Договор коммерческой концессии (франчайзинга) как форма, опосредующая вертикальную сбытовую маркетинговую систему
Одной из наиболее интересных моделей организации современных сбытовых маркетинговых систем, способствующих развитию товародвижения, является франчайзинг (или франшиза). Он основан на предоставлении как правило крупной корпорацией тем или иным субъектам предпринимательской деятельности прав действовать от ее имени, а также других привилегий и Льгот. Здесь возникло несколько вариантов организации — в зависимости от того, кто и по отношению к кому предоставляет определенные привилегии и льготы. В американском автомобилестроении, например, стало популярным спонсорство и предоставление других привилегий производителями по отношению к розничным торговцам. Производитель также может наделять привилегиями оптовых продавцов, берущих на себя ряд его функций. К примеру, компания «Соса-Со1а» выдает соответствующие лицензии ряду оптовиков, которые, покупая у компании-производителя концентрат сиропа, сами производят разлив и продают бутылки с напитками розничным торговцам.
франчайзинг — это договор, по которому одно лицо (правообладатель, или франчайзер),имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу (франчайзи) использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение. Обычно по договору франшизы франчайзер предоставляет франчайзи весь комплекс принадлежащих ему прав интеллектуальной собственности — фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания, изобретения и промышленные образцы, ноу-хау, произведения, охраняемые авторским правом, и т.п. Конструкция франчайзинга предполагает обоюдную заинтересованность его участников в совместной маркетинговой деятельности. Эквивалентом известных в западном законодательстве понятий «франшиза» и «франчайзинг» в российском праве является понятие «коммерческая концессия». Договор коммерческой концессии заключается с целью создания маркетинговых сбытовых систем, расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под фирмой правообладателя и на основе целого комплекса передаваемых исключительных прав, что отличает его от традиционных лицензионных договоров, позволяющих лицензиату использовать лишь отдельные объекты интеллектуальной собственности (товарный знак, знак обслуживания, изобретение, полезную модель и др.), права на которые принадлежат лицензиару. Данный вид сделок как разновидность маркетинговых отношений в России еще не получил должного развития, однако правовые основы регулирования уже созданы и содержатся в гл. 54 ГК РФ.
Легальное определение договора коммерческой концессии в целом соответствует пониманию франчайзинга, сложившемуся в мировой практике. Так, согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Согласно п. 1 ст. 1031 ГК РФ правообладатель обязан предоставить пользователю всю необходимую техническую, коммерческую документацию (положения, инструкции и т.п.) и иную информацию, выдать ему предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке, проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с реализацией предоставленных исключительных прав, и не вправе отступить от этих обязанностей (ст. 422 ГК РФ).
Статья 1032 ГК РФ с учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, возлагает на него следующие обязанности:
• использовать фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;
• обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
3» соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
• оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуга, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
• не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную маркетинговую
информацию, что предопределяет необходимость включения в трудовые договоры с его работниками условий о неразглашении конфиденциальной информации;
• предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
4» информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации на основании договора коммерческой концессии.
Важно заметить, что предметом договора коммерческой концессии служат отчуждаемые имущественные права. К ним нельзя отнести указанную в п. 2 ст. 1027 ГК РФ «деловую репутацию», хотя при согласовании цены договора обычно учитывается ее условная стоимость, которая оказывает воздействие, и зачастую существенное, на стоимость передаваемых прав.
Таким образом, по договору субконцессии пользователь выступает в качестве вторичного правообладателя, а его контрагент — в качестве вторичного пользователя. Предоставленные в порядке субконцессии исключительные права производны от прав, полученных пользователем по основному договору, и их объем не может выходить за рамки последних. То же касается срока договора коммерческой субконцессии. Кроме того, если договор коммерческой концессии является недействительным, недействительны и заключенные на его основании договоры коммерческой субконцессии.
Существенным условием договора коммерческой концессии является вознаграждение, выплачиваемое пользователем правообладателю. В соответствии со ст. 1030 ГК РФ, отражающей существующую маркетинговую практику и носящей диспозитивный характер, вознаграждение по договору коммерческой концессии может иметь форму фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений в определенном проценте от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или иную форму, предусмотренную концессионным договором.
Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору (п. 1 ст. 1033 ГК РФ
К специальным основаниям досрочного прекращения договора коммерческой концессии следует отнести утрату концессионером прав на фирменное наименование (коммерческое обозначение), если им не приобретено другое наименование, и объявление одной из сторон договора банкротом. В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращается. Осуществление прав и исполнение обязанностей умершего правообладателя до принятия наследником этих прав и обязанностей или до регистрации наследника в качестве индивидуального предпринимателя осуществляются управляющим, которого назначает нотариус.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 779;