Часть IV БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Актеры должны уметь носить исторические костюмы. Эти умения и навыки помогают актеру быть исторически достоверным, через внешнюю форму (костюм) прийти к полному внутреннему ощущению исторической эпохи.
Работа в театре над исторической пьесой не только расширяет кругозор актера, но и оснащает его необходимыми для данной работы средствами пластической выразительности. Этот раздел тренинга в сценическом фехтовании условно назван «Бытовые действия» и включает различные способы ношения оружия и аксессуаров к нему: портупеи и ножен, плащей и шляп, бытовые действия мечом и шпагой, древковым оружием, приветствия, обезоруживания, поклоны и падения.
В классических пьесах наиболее часто встречается описание жизни общества эпохи Возрождения и стилевые особенности европейского общества XVIII-XIX столетий. Поэтому в учебнике приводятся бытовые действия, относящиеся именно к этим периодам истории.
Условия жизни как в Средние века, так и в более поздний период вынуждали иметь при себе оружие, причем оно было не только у мужчин, но и у женщин, особенно в дороге. Из-за несовершенства экипажей и плохих дорог путешествовать в средневековье предпочитали верхом. Длительная поездка в дамском седле была неудобной. Такое седло предназначалось для светской жизни — прогулки, охоты и торжественных выездов.
Женщины, путешествуя, предпочитали садиться на лошадь по-мужски — верхом, а это требовало умения носить мужской костюм. Не желая быть узнанными, женщины надевали маску, чтобы скрыть лицо. Обычай носить маску настолько вошел в моду, что им стали пользоваться и мужчины.
Будучи в мужском платье, женщина поневоле испытывала все те тяготы дороги, которые выпадали на долю мужчины. Поскольку дороги
были опасны, путешественники, чтобы сохранить жизнь, должны были при необходимости вступать в борьбу.
Многие женщины и девушки из знатных семейств отлично ездили верхом, стреляли из лука, арбалета и пистолета, владели шпагой и кинжалом. Кинжал и стилет были обязательной принадлежностью дамского костюма. Стилет тонкий, в виде гвоздя, подвешивался к поясу платья с левой стороны. А второй кинжал испанские и итальянские дамы носили за круглой подвязкой на левой ноге. Поединки возникали иногда и между женщинами, а подчас даже между мужчиной и женщиной.
Мужской костюм и маска давали возможность знатной даме посещать народные праздники. Там случались и конфликтные ситуации, требовавшие применения оружия. Постоянное наличие холодного оружия оказало влияние на покрой мужской одежды. В XVI-XVII столетиях костюм имел облегающую форму. К тому же он должен был быть удобен, для того чтобы на него можно было быстро надеть вооружение.
Так возникли обуженные по всей длине ноги штаны и обтягивающая куртка. В XVI и XVII столетиях все еще носили металлические части доспехов, и потому платье данного периода сохраняло конструкцию, типичную для рыцарской эпохи. Мужчины носили полотняную рубашку, поверх нее, даже в повседневной жизни, надевали тонкую кольчугу, а затем — кожаный или суконный колет.
Обычный колет имел застежку сбоку или сзади. Иногда он был с рукавами обуженной формы. Это удобно при надевании перчаток с крагами. Краги отлично защищали руки в бою или поединке. Колет был обужен по фигуре кавалера, по талии он стягивался поясом. Иногда к этому поясу прикреплялась портупея (ремни специальной формы), изредка и пояс выполнял функцию портупеи (в этом случае он имел специальный покрой).
В то время мужчины носили трико, которое поддерживалось на поясе ремешком или тесьмой. У рубашки имелись воротник и манжеты, она заправлялась в трико. Поверх его носили короткие штаны — иногда широкие, иногда в обтяжку. Ткань штанов, их покрой зависели от климата и времени года.
В XVI веке мужчины еще надевали кирасу (часть рыцарских доспехов), имевшую две половины (доски) — переднюю и заднюю. В XVII веке носили только переднюю часть этого вооружения. На голове во время войны носили каску или шлем.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 631;