Вторичная языковая личность как результат аккультурации
Как известно, межкультурная коммуникация является неотъемлемым атрибутом современной политической, культурной и социальной ситуации. Межкультурные контакты затрагивают многие сферы нашего бытия (бытовую, профессиональную, религиозную, научную и т.д.), и ни один из народов не может существовать изолированно, без культурных контактов с другими людьми. В процессе межкультурной коммуникации народы воспринимают и заимствуют друг у друга духовные и материальные ценности, что влечет за собой определенные изменения в культуре воспринявшего их народа. Например, большинство европейских народов в основу своей письменности положили латинский алфавит, что стало общим фундаментом дальнейшего развития европейской культуры, а принятие христианства стало мощным стимулом для зарождения новой культуры Древней Руси.
Конечно же, в истории человеческой культуры межкультурные контакты имели как положительные, так и негативные последствия. Так, покорение русскими Сибири в XVII – XVIII веках позволило многим народам приобщиться к духовным и материальным достижениям русской культуры и, в свою очередь, обогатить ее своим историко-культурным опытом. А вот заселение и покорение европейцами североамериканского континента повлекло за собой глобальное истребление аборигенов и, как следствие, постепенное угасание их самобытной культуры.
В условиях современных межкультурных контактов чрезвычайно важной представляется проблема приспособления к новым культурным условиям, с которой в той или иной степени сталкиваются эмигранты, беженцы, иностранные студенты, бизнесмены, журналисты и представители прочих профессий, выезжающие за рубеж и вступающие в длительный контакт с чужой культурой, – проблема аккультурации.
Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале ХХ века американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц. На первом этапе они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта разнокультурных групп, который выражается в изменении исходных культурных моделей в обеих группах, степень которого зависит от удельного веса взаимодействующих сторон. Считалось, что данные процессы происходят автоматически и завершаются смешением культур и достижением этнической однородности; при этом менее развитая культура якобы изменяется намного больше, чем развитая. Результат аккультурации также ставился в зависимость от числа участников взаимодействующих групп. Именно в рамках этой теории возникла концепция Америки как «плавильного котла» культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в Америку, смешиваются в этом котле, и в итоге образуется новая однородная американская культура.
Постепенно исследователи отошли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. В настоящее времятермин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (так называемые «реципиенты») перенимают у другой культуры («культуры-донора») нормы и ценности.
Исследования в области теории аккультурации особенно интенсифицировались в конце ХХ века. Это связано с настоящим миграционным бумом, который переживает человечество. По некоторым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего происхождения проживает более 100 миллионов человек.
В процессе аккультурации каждый человек одновременно вынужден решать две проблемы – сохранения своей социокультурной идентичности и включения в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает пять основных стратегий аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, сегрегацию, маргинализацию и интеграцию.
Ассимиляцияпредставляет собой вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы другой культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.
Подсепарациейпонимают отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией.
Маргинализацияозначает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой – отсутствие идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации со стороны этой культуры).
Интеграция подразумевает идентификацию как со своей, так и с чужой культурой.
Согласно данным исследований, эмигранты, прибывающие на постоянное место жительства, ориентируются, в основном, на ассимиляцию. При этом у людей, приехавших для получения образования или в силу экономических причин, она происходит довольно легко. В то же время беженцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинуть свою родину, психологически сопротивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции у них идет намного дольше и труднее.
Однако следует отметить, что если раньше в качестве наилучшей стратегии аккультурации рассматривалась именно ассимиляция, то сегодня ей считается интеграция, возможная только на добровольной основе: культура-реципиент готова принять установки и ценности новой культуры, культура-донор готова принять этих людей, уважая их права и адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.
А вот стратегию маргинализации люди редко выбирают добровольно. Чаще всего они становятся маргиналами в результате сочетания насильственной ассимиляции с насильственной сегрегацией.
Что касается цели аккультурации, то в ее качестве выступает долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают в трех аспектах:
1. В психологическом аспекте она представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Это выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко сформированном чувстве личной и социокультурной идентичности. Степень психологической адаптации мигранта зависит от типа его личности, событий в его жизни и наличия (или отсутствия) социальной поддержки.
2. В социокультурном аспекте адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре, решать повседневные проблемы в семье, на работе или в школе. Течение социокультурной адаптации определяется уровнем контактности человека, его знанием соответствующей культуры и межгрупповыми установками.
3. Поскольку одним из важнейших показателей успешной адаптации является наличие работы и удовлетворенность как уровнем своих профессиональных достижений, так и своим благосостоянием в новой культуре, в последнее время в качестве самостоятельного аспекта адаптации иногда выделяют адаптацию экономическую.
Естественно, что человек может комфортно чувствовать себя в рамках новой культуры только в том случае, когда его адаптация успешно проходит во всех трех перечисленных аспектах.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 930;