инославия. Иерусалимская Церковь в лице своих патриархов и святогробского братства, не жалея ни средств, ни сил, неуклонно отстаивала для всей Православной Церкви ее права на владение Евангельскими местами. История Иерусалимских патриархов в описываемый период представляет нам историю борьбы с латинянами и другими иноверцами за обладание св.местами в Палестине, жизнь их проходила в постоянных путешествиях из Иерусалима в Константинополь и обратно, а также по всем православным странам. В Иерусалиме и Константинополе они с большей энергией и настойчивостью перед турецким правительством отстаивали права православия на владение св.местами, пресекая происки иноверцев, преимущественно латинян, а в православных странах - России, Молдавии, Валахии, Грузии -неутомимо собирали средства для поддержания этого владения.
Особенно трудными и частыми путешествиями в этих целях отличались патриархи Феофан (1607-1644 гг.), Паисий (1644-1661 гг.) и Досифей (1669-1707 гг.). Из Иерусалимских патриархов второй половины XIX века обращает на себя внимание Патриарх Кирилл II (1845-1872 гг.), как образованный и деятельный на пользу православия архипастырь. Сделав Иерусалим своим постоянным местопребыванием, он обратил всё своё внимание на благоустройство своего патриархата - возобновлял церкви в своем патриаршем округе, отстроил вновь древние разрушенные храмы в Лидде и на горе Фаворе, основал богословское училище для подготовки священников и народных учителей из туземцев открыл несколько народных школ, устроил в Иерусалиме госпиталь, типографию и т.п.
Во время трагической распри Константинопольского патриарха с болгарами Кирилл II в 1872 году отказался подписать отлучение на Болгарских епископов, и за это, под влиянием Константинопольской Патриархии, в том же году своими Иеруса-лимскими архиереями был низложен с кафедры.
В 1917 году всю Палестину заняла Англия, протекторат которой над всей Палестиной был признан в 1920 году Лигой Наций. В 1947 году английское правительство заявило о своем согласии передать палестинский вопрос на рассмотрение Органи-зации Объединенных Наций. Делегация Советского Союза предложила ликвидировать британский мандат над Палестиной и создать в Палестине двунациональное арабо-еврейское демократическое государство. В соответствии с решением Генеральной ассамблеи ООН в 1948 году на части территории Палестины было образовано еврейское государство Израиль. Правда, оно не было государством демократическим. Сразу же после образования нового государства началась война между Израилем, с одной стороны, и семью арабскими государствами членами Арабской Лиги - Египтом, Ираком, Саудовской Аравией, Сирией, Ливаном, Трансиорданией и Йеменом,- с другой. В 1949 году было заключено перемирие между войсками Израиля и арабских государств. Арабская часть Палестины была занята войсками Трансиордании и тогда же объявлено было присоединение в Трансиордании оккупированной ею части Палестины. От города Иерусалима не хотели отказаться ни арабы, ни израильтяне, а поэтому большая часть т.н. Нового города Иерусалима осталась в руках государства Израиль, т.н. Старый город - в руках Иордании, где находится теперь резиденция патриарха. В 1967 году часть города была аннексирована Израилем. В настоящее время Иерусалимский патриархат состоит из 2 митрополий и 1 архиепископии с паствой около 80 тысяч человек - арабов и греков, живущих в Иордании и Израиле, где насчитывается 55 приходов. К юрисдикции иерусалимского патриархата относится также св. гора Синай с архиепископией. Прежде епархиальные архиереи почти все жили при резиденции Патриарха и редко видели свою паству, а иные даже не знали ни объема, ни границ своих епархий. Это было следствием крайней бедности епархий, которые не могли содержать своих архиереев и их небольшой штат. В настоящее время положение их изменилось к лучшему. Они стали часто посещать свои епархии, а многие даже постоянно живут в своих епархиальных городах, как например, митрополиты Пто-лемаидский и Назаретский.
Управление патриархатом сосредоточено в руках патриарха и существующего при нем Синода, состоящего из 14 архиереев[104]. Иерусалимской Церкви и старейших членов архимандритов братства монастыря св. Гроба Избирается патриарх Синодом.
Иерусалимский патриарх имеет большие денежные доходы от имений, приписанных к св.Гробу, подворий и паломников. Из своих сумм Церковь содержит не только патриарха, но и митрополитов, монастыри, школы, больницы, приходское духовенство, бедных и сирот. В Палестине, вместе с монастырскими насчитывалось около 100 храмов. Всех монастырей в Патриархате около 22 (17 мужских и 5 женских). Большое значение имеет Святогробский монастырь, игуменом которого является Патриарх. Святогробский монастырь имеет вид городка с улицами, садами, домами и храмами. Здесь находится резиденция Патриарха, где помещаются он сам с членами Синода, учреждения Патриархата, Святогробское братство и где находятся главные святыни Иерусалима - Голгофа, Храм Гроба Господня и Храм Воскресения. В состав братства принимаются только лица, которые всецело посвящают себя служению Иерусалимской Церкви и готовят себя здесь к высшему иерархическому служению. Святогробское братство, основанное в IV веке, представляет из себя громадную духовно-нравственную силу и принимает участие в церковном управлении, подчиняя своему влиянию и самого патриарха. Оно насчитывает до 200 насельников. Братство издает журнал "Новый Сион".
Великие бедствия не позволяли Иерусалимской Патриархии сосредоточить внимание на духовном просвещении. Не было и материальных средств. Паства воспитывала свой дух и выковывала свою веру, главным образом, в тяжелых испытаниях. Однако Иерусалимские патриархи по мере сил заботились о просвещении духовенства и народа, приглашая из Византии дидаскалов (учителей) и открывая школы. В настоящее время в ведении Церкви имеются 9 благотворительных обществ и учреждений, 6 начальных школ и гимназий. За пределами Израиля Иерусалимская Церковь распространяет свою юрисдикцию на Иорданию и Синайский полуостров (Египет). В Афинах (Греция), Стамбуле (Турция) и Никозии (Кипр) в подчинении Церкви находятся несколько храмов, которыми управляют Патриаршие эпитропы. Члены клира Святой Земли, желающие получить высшее богословское образование, пользуются богословскими школами Константинопольской патриархии. Иерусалимский Патриархат - Святая Земля. Здесь находятся величайшие святыни всего христианского Мира -Гроб Господень и место, где родился, жил и проповедовал, страдал и вознесся на небо основатель христианства Иисус Христос. Гроб Господень - это пещера около 2-х метров длины и ширины, а самое место, где возлежал Христос, - это каменный выступ из скалы длиной 2 м, шириной около 70 см. На этой каменной глыбе было положено повитое плащаницей Тело Иисусово. Теперь этот камень сверху обложен мрамором, разделен на три части, служащие престолами при совершении Литургии: средняя часть для православных, правая для армян и левая, западная, для католиков. Вход в гробовую пещеру очень тесен и низок, вышина его 1 м и 25 см, ширина немного более полкилометра. Над пещерой возвышается пятиугольная часовня, которая находится внутри храма Воскресения Христова. Недалеко от храма Воскресения находится Голгофа, возвывающаяся над всей западной частью Иерусалима. Здесь красуется Голгофская церковь. Над местом, где был водружен Животворящий Крест, имеется открытый престол, принадлежащий православным.
[1] Мф. 5, 13-14.
[2] См. архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 2001, с. 311.
[3] 1 Ин. 5,19.
[4] Русь Святая. Календарь на 2002 год с житиями подвижников ХХ столетия. Том 2. М., 2002.
[5] Дворкин, 4, с.13.
[6] Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003, с. 682.
[7] Дворкин, 4, сс.15-16.
[8] Там же.
[9] Ср. 2 Кор. 12, 9.
[10] Синкретизм – смешение, неорганичное слияние разнородных элементов, например, различных культов религиозных систем в поздней античности.
[11] Дворкин, 4, с. 21.
[12] Постернак, 7, с.169.
[13] Асмус В., прот. История Церкви: курс лекций. М., 1998, с.15.
[14] Карева, 5, с. 6.
[15] См. Православная энциклопедия. Т.8. Чичуров И.С. «Византийская империя» СС. 128-130
[16] Карева, 5, сс.13-14.
[17] Пиетет – глубокое уважение, благоговение /Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986, с.445/.
[18] Постернак с.167
[19] Постернак с. 167
[20] «Это сочинение, где Августин рассматривает всю человеческую историю, как историю человеческого спасения. Эта книга явилась ответом на вопрос о том, как Бог допустил падение Рима под ударами варваров. Для современников это было катастрофическое событие. С одной стороны, это событие привело в великое уныние христиан, потому что еще с дохристианских времен Рим рассматривался, как гарант стояния мира (вспомним знаменитое учение об "удерживающем" во втором Послании ап. Павла Фессалоникийцам, 2:7). С самых первых времен христианства, еще задолго до св. Константина Великого толкователи Священного Писания понимали под этим "удерживающим" римского Императора. А тут падает, если не Империя, то главный город Империи. С другой стороны, торжествовали язычники, указывая христианам на то, что их Бог не помог им сохранить Рим; Рим стоял, покуда был языческим, а когда стал христианским, то очень скоро пал. На эти жгучие вопросы Августин отвечает своей книгой». /Асмус, 1, лекция 18/.
[21] Карева, 5, с.15.
[22] Прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода /Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986, с.506/.
[23] Карева, 5, сс. 19-20.
[24] Сюзерен – в Западной Европе в средневековье: крупный земельный собственник-феодал, являвшийся государем по отношению к зависевшим от него вассалам /Ожегов/.
[25] Карева, 5, сс.28-29.
[26] Дворкин, 4, с.322.
[27] Карева, 5, с.16.
[28] Постернак, 7, с. 168.
[29] Карева, 5, с.17.
[30] Карева, 5, с.17-18.
[31] Карева, 5, с.18-19.
[32] Карева, 5, сс. 16-19.
[33] Карева, 5, с.21-23: глава 4 приводится в сокращении, с незначительной редакторской правкой.
[34] См. Карева, 5, с. 31.
[35] Карева, 5, с.34.
[36] там же.
[37] Асмус, 1, лекция 6.
[38] Асмус, 1, лекция 5.
[39] Здесь и далее жизнеописания и характеристики представителей богословских школ цитируются с сокращениями по: Конспект, 6, сс. 3-48. Другие цитаты оговариваются отдельно.
[40] Цит. по: Киприан (Керн), архим. Патрология. Киев, 2003, с. 269.
[41] Асмус, 1, лекция 7.
[42] Заглавными буквами напечатаны имена святых, обязательные для изучения.
[43] Асмус, 1, лекция 12.
[44] См. там же.
[45] Соответствующая лекция (12) прот. В. Асмуса в сокращении.
[46] Там же.
[47] См. Асмус, 1, лекция 13.
[48] См. Асмус, 1, лекция 14.
[49] Цит. по.: Мейендорф Иоанн, прот. Иисус Христос в Восточном православном богословии. М., 2000, с.18.
[50] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Ч.3. М., 1997, сс. 113-114.
[51] Мейндорф Иоанн, прот. Цит. соч., с.20.
[52] Мейндорф Иоанн, прот. Цит. соч., с.24.
[53] Успенский Ф.И. История Византийской Империи. Т.1. СПб., 1913, с.60-62.
[54] Асмус, 1, лекция 15.
[55] Там же.
[56] Там же.
[57] Асмус, 1, лекция 25.
[58] См. Мейндорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001, с.356.
[59] Исследователи сомневаются в авторской принадлежности "Номоканона" Фотию – прим. прот. С.Соколова .
[60] Подробнее см. Мейндорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001, сс. 385-393.
[61] Испанский епископ VII в., церковный педагог; написал труд «Начала, или Этимология», в котором изложил основную школьную программу, преподававшуюся в учебных заведениях того времени.
[62] Лега В.П. Лекции по истории философии. М., 1999, сс. 106-107.
[63] Подробнее см. Болотов, 2, сс.97-101.
[64] Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. М., 1998. С. 386-388. Ответ 610.
[65] См. Болотов, 2, с.103.
[66] Подробнее см. Дворкин, 4, с.31-32.
[67] Асмус, 1, лекция 28.
[68] подробнее см. Руфин. Жизнь пустынных отцев.http://beseda.mscom.ru/library
[69] рекомендуем прочитать его житие, написанное свт. Афанасием Великим, его другом.
[70] Асмус, 1, лекция 29.
[71] Там же.
[72] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. т. VII, 1901г., с.715. (Беседа на евангелие от Матфея LXX).
[73] Там же.
[74] Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт. Пг., 1916, с.167.
[75] Асмус, 1, лекция 13.
[76] Подробнее см. Дворкин, 4, сс. 373-385.
[77] См. также: Болотов, 2, сс. 97-101.
[78] Подробнее – см. Болотов, 2, сс. 201-236.
[79] Дионисий первый ввел летоисчисление от Рождества Христова.
[80] Данный раздел является компиляцией лекций А.К.Светозарского и соответствующих глав книги А.Л. Дворкина, (4).
[81] См. Дворкин с.331-338.
[82] Дворкин, с.553
[83] Рекомендуем познакомиться с мнением Ф. М. Достоевского о духовных корнях папского примата: см. роман «Братья Карамазовы», Ч.2, Кн.5, V «Великий инквизитор».
[84] Этот и следующие разделы составлены на основе «Конспекта...» (6).
[85] Дворкин, с.549.
[86] Там же, с.556.
[87] Там же, с. 558.
[88] Император Константин X Дука, преемник Исаака Комнина (которого поставил п. Михаил Керулларий), сократил численность войск из-за недостатка средств в казне и угрозы военных бунтов (см. Дворкин, сс. 566-567.).
[89] См. Дворкин, сс. 567-572.
[90] Эта глава является сокращением соответствующих глав учебника Каревой В.В. (см. 5, сс. 56-90). Она не входит в обязательную программу лекций, но помогает лучше понять обязательный для изучения материал.
[91] Начиная с Григория УП до Александра III (1159-1181 гг.), папы именовались "викариями св.Петра".
[92] Иннокентий III ввел сохранившийся до настоящего времени титул "викария Иисуса Христа".
[93] Орден Тамплиеров, или рыцарей Храмовников, был основан в ХЙ веке в Палестине, для защиты паломников и храма Гроба Господня. Утвержден папой Гонорием II (1124-1130 гг.).
[94] Основатель "Общества Иисуса" был испанский офицер Игнатий Лойола Папа Павел III (1534-1549 гг.) утвердил буллой этот "воинствующий орден". Папа Климент IV в 1773 г запретил орден иезуитов, который был восстановлен папой Пием VII (1800-1823 гг.)
[95] Приводятся соответствующие главы «Конспекта...» (6) с незначительными сокращениями.
[96] Ересь павликиан появилась во второй половине VII столетия в Сирии в связи с гностико-манихейскими воззрениями основателя этой ереси Константина, толковавшего учение алостола иавла о Боге и мире, о духе и плоти в дуалистическом смысле.
[97] Исихазм происходит от греческого слова исихия, что означает покой, тишину, безмолвие. Это одно из направлений православного подвижничества, состоящего удалении от внешней деятельности и сосредоточении внимания на своем внутреннем состоянии.
[98] Эта глава является компиляцией лекции А.К.Светозарского от06.04.2006 и «Конспекта…» (6).
[99] ФЕСКА (фес) (от названия г. Фес в Марокко), мужская шапочка из красного фетра или шерсти в форме усеченного конуса, обычно с кисточкой, в странах Сев. Африки и Передней Азии, в некоторых районах Албании и Греции.
В Турции сейчас фески запрещены. Турция – светское государство и это считается равносильным как в Германии пройти со свастикой.
[100] Люди простые и бедные платили один дукат, более состоятельные два, богатые четыре дуката. Купцы платили харадж применительно к стоимости их товаров. Дукат равняется нашим трём рублям (если имеется в виду советский рубль 70-х гг., то дукат ≈ 4 - 5 долл. США (прим. Ред.)).
[101] Эта глава является компиляцией лекции А.К.Светозарского от 13.04.2006 и «Конспекта…» (6).
[102] Здесь и далее приводится текст «Конспекта…» (6) с сокращениями и незначительными исправлениями.
[103] Согласно решению Священного Синода Константинопольской Церкви от 1922 года "Об обязательном и исключительном подчинении всей православной диаспоры, находящейся вне границ государств, в которых существуют Православные Церкви". Констинтинополь считает, что все верующие православного исповедования; проживающие за пределами своих Церквей, должны находиться исключительно в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
[104] За исключением трех, все епископы Иерусалимской Церкви титулярные т.е. не имеют фактических кафедр и паствы.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 773;