Спартанское государство
Спартанский полис был основан на полуострове Пелопоннес пришедшими завоевателями – дорийцами. Они подчинили своей власти ахейское население Лаконии (области на юго-востоке
полуострова). Недостаток пригодных земель привел затем к новому завоеванию соседней территории Мессении (на юго-западе Пелопоннеса). Мессенская война VIII–VII вв. до н.э. закончилась полным порабощением местного населения. За счет плодородных мессенских земель был разрешен острый аграрный кризис. Но подчинение власти Спарты большого количества рабов из завоеванного населения потребовало организации сплоченного военного сообщества и постоянных репрессий в отношении покоренных рабов. В этой связи в полисе были проведены реформы законодателя Ликурга, которые привели к созданию в Спарте сурового военно-кастового строя. Сам Ликург, возможно, являлся мифической фигурой, а его реформы проводились в разное время и разными правителями. «Ликургов строй», по данным археологии, окончательно сложился к концу архаики, в VI в. до н.э.
Общественный строй. Общество в Спарте четко делилось на три основные категории: спартиатов, периеков и илотов.
Спартиаты– это полноправные граждане полиса. Они были подчинены жесткой дисциплине. С семилетнего возраста они проводили жизнь в специальных лагерях (агелах – «стадах»), где проходили обучение и воспитывались в военном духе. С этого времени и до 30 лет молодые люди находились под надзором особых наставников – педономов. Начиная с двадцатилетнего возраста, им дозволялось участвовать в совместных трапезах спартиатов – сисситиях (или фидитиях), нацеленных на сближение всех граждан друг с другом. Сидевшие рядом за одним столом составляли отдельные корпорации, которые вместе затем отправлялись на войну. Для организации трапез спартиаты ежемесячно делали взносы деньгами и продуктами. Разорившиеся граждане, которые не могли сделать такого взноса, переводились на положение гипомейонов («опустившихся»), они не участвовали в трапезах и не имели политических прав. Спартиаты были ограничены в выборе своих занятий: им было запрещено вести торговлю, заниматься ремеслом.
В целях ограничения торговли и борьбы с обогащением были введены тяжелые деньги из испорченного железа, обладавшие низкой стоимостью. Жесткой регламентации и ограничениям были подвергнуты внутренний быт и личная жизнь граждан: здесь регламентировалось все, вплоть до покроя одежды и формы бороды и усов. В отличие от других полисов Греции женщины-спартанки пользовались большим уважением в обществе. Они получали воспитание наравне с мужчинами и были избавлены от повседневной черной работы.
Периеки – жители окраинных территорий, покоренное ахейское население, которое пользовалось свободой, но было неполноправным. Периеки не имели политических прав, но должны были служить в спартанской армии. Они обладали имущественными правами, занимались ремеслом и торговлей. Именно периеки доставляли спартиатам необходимые ремесленные изделия, поскольку импорт товаров из других стран был запрещен. Для наблюдения за поведением периеков спартанское государство направляло особых надзирателей – гармостов.
Илоты – государственные рабы, они принадлежали не отдельным спартиатам, но полису в целом. После завоевания Мессении был произведен передел земли, каждому спартиату был выделен участок земли (клер), на котором должны были работать илоты. Всего было выделено 9000 таких участков с прикрепленными к ним рабами. Величина наделов должна была оставаться неизменной: их нельзя было дробить при наследовании имущества; они были изъяты из торгового оборота. Илоты также не подлежали продаже (за пределы государства). Они обязаны были работать на земле и обеспечивали своей продукцией спартиатов. Часть продукта оставалась у производителей, илоты могли свободно ею распоряжаться. Очевидно, илоты могли иметь семью и по своему положению скорее напоминали крепостных крестьян. Их привлекали к службе в армии, где они выступали в качестве легких пехотинцев. Однако масса илотов представляла постоянную угрозу для немногочисленных граждан Спарты, поэтому государство развернуло беспощадный террор в отношении своих рабов. Время от времени спартиаты устраивали их массовое истребление (криптия). Убийство илота в обычные дни тоже не считалось преступлением.
Государственный строй.Уже древние авторы расходились в оценке формы правления в Спарте. Как писал Аристотель, одни считали государственный строй Лакедемона (Спарты) образцом демократии, другие – наоборот, олигархии. Сам Аристотель относил Спартанский полис к смешанной форме правления, сочетавшей в себе и черты демократии, и строя, «основанного на добродетели» – аристократии[2]. Следует, однако, учитывать, что Спарта не оставалась неизменным государством. Она развивалась от большей демократичности своих институтов ко все большему проявлению олигархических тенденций.
Уже в ранний период истории полиса определенную роль в политической жизни играло народное собрание – апелла. В собрании могли принимать участие все спартиаты, достигшие возраста 30 лет. Самый древний из дошедших до нас спартанских законов Большая ретра (по легенде полученная Ликургом от дельфийского оракула) предоставляла народу право принимать законопроекты. Решения, имевшие важное общегосударственное значение (например, объявление войны), принимались на народном собрании. Здесь же производились выборы должностных лиц полиса. Голосование на апелле обычно проводилось криком. Однако апелла была поставлена в сильную зависимость от другого органа власти – совета старейшин, герусии. В герусию входили 28 геронтов («стариков»), достигших 60-летнего возраста, и два царя – правители Спарты (имевшие полноправное участие в герусии по достижении 30 лет; более молодого царя представлял опекун). Каждый член герусии обладал только одним голосом, поэтому цари решающего влияния в этом органе не имели. Геронты и цари присутствовали на народном собрании, и без их участия собрание не могло принять решения. Поэтому, чтобы заблокировать работу апеллы, они просто могли ее покинуть.
Цари Спарты, архагеты, происходили из двух родов, ахейского и дорийского – Агиадов и Еврипонтидов, что, видимо, выражало союз двух народов, объединившихся в результате завоевания[3]. Престол обычно наследовался царским сыном, родившимся первым после восшествия отца на трон от законного брака со спартанкой и не имевшим телесных недостатков. В спорных случаях вопрос о престолонаследии решала апелла. Наиболее полно власть царей проявлялась во время военных походов, когда архагеты командовали армией. В походе царь обладал правом жизни и смерти.
В мирное время их полномочия носили ограниченный характер, а функции сводились к участию в жертвоприношениях, заседанию в герусии, ведению некоторых судебных дел. Цари созывали народное собрание и могли на нем председательствовать. Но царская власть со временем оказалась под сильным контролем особых должностных лиц – эфоров. Эфорат был установлен в VIII в. до н.э.
и с середины VI в. до н.э. приобрел ведущую роль в государстве. Пять эфоров избирались народным собранием на один год и составляли особую коллегию, которая была ответственна только перед новой коллегией эфоров. Эфоры осуществляли контроль над царями, сопровождали их во время военных походов. Каждый девятый год они проводили гадание по звездам, которое позволяло отстранить царя от власти (по знаку падающей звезды). Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание, право председательствовать на собрании (вместо царей). Они вели внешнюю политику и следили за внутренним управлением полиса, наблюдали за агелами и поведением граждан старших возрастов. В подчинении у них находились особые корпорации, выполнявшие разведывательные и полицейские функции.
Суд в Спарте. Суд не был отделен от администрации. Судебные полномочия были распределены между архагетами, герусией и эфорами. Роль царей в судопроизводстве не была значительной. Они рассматривали дела о наследстве (выдаче замуж единственных дочерей-наследниц отцовского имущества) и дела, связанные с путями сообщения (очевидно, споры между государством и частными лицами по дорожным вопросам). В качестве военачальников они могли председательствовать на военном суде во время похода. В компетенцию герусии входили уголовные дела. По обвинению эфоров и под председательством одного из царей герусия могла судить другого царя. Сами эфоры были наделены правом рассмотрения гражданских дел, в частности, об имущественных спорах.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1125;