Происхождение города
Мы склонны думать, что цивилизация возникла, прежде всего, из города, который и дал ей свое название. Но в действительности город был следствием, а не причиной возникновения цивилизации. Город отличается от селения тем, что большинство его жителей - не земледельцы, они не занимаются производством продуктов питания, а являются административными работниками, ремесленниками, купцами и рабочими. Прежде чем мог быть создан город, необходим был такой высокий уровень развития техники земледелия, чтобы жители города, не производящие продукты питания, смогли бы жить за счет прибавочного продукта, создаваемого деревенским жителем. Как мы уже видели, такая техника земледелия требует прежде всего какой-то централизованной организации. Это означает наличие целого штата административных работников, объединяющих ряд селений. Одно из них, где находился храм главного тотемического божества, естественно, становилось городом, где собирались и накапливались избыточные продукты из остальных селений. Так как мы незнаем, где были первые города, то переход от деревни к городу кажется более внезапным, чем это, вероятно, было. Из существующих городов Иерихон является, по-видимому, самым старым, ибо здесь сложенные из камня стены встречаются тогда, когда горшечное дело не было еще известно. В нижней Месопотамии возможно проследить переход от деревень к мелким городам, построенным на том же месте. Значительно более позднее создание некоторых городов было связано с влиянием идеи и даже опыта того, что должен представлять собой город. Это доказывается тем, что города образовались путем слияния части или всего населения нескольких деревень.
Город мог возникнуть прежде всего из селения, где находился главный маг района, ведавший распределением воды, по указаниям которого организовывалось орошение. Здесь не было необходимости в каком-то весьма внезапном переходе. Первоначально рытье каналов и устройство шлюзов неизбежно не многим отличались от расчистки существующих протоков и прорытия отверстий в естественно образовавшихся плотинах, так же как уже в нашу эру развитая система дамб Голландии развилась из песочных ям и земляных насыпей. Здесь, как и при всяком начале дела, искусственно созданное следует природе. Теофраст говорит
«... очевидно, что искусство подражает природе, а иногда создает и весьма своеобразные предметы, причем некоторые из них для пользы, другие - лишь для развлечения, вроде украшений для зданий, а иные - и для развлечения и для пользы».
Сам по себе город может быть укрепленным естественным холмом, убежищем от наводнения, затем становящимся священным местом храма, где он высился подобно горе, будучи прототипом Вавилонской башни.
Однако с созданием города появилось и новое деление - между городом и деревней. Это произошло не сразу - в течение веков большинство горожан владели землей за стенами города и обрабатывали ее. Прибавочный продукт, образовавшийся благодаря большей эффективности земледелия, поступал в город; не много оставалось для сельских жителей. Жизнь крестьянина Египта периода первых династий фараонов была, вероятно, хуже, чем его предков, живших в период неолита, как в отношении свободы, так и условий работы, хотя он лучше и регулярнее был обеспечен пищей. Но положение египетского крестьянина того времени было ничуть не хуже положения его потомков - феллахов недавнего прошлого.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 520;