В древнегреческих городах-полисах
Педагогическая мысль в Древней Греции
Становление и развитие педагогической мысли в Древней Греции свя- зано с именами выдающихся философов Сократа, Платона, Аристоте- ля и др. Они оказали огромное влияние не только на античную педагогику, но и на последующее развитие педагогической науки. Их идеи представ- ляют большой интерес и сегодня, поскольку лежат в основе многих совре- менных педагогических воззрений.
Педагогические суждения Сократа (470/469–399 гг. до н.э.) строятся на его убеждении в том, что суть человека – его душа. Она, как источник его совершенства и счастья, делает его лучшим. Поэтому в людях надо пробуждать внутреннее стремление к мудрости. Отсюда основой педагоги- ческих идей Сократа является его видение в качестве главной среди жиз- ненных целей человека - его нравственное самосовершенствование. Наибо- лее верным путем для проявления способностей человека он считал само- познание. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самоза- рождению» истины в сознании ученика.
Платон (427-347 гг. до н.э.) выдвинул идею общественного воспита- ния детей. По его мнению, в идеальном обществе руководить делом об- разования должно первое лицо государства. Платон провозглашал прин- цип всеобщего обязательного обучения для свободных граждан. Он счи- тал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т. е. учи- тывать личные склонности учащихся. Интересны идеи Платона об игровом обучении, его трактовка принципа воспитывающего обучения.
Несмотря на то, что у Платона не было специальных сочинений по проблемам воспитания, его уже более двух тысяч лет считают выдающим- ся мыслителем в области педагогики.
Целью воспитания, по представлению Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), является гармоническое развитие всех сторон души. Он считал необ- ходимым в связи с этим сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание.
В вопросах воспитания и образования Аристотель придерживался воз- растной периодизации: от рождения до 7 лет; от 7 до 14 лет; от 15 лет до 21 года. Аристотель отмечал особенности каждого возраста, цели, содержа- ние и методы воспитания в каждый период.
Первостепенное значение Аристотель придавал общественному, госу- дарственному воспитанию.
Учение Аристотеля оказало огромное влияние на философскую и пе- дагогическую мысль как античности, так и средневековья. Его сочинения служили учебными пособиями в течение многих столетий.
Системы воспитания
в древнегреческих городах-полисах
Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-го- сударств, получивших название полисы. Сложившаяся в них культура ока- зывала свое влияние на развитие воспитания, школы, педагогической мыс- ли. Наиболее влиятельными среди городов-полисов были Спарта и Афи- ны. В них сформировались различные воспитательные системы. При этом общим не только для этих государств, но и для других было то, что только привилегированные сословия были приобщены к цивилизации и культуре, остальные этого права были лишены.
Спарта возникла в результате завоевания дорийскими племенами юго- восточной части полуострова Пелопоннес – Лаконии. Завоевателей оказа- лось значительно меньше побежденных (на 9 тыс. рабовладельцев-победи- телей приходилось 250 тыс. рабов). В результате в Спарте сложилось суро- вое военное общественное устройство. Спартанцы постоянно должны были находиться с оружием в руках. Все было подчинено строгой дисци- плине, весь уклад жизни определялся обязательными правилами. Государ- ство регулировало все вопросы, в том числе и домашнюю жизнь спартан- цев, воспитание юношества. Оно было направлено на то, чтобы в каждом свободном человеке выработать твердую опору для государства.
Воспитание в Спарте было военно-гимнастическим. Оно предполагало закаливание, приготовление тела и духа для войны. В этих целях дети при- учались к перенесению таких трудностей, как холод, голод, жажда, непого- да и боль. Одежда маленьких спартанцев была очень легка, ходили они
всегда босиком, спали на сене, соломе, тростнике. Пища была скудная и простая. Чтобы приучить детей переносить боль, их подвергали сечению. Развитию ловкости и силы служили физические упражнения, среди них бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, игры в мяч, упражнения с оружием.
Физическое воспитание молодых спартанцев дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особое внимание уделялось воспитанию немногословия, четкости и чисто- ты речи. (Отсюда понятие «лаконичная речь»). Грамоте и чтению в Спарте учили в самом минимальном объеме.
До 7 лет спартанские дети воспитывались в семье, однако под контро- лем государства. С 7 и до 30 лет человек постоянно находился в системе государственного воспитания. Детей собирали в особые, одинаковые для всех заведения - агеллы, где они находились до 18 лет. Здесь мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником.
С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали пра- во ношения оружия, несли военную службу, нередко принимали участие в облавах и расправах над рабами. В последующем не прекращались военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись сформированные нрав- ственные и мировоззренческие установки. Лишь в 30 лет спартанцы стано- вились полноправными членам общества.
Воспитание девушек в Спарте преследовало цель подготовки здоро- вых и неприхотливых женщин, готовых в случае необходимости взять в руки оружие. Они не утруждали себя домашними делами, это был удел ра- бынь. Их задачей было воспитание детей, умное управление домом. Жен- щина как жена и мать пользовалась в Спарте большим авторитетом.
Сложившаяся в Спарте система воспитания давала свои результаты. Она позволяла обеспечить военное превосходство над другими государ- ствами Греции. Однако это узкое по своей направленности воспитание не могло обеспечить превосходства Спарты, ее внутреннего процветания в мирное время.
Афины были другим по своему характеру государством, с иными иде- алами жизни и воспитания. Это был очаг многосторонней духовной куль- туры. В отличие от Спарты, где гражданин принадлежал государству,в Афи- нах гражданам была предоставлена полная свобода индивидуального раз- вития своих сил и дарований. Здесь родители могли воспитывать своих де- тей как угодно и как позволяли им средства. Государство требовало толь- ко, чтобы родители непременно давали детям образование. Законодатель- ство обязывало каждого афинского гражданина получить музыкальное об- разование и грамотность, а также знать какое-либо ремесло, имелось в виду земледелие, судостроение, торговля и др., что могло бы дать ему средства к существованию.
Афиняне ценили силу и красоту тела, однако еще больше они ценили силу и красоту души. Именно поэтому воспитание в Афинах состояло не только в развитии телесной выносливости и мощи. На первом месте стояло воспитание духа, ума человека, его художественного вкуса, нравственных стремлений и чувств.
До 7 лет все свободнорожденные афинские дети воспитывались в се- мье. После 7 лет девочки по-прежнему оставались в семье, а мальчики на- чинали под присмотром «педагога» посещать платные школы. Обязан- ность педагога заключалась в том, чтобы ходить за своим питомцем, иг- рать с ним, внушать ему правила добродетели и приличия, охранять от дурных влияний, провожать в школу, наблюдая за его занятиями и поведе- нием.
Образование молодого афинянина начиналось с посещения школы грамматиста (начального учителя). Здесь он учился читать, писать, счи- тать, рассказывать, декларировать стихи. По окончании грамматического курса или одновременно с ним мальчик проходил еще общий музыкаль- ный курс, посещая школу кифариста (по названию музыкального инстру- мента – кифары), где учился пению и музыке.
По мере укрепления организма мальчики 12—14 лет, параллельно с занятиями у грамматиста и кифариста или после их окончания, начинали заниматься гимнастикой в палестре — школе состязаний. Здесь они осваи- вали классическое пятиборье: бег, прыжки, борьбу, плавание, метание дис- ка. Большое внимание уделялось искусству танца, посредством которого вырабатывалась пластическая красота и изящная стройность тела. Учени- ки участвовали в народных играх и зрелищах. В палестре известные гра- ждане вели с детьми беседы на нравственные темы.
После окончании обучения в палестре состоятельные юноши могли продолжить обучение в гимнасии. Их было три: Академия, Ликей и Кино- сарг. Здесь они совершенствовались как в умственной, так и физической гимнастике. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать по- пулярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи. Таким образом осуществлялось свободное общение взрослых и подростков.
С 18 до 20 лет все юноши поступали в двухгодичные военные госу- дарственные организации, где учились военному делу. В 20 лет они стано- вились полноправными гражданами.
В условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, что позволяло удерживать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты — странствующие учи- теля, среди которых были и писатели, и государственные деятели. Софи- сты произносили перед учениками образцовые речи, а потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои. Нередко возникали интересные
и увлекательные диспуты. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования.
Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спар- танского. Женщина была прикована к гинекею (женской половине дома), редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями. Уче- ние афинянок было весьма ограниченным. Не все из них умели читать и писать, зато старательно овладевали женским рукоделием. Среди нрав- ственных качеств афинянок выделялись честность, кротость, нравственная чистота, бережливость и умелое ведение хозяйства.
Сформировавшаяся афинская система воспитания получила призна- ние, причем не только в греческих полисах, но и в других государствах ан- тичного мира.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1386;