Исторически-стадиальная типология этнических общностей. Информационная модель этноса. Психологическая характеристика этноса.
Проблема этноса и наций в этнопсихологии.
Исторически-стадиальная типология этнических общностей. Информационная модель этноса. Психологическая характеристика этноса.
В отечественной науке долгое время было принято выделять стадиально-исторические разновидности этноса, связывая их с общественно-историческими формациями. В настоящее время эта типология дополняется новыми подходами, но в целом сохраняет свою значимость. Рассмотрим с этих позиций основные виды этноса.
История глобальных этнических общностей начинается с первобытного человеческого стада.Это было сообщество индивидов, равных в правах и обязанностях. Естественные различия - возрастные, половые - не учитывались. В рамках этой общности происходили все жизненные процессы, начиная от размножения и кончая жизнеобеспечением и социализацией потомков. Первобытное человеческое стадо имело свою территорию, на которой велось первобытное хозяйство, свой уклад жизни, свои средство общения самосознание, формы выражения духовных переживаний.
Следующая, более высокая, форма этнической общности - род. В своем развитии она прошла три этапа: тотальный род, материнский род, патриархальный род. На первом этапе род представлял собой замкнутую и самодостаточную систему, т.е. был глобальной общностью. На втором и третьем этапах он уже не был замкнутой системой. С запретом половых контактов между ближайшими родственниками возникла система взаимодействия различных родов как условие воспроизводства первобытного общества. С эпохой родовой организации связано возникновение первых социальных институтов -кровное родство, общие предки, культовый ритуал и др. Утверждаются такие объединяющие факторы, как территория, хозяйственная жизнь, язык.
На основе кровного родства, культурно-языкового единства и общности территории формируется новый тип этнической общности и социальной организации - племя, объединяющее нескольких родов. На ранней стадии у племени отсутствовали какие-либо формы централизованной власти (высшим органом самоуправления было собрание всех взрослых членов рода или общины), единство племени поддерживалось за счет межобщинных браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные и социальные границы племени не были жестко ограничены, нередко племена не имели и самоназваний. С возникновением более сложной социальной организации (возрастные классы, мужские союзы и т.п.), развитой системы лидерства племя стало приобретать и более четкую организацию. Появляются общие формы культуры и идеологии -самосознание, религиозные верования, этногенетические предания и т.п. Власть все больше сосредоточивается в руках старейшин -- наиболее авторитетных представителей старшего поколения, наследственных вождей.
Кровнородственная организация достигает своей последней ступени с созданием надплеменных объединений - союзов племен, в которые объединялись, как правило, сопредельно живущие и родственные по языку племена. Главным побудительным мотивом к созданию союза племен являлось чаще всего стремление устранить племенную междоусобицу, объединить силы для борьбы с другими, не родственными племенами.
Впрочем, появление союза племен не означало окончательной ликвидации родовой организации.
Развитие производительных сил, перемещение представителей разных родов и племен в рамках племенных союзов делало, в конечном счете, невозможным осуществление власти по родовой линии. Кровнородственный принцип стал повсеместно заменяться имущественно-классовым. На смену племенной организации приходит новая форма этнической общности - народ, народность.
Примером инструменталистского подхода к этничности в отечественной этнологии может служить информационная концепция этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова. Они предлагают описывать механизм существования всех этнических общностей на основе связей, которые могут быть описаны в рамках понятия информации. Информационные связи существуют в виде различных форм коммуникаций. Любые отношения, в которые вступают люди между собой, сопровождаются потоком информации. Информация передается разными путями - с помощью языковой коммуникации, в форме показа, подражания. В понятие «информация» входят также культурная традиция народа, его творческое наследие.
Информационная модель очень удобна, чтобы объяснить сегодняшний всплеск этничности, взглянуть на этнос не только как на средство достижения экономических и политических целей, но и как на способ удовлетворения фундаментальной потребности людей в определенной психологической стабильности. Исследователи все больше соглашаются с тем, что обращение к глубинным этническим ценностям - это защитная реакция человеческой психики на сложность, обезличенность, суетность и неустойчивость современной жизни. Этнос играет роль как бы информационного фильтра, необходимость в котором возникает в связи с особенностью современной жизни усиливать психологическую потребность в устойчивых жизненных ценностях. Эта потребность объясняется тем, что человек как вид сформировался в принципиально иной информационной ситуации, нежели та, в которой он оказался сейчас.
На протяжении всей истории человек обычно получал социально значимую информацию от достаточно малочисленной, четко определенной по составу группы. Человек привык жить в небольших поселках, обитатели которых знают друг друга в лицо. Стабильность состава группы, наследование принадлежности к ней из поколения в поколение способствовали тому, что среди ее членов преобладали общее видение мира, общее представление о ценностях, нормах поведения, смысле жизни. Вследствие этого социальная информация, поступавшая к человеку, была относительно однородна, циклична, упорядочена и требовала более однозначной реакции, чем сейчас.
В современном обществе человек одновременно входит во множество слабо связанных друг с другом групп, каждая из которых предъявляет свои требования к его поведению, не только не согласующиеся, но и зачастую находящиеся в противоречии друг с другом. Поэтому психологические механизмы реакции, сформировавшиеся в процессе становления человека как вида, не соответствуют новой информационной ситуации. Как известно из результатов исследований психологов, информационные возможности человека лимитированы и не могут развиваться беспредельно без нанесения непоправимого урона личности. В силу этого обстоятельства его стремление к стабильности становится значимым мотивом поведения. И здесь этнические ценности с их стабильностью, наследуемым статусом имеют неоспоримое преимущество перед другими. Чем больше расхождение между информационными возможностями среднего человека и сложностью информационной ситуации, тем сильнее эмоциональная сторона этнического самосознания - чувства принадлежности к своему народу, стремление к использованию национального языка, к возрождению моральных ценностей, традиционных трудовых навыков.
Этнос как социальная и психологическая общность людей устойчива во времени, является для каждого человека надежной группой поддержки, выполняет функции защиты своих членов, функции формирования единых общих жизненных ценностей и норм поведения для своих членов.
Немецкий исследователь В. Вундт в конце XIX — начале XX века явился создателем десятитомного научного труда «Психология народов». Вундт в качестве содержания «души народа» рассматривает общие представления, чувства и стремления многих индивидов, которые проявляются, прежде всего, в языке, мифах, обычаях народа. Изучая язык, мифы, обычаи народа, можно проанализировать народный дух, выявить общие законы его духовного развития. Вундт считает, что наука о «душе народа» или этнопсихология, призвана объяснять общие законы развития этой души.
В 20-е годы XX века в России философ Г.Г. Шпет предпринял попытку создать этническую психологию как отрасль психологии, изучающей такие проявления духовной жизни человека, как язык, мифы, верования, искусство.
Язык, мифы, нравы, искусство, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, которые являются типическими коллективными переживаниями. И этническая психология должна изучать эти типические коллективные переживания, эту эмоционально окрашенную систему представления, миропонимания, присущую той или иной общности людей, т. е. ответить на вопросы: «Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?».
Шпет подчеркивал, что принадлежность человека к определенному народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа.
Психология нации (национальная этническая психология) как явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания и включает в себя «психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера».
Национальная психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных ситуациях.
Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей той или иной этнической общности.
Можно выделить следующие национально-психологические особенности:
1) мотивационно-фоновые особенности — степень выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;
2) интеллектуальные особенности (характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления; например, мышление англичан часто характеризуют как прагматичное, с «нелюбовью к абстрактным теориям»);
3) познавательные особенности (глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания, например французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира);
4) эмоциональные особенности (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств, например немцы и англичане выдержаны и флегматичны, а французам и итальянцам присущи возбудимость, горячность);
5) волевые особенности (устойчивость, длительность волевых усилий);
6) коммуникативные особенности (характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности).
В национальной психологии как явлении общественного сознания можно выделить 4 сферы. Мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности. Интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных и интеллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности.
Эмоционально-волевая сфера обусловливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Коммуникативно-поведенческая сфера свидетельствует, что у каждого народа есть свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства.
Каждый народ имеет специфику в функционировании врожденных особенностей нервной системы и мозга, что обусловливает своеобразие эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер национального характера, привычные формы реагирования национальной общности.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1491;