Антиохийская патриархия.
В V-VII вв. от Церкви откололись несториане, яковиты и марониты. В VII веке Антиохийская Церковь была порабощена мусульманами, в ХII—XIII вв. - крестоносцами-латинянами. Двенадцать веков рабства, деспотизма и преследований привели Антиохийскую Церковь в состояние крайнего упадка. Православие приходилось отстаивать в борьбе как с колониальным игом турок, так и с католичеством. Антиохийский патриархат знал т.н. Сирийскую унию. В начале ХУII в. иезуиты склонили на унию с Римом митрополита Сидонского Евфимия 1. В 1720 г. была попытка возвести на Сидонскую кафедру его племянника Серафима. Началась борьба, с которой связаны имена Антиохийских патриархов Афанасия III и Сильвестра, которая увенчалась успехом. Позже, в 1847 г. Антиохийский патриарх Мефодий (+ 1851) присоединил к православию амидского митрополита со всей его паствой и многих униатов в Сидоне. В 1860 г. при патриархе Иерофее (+ 1880 г.) было присоединено ещё пять тысяч униатов.
Положение патриархата ухудшила Наполеоновская экспедиция. В 1883 г. Сирия была завоевана египетскими войсками. Положение христиан несколько ухудшилось. Однако, магометанский фанатизм способствовал истреблению христианства. Особенно много христиан погибло в 1860 г., когда население Ливана -друзы (магометане) подняли войну против христианства. История знает гибель библиотеки в Дамаске, разграбление церквей. Уцелевшие христиане скитались без крова и пищи. В течение лишь одного месяца арабы друзы умертвили 17 тыс. мужчин, сожгли 10 тыс. детей, мясо которых заставляли есть их родителей, изрубили в куски 7 тыс. женщин. Вся Европа ужаснулась от этой резни; по соглашению между европейскими госудаствами, в Сирию были отправлены французские войска, которые оккупировали её в течение одного года, и в патриархате водворилось спокойствие. Позже Порта принимала меры к тому, чтобы не допускались кровавые вспышки религиозной вражды мусульман к христианам, которые давали повод к вмешательству европейских держав, Антиохийскому патриарху было предоставлено право представительства в Порте. Немало было внесено беспорядка во внутреннюю жизнь патриархата и вмешательством в его дела Константинопольской и Иерусалимской иерархии. Константинопольский Синод в XVIII веке присвоил себе право назначать на Антиохийскую кафедру лиц из состава Константинополъской иерархии, а Иерусалимская иерархия в конце XIX века сделала попытку превратить Антиохийский патриархат в свою епархию. На архиерейские кафедры в пределах патриархата стали ставиться исключительно греки. Это вызвало недовольство среди арабов. Арабское население желало иметь туземную иерархию во главе с патриархом. Законное желание арабов осуществилось только в 1899 году, когда на Антиохийскую кафедру был избран патриарх из арабов -Мелетий Лаодикийский. С этого времени патриархами являются иерархи арабской народности.
По окончании первой мировой войны Сирия, на территории которой находится Антиохийский Патриархат, оказалась под протекторатом Франции, в Бейруте водворился французский военный комиссар, имеющий права военного диктатора. Однако, местное население поднято борьбу против иностранного протектората. В 1941 г. Франция формально провозгласила независимость Сирии и Ливана и к 1947 году вывела из этих стран свои войска. Резиденция Антиохийского Патриарха находится в Дамаске. Дамаск разделен на две части: Восточную - древнюю и Западную,-построенную в новейший времена. Все исторические достопримечательности города находятся на его Восточной Стороне. Здесь показывают дом св. Дамаскина, в котором он жил и был чудесно исцелен Богоматерью после отсечения десницы. Тут есть в подземелье древняя церковь, в которой, по преданию, был крещен Апостол языков Павел. Патриаршая резиденция также находится в восточной части города. Патриарх избирается Синодом и представителями от народа. Низшее духовенство избирается народом из свой среды. В Антиохийском патриархате 18 епархий и 3 экзархата: Австралийский, Мексиканский и Чилийский. Верующих - 1 миллион 370 тысяч человек. Антиохийская Православная Церковь также имеет в Советском Союзе церковное подворье, которое было образовано в 1848 году. Первоначальной целью учреждения подворья являлся сбор материальных средств и церковной утвари на поддержание бедствовавших храмов и монастырей в Антиохийском патриархате. С указанного года подворье просуществовало до 1929 года. В июле 1948 года подворье было возобновлено.
При Патриархе существует Синод. Состоящий из 15 правящих архиереев. При Синоде функционируют 5 общецерковных комиссий. Всех монастырей в Антиохийском Патриархате 20. Из них 5 ставропигиальных. Одним из наиболее достопримечательных древних монастырей является Седнайский женский Рождествено-Богородичный монастырь с чудотворной иконой Божией Матери в Сирии, При Патриархе Александре III эта великая святыня Патриархата была капитально отремонтирована. Монастыри составляют опору православия в Сирии и служат центрами духовного просвещения. Православных церквей в Ливане и Сирии до 400. Сирийское православное духовенство отличается стойкостью в вере, честностью и скромностью. Паства Антиохийского патриархата в настоящее время разбросана на территории нескольких государств: в Сирии, Ливане, Турции, Ираке, Иране, Северной и Южной Америке. В патриархате имеется 13 колледжей, одна греческая гимназия, школа и ряд благотворительных учреждений. При патриархе Александре III (1931-1958 гг.) была вновь открыта старинная пастырская школа в Бельменте. С 1975 года здесь действует православная Богословская академия имени св.Иоанна Дамаскина. Кроме того, студенты посылаются для учебы в Афины и на о.Халки. Около трети иерархов Антиохийской Церкви принадлежат к числу питомцев русских духовных школ. Антиохийская Церковь издает на арабском языке ежемесячный журнал (официальный) "Бюллетин". Всемирная организация движения православной молодёжи Синдесмос издает журнал "Свет" (она находится на территории Антиохийского Патриархата). Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 700;