Запреты в еде и питье
Они есть у разных религий. В православии в вопросах приема пищи соблюдается принцип христианской свободы. Христос освободил людей от обязанности соблюдать в еде и питье предписания Моисеева Закона, изложенные в Ветхом завете.
И все же некоторые запреты существуют: нельзя есть удавленены и крови, ибо “кровь есть душа”. Нельзя предаваться излишествам в пище и пьянству, ибо “пьяницы царства Божия не наследуют”. Особый режим питания у православных во время постов.
Богопослушные иудеи едят кошерную пищу, т.е. ритуальную, приготовленную по специальным правилам. Она делится на несколько категорий: растительная, рыбная и мясная. При этом рыбная не считается кошерной, если у рыбы нет чешуи. Мясная пища считается кошерной, если у животного не было ран. Правоверные иудеи не едят мяса с кровью. Кроме того, евреи могут употреблять в пищу только животных с раздвоенными копытами и отрыгивающими жвачку. Мясную пищу они не едят после молочной в течение шести часов, зато молочную после мясной есть можно, но предварительно прополоскав рот.
Самые подробные правила, касающиеся пищи, разработаны в исламе. Помимо прямых запретов есть также косвенные, означающие порицание или неодобрение. Безоговорочно запрещается употреблять свинину. Такой запрет существовал еще в Древнем Египте, среди иудеев, а затем и ранних христиан. Причина в том, что свинина в жарком климате портится быстрее и возможностей отравиться этим мясом больше, чем бараниной или говядиной.
Очень строго ислам запрещает употребление алкоголя. Грехом для мусульманина считается даже присутствие при пьяном застолье. Появление запрета на спиртное не случайно. Пьянство мешало исполнению религиозных предписаний. Для правоверного мусульманина считается грехом пропустить хотя бы одну из пяти обязательных ежедневных молитв.
Порицается, хотя и не запрещается, есть мясо мула. Это послабление историки объясняют фактом присоединения к исламу тюркских народов, в меню которых традиционно присутствовало конина. Разрешается есть рыбу. В шариате - мусульманском своде законов и правил - отдельно оговаривается, какие части тела животных нельзя употреблять в пищу: кровь, половые органы, матку, гланды, спинной мозг, желчный пузырь и т.п. Наконец, мясо даже “съедобных” животных становится запретным, если животное заколото не по правилам шариата.
Сокращено по: АиФ. 1994. № 9.
Закон и право
Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.
Различают два вида законов. Обычное право в доиндустриальном обществе совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические законы, закрепленные конституцией главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь.
Обычно законы просто кодифицируют наиболее важные нормы, которые уже существуют в обществе. Другие законы вводят новые нормы, которые соответствуют конституции страны, считающейся главным политическим законом общественной жизни. Законы, противоречащие культурным нормам, обычно не выполняются. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.
Врезка
А.Грин
Законы
В дописьменных культурах нарушить нравы практически было невозможно. Почему так? Наказание настигало преступника везде, где бы он ни находился. Спрятаться в маленьких по размерам обществах было некуда. Другое поселение — это уже другое племя, другой народ, другое общество, где ты обязательно чужак, т.е. человек, не имеющий никаких прав и защиты. Быть изгнанным из своего сообщество было равносильно смерти.
По мере того как расширялись зримые и незримые границы общества, некоторые нравственные принципы принимали форму закона, т.е. неких частных норм поведения, которые охватывали не все общество, а лишь его часть. В совете племени выделялись несколько фракций, каждая из которых была заинтересована в принятии выгодных для нее решений. Иногда удавалось добиться желаемого, а на будущее постановляли, что впредь члены общины должны поступать так не дожидаясь заседания совета. Правила поведения, установленные советом, подкрепленные его авторитетом и с неограниченным сроком действия приобретали статус закона. На ранней стадии они назывались неписаными законами, а с появлением письменности их стали фиксировать. В это время начинают складываться ранние государства, формироваться аппарат управления, в который были включены должности специалистов, подготавливающих проекты закона, пропускающих их через особые процедуры согласования сторон, обсуждение и подписание, контролирующих ход выполнения законов, подкрепленных подписью первого лица в государстве, докладывающих этому лицу о всех нарушениях и применяющих к нарушителям соответствующие санкции. Чаще всего это был не один, но целый штат специальных чиновников.
Писаные законы, возникшие в эпоху зарождения государства, письменности, городов и частной собственности, по выражению историков, суть результат деятельности цивилизации, а не культуры. Итак, неписаные законы — плод культуры, писаные — цивилизации. Первые уступают свою роль вторым. Каковы причины вытеснения неписаных законов? Их сила зиждилась на обычаях. Когда общества были небольшими (стандартное племя — несколько сот человек), один и тот же неписаный закон, т.е. обычай был един для всех. За его соблюдением легко следить, поведение всех людей навиду. Но с ростом народонаселения появляются внутри него большие социальные группы, каждая со своими обычаями и неписаными законами. Совершенно очевидно, что древнеегипетский фараон подчинялся одним правилам, а зависимый смерд — другим. Неформальные санкции, на которых покоилась власть обычаев и нравов, потеряли прежнюю эффективность. Нужны были иные средства, которыми можно заставить людей подчиняться порядку и гармонии. Увеличилось разнообразие человеческих поступков, действий, поведения. Не всегда их можно было интерпретировать однозначным образом. Встречались и непредвиденные ситуации, их необходимо было заново переопределить: являются они отклонением и нарушением норм или нет. Глава государства и облеченные полномочиями люди принимали особые указы, которые становились писаными законами. Росли штаты сотрудников, занимающихся всем процессом законопослушания: гвардия, полиция, судьи, надзиратели тюрем, адвокаты и т.д.
Адаптировано по: Green Arnold W. Sociology. An Analysis of Life in Modern Society. N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1968.
Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.
Слово «право» (jus) получило свое название от латинского justitia (правда, справедливость), ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Отсюда в наш язык вошел термин «юрисдикция». Право, созвучное таким словам, как «правильно», «справедливость», «правда», возникло на основе представлений о том, как должно быть справедливо в соответствии с идеалами добра и честности. В нем соединены элементы социальных, моральных и эстетических норм.
Право существовало не всегда. Оно - результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Например, запрещалось охотится на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей во всем регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой государства. Самые древние законы дошли до нас из Месопотамии. Вначале законы служили рупором божественной воли, а позже превратились в инструмент общественного согласия. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая - правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла.
Сегодня равными правами и свободами наделены все без исключения люди. В древности дело с естественными и гражданскими правами обстояло иначе. Когда одно племя покоряло другое, то заставляло его забыть свои законы и жить по чужим. В Древней Греции и Древнем Риме население разделялось на две категории - граждан и неграждан, которые подчинялись совершенно разным законам. Одни имели право голосовать и быть избираемыми на общественные посты, а другие нет.
Чем различаются между собой норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Норма - моральное предписание того, как следует поступать. Обычай - распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой, такая норма не стала и повторные браки вдов случались очень часто.
По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т.е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия. В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. В традиционном Китае разводы были редкими. Существовала норма - отрицательное отношение к ним. Высшей ценностью являлось продолжение семьи.
Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.
Мода и увлечения
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.
Вкус склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов. Увлечение кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Эти "чего-либо" обычно обозначают какие-то незначительные нормы в одежде, питании, поведении и т.п. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду. Пристрастие к твисту, коротким юбкам или летающим тарелочкам можно назвать и модой, и увлечением. В отличие от увлечения, мода выражает социальные символы. Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а потому, что слаксы символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.
В отличие от обычаев и нравов - устойчивых и долговременных социальных норм - мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения. Мода - периодическая смена образцов массового поведения. Мода встречается в одежде, музыкальных вкусах, архитектуре, искусстве, речевом поведении. Обычай ориентирован на традиции, а мода - на современность, обновление, нововведение.
Врезка
Версальская мода
С середины XVII в. законодателем моды стал французский двор короля Людовика XIV. Был период расцвета абсолютной монархии во Франции. Проявлением ее в моде стала мода дворянская и королевская, продолжательница моды испанской, приспособленная к вкусам французов. Строгую геометрию сменили яркие тона и краски, сложный покрой. С этого времени французский вкус и мода завоевали всю Европу и не переставали владеть ею в течение целых столетий. Мода барокко ввела новые материалы и украшения; шелк и кружева вытеснили бархат и металл. Одежда стала очень живописной. В свободно развевающемся платье воплотилась фантазия, а вместе с нею стремление к эксцентричности и роскоши. Дворяне носили камзолы, изготовленные из парчи и украшенные золотыми лентами, жилеты, узкие брюки до колен, шелковые чулки. Около 1640 г. появились парики с завитыми локонами. Законодателем моды был король. Людовик XIV любил экстравагантную одежду, носил башмаки, украшенные лентами шириной 40 см. Любимцам короля было разрешено носить синий плащ на красной подкладке, расшитый золотом.
Мода практически не встречается в примитивных обществах, но становится распространенным явлением, в сложном, индустриальном обществе. Ее не удалось обнаружить в кастовом обществе. Мода была ограничена аристократическом крутом людей в сословном обществе, но подчиняла себе массы людей в классовом обществе. Так называемое массовое, или поточное производство, изготовляющее стандартизированную и дешевую продукцию, является таковым потому, что удовлетворяет потребности широких масс потребителей. С массовым производством в современное общество пришло массовое искусство и его элемент - мода.
Мода обладает свойством быстро приходить и быстро исчезать. Цикл смены вкусов и пристрастий людей очень короткий - несколько лет. Нередко на новом этапе возвращается то, что уже когда-то существовало. Цикл возвращения старого длится 20-30 лет. Так, в 80-е годы среди молодежи в моде были рваные джинсы и косыночки на лбу, употреблявшиеся еще хиппи в 60-е годы. В моду у тинэйджеров вошли твист, шейк, узкие брюки, платья без рукавов, галстуки "пожар в джунглях", прогулки у водоемов и культурные беседы (о природе, погоде, музыке, книгах). В обиход вернулась культура 60-70-х годов, т.е. одежда, манеры, музыка и дух поколения их родителей. Тинейджеров "новой волны" стали называть фанатами родительского детства (стилягами).
Смену культурных образцов и норм называют модой, а изменение отдельных ее сегментов - увлечениями. Мода покоится на смене увлечений - кратковременных эмоциональных пристрастий. Увлечение узкими брюками не обязательно сопровождается набором всех других увлечений, сопутствующих моде родительского детства: твистом, галстуками, музыкой и т.п. Подобные элементы могут существовать независимо друг от друга или в тесной связи. Погоня за модными символами культуры повышает престиж их носителей в глазах других, выделяет из массы. Модные вещи, как правило, стоят дороже рядовой продукции, а их приобретение расценивается как успех. Модные веяния в первую очередь охватывают городские агломерации, и лишь во вторую - сельскую местность. Причину социологи, видят в том, что в городе статус и престиж зависит не столько от личных качеств - трудолюбия, воспитания, характера, сколько от стиля жизни, одежды, манер, автомобиля.
Моде и увлечениям подчиняются не все сегменты человеческого поведения. Религиозные действия, политическая деятельность, семейная жизнь в большей степени регулируются обычаями и традициями, и в меньшей - модой и увлечениями.
Вкусы определяются теми климатическими и географическими условиями, в которых проживает народ. У зулусов и монголов, не имеющих выхода к морю, рыба никогда не была модным деликатесом, а в Океании редко едят мясную пищу. Основным продуктом (массовой модой) здесь является рыба, но жителям все равно не хватает белка и они едят даже насекомых.
Однако при всем разнообразии человеческих вкусов есть один продукт, который употребляют все народы, - это хлеб. Вплоть до средневековья главным хлебом большей части цивилизованного мира служили пресные лепешки. Лишь в самом начале средних веков лепешки в Европе были оттеснены хлебом из квашенного теста. Дрожжи появились в Египте 3,5 тыс. лет назад, но дрожжевой хлеб поначалу был доступен избранным. Опыт его выпечки был заимствован из Египта в Древней Греции и Древнем Риме, где пекарь был возвышен над прочими ремесленниками. Как только люди освоили технологию выпечки дешевого хлеба, он стал модным продуктом, доступным широким слоям населения.
Ценности
Культура, как и общество, покоится на системе ценностей.Ценности социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других моральная безупречность, для третьих политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения.
Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высоко чтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение - ценностной ориентацией. Изучая методом опроса ценностные ориентации современных россиян, социологи могут выяснить: а) какими именно ценностями они предпочитают руководствоваться на работе и в быту, б) как понимаются, правильно или неправильно, стоящие за частными ориентациями общественные идеалы.
Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностьювыражается так:
* нормы - правила поведения
* ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное
Основой восточной культуры Японии и Китая выступает сыновняя почтительность (по-китайски “сяо”). Она включает официально признанные обязанности, такие как уважение к родителям, беспрекословное повиновение им, долг всю жизнь заботиться об отце и матери. Соблюдение одного только этого культурного стандарта так перестроило социальные отношения в обществе, что китайский народ сегодня, пожалуй, превосходит все другие по части уважения к старшим.
Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.
Предписания - это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
Ценности— это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма. Ребенок — социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем — социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.-П. Сартра) — выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.
Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму “не убий”, предлагают идти на фронт и убивать врагов.
Люди научились различными способами разрешать (полностью или частично, реально или иллюзорно) ценностные конфликты. К примеру, православие и католичество не дают надежды на спасение неправедно нажившему богатства человеку: богатый да не войдет в царство Божье. Что придумали русские купцы? Они жертвовали громадные деньги на развитие искусства и строительство приютов для бедных. И не от щедрости души. Так они замаливали грех стяжательства. В Западной Европе нашли более радикальный выход — придумали особую религию, оправдывающую богатство. Она называется протестантизмом. Правда, протестантизм оправдывает только нажитое неустанным личным трудом. Вот почему протестантская этика сослужила человечеству великую службу, став в конечном итоге учением, оправдывающем не богатство, а прилежный труд.
Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали Десять заповедей предусматривают сохранение человеческой жизни (“не убий”), супружескую верность (“не прелюбодействуй”) и уважение к родителям (“чти отца своего и мать свою”).
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет. К примеру, к традиционным ценностям американской культуры относятся личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи как признак благополучия, уважение к науке. А в русской культуре вместо индивидуализма всегда ценился коллективизм, который уважительно называют иногда соборностью, вместо личного успеха ставилось общественное благо, выгоду и утилитаризм заменяли сострадание и милосердие. В то же время такие ценности, как упорный труд и уважение к науке высоко ценятся не только в американской, но и в русской культуре. А какие сходства и различия еще вы можете обнаружить? Поразмышляйте над ними.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 851;