Песков В. Дворцы из глины
Термиты слепы, боятся солнца и выходят искать добычу лишь ночью, либо движутся по подземным ходам.
Царица-роженица и крошечный царь живут в особых покоях постройки. Пищу для них непрерывно приносят, их чистят, убирают из кельи отбросы. Дело царя и царицы - производить потомство. Днем и ночью.
Все члены сообщества накрепко связаны друг с другом и вместе представляют сверхорганизм, хорошо функционирующий только при условии, что каждый делает свое дело. Примерно то же самое происходит в улье. В отдельности ни пчела, ни термит жить не могут. И приспособление к условиям жизни происходит не на уровне отдельной особи, а всего сообщества.
Существует две тысячи видов термитов. Всех описать невозможно. Но у них много схожего, и три четверти их живет в глиняных сооружениях. Главная масса - термиты-рабочие. Они сооружают постройку, скрепляя крупицы глины слюною, они добывают корм, беспрерывно уносят из покоев царицы яйца, ухаживают за ней, присматривают за белыми, почти прозрачными личинками.
Термиты-солдаты корм добывать не могут. Проголодавшись, они щекочут термитов-рабочих усиками, и те отрыгивают им капельку пищи. Назначенье солдата - бдительно охранять термитник, если надо - ценою жизни, от вторжения тех, кто хотел бы его пограбить.
Чаще всего разбоем занимаются муравьи. Не пустить их в жилище - главная задача солдат. Выполняют они ее по-разному. Чаще всего огромными «бронированными» головами они затыкают щели - закрывают грабителям вход. Другие приемы - поразить разбойника огромными челюстями либо выпустить липкую жидкость, в которой увязнет грабитель, но и защитник тоже.
У термитов есть каста, назначенье которой - расселенье и обживание новых земель. Каста немногочисленная, но особи ее имеют глаза, и к брачной поре, когда надо термитник покинуть, у них вырастают крылья. В брачных полетах и на земле образуются парочки. Такая семейка из двух термитов выбирает подходящее место и, погрузившись где-нибудь в землю, начинает откладывать яички. Появившихся из них личинок отец и мама кормят сначала своей отрыжкой - продуктом из запаса в их теле жиров, потом личинки, линяя, превращаются в нимф, те, в свою очередь, в термитов-рабочих, в зависимости от запахов, которыми мать, превращаясь постепенно в царицу, управляет жизнью растущей массы сообщества. Термиты-рабочие вершат свое дело, солдаты охраняют жилище. Термитник растет. Родоначальники этого сверхорганизма - царь и царица - оказываются запертыми в небольшой камере. Царь остается изначальных размеров, а у царицы мягкое тело все время растет. Запахами, идущими от царицы, регулируется вся сложная жизнь организма. Ослабляется, например, концентрация запахов, испускаемых воинами, и царица подает свой запаховый сигнал, по которому часть термитов-рабочих трансформируется в головастых, с огромными челюстями охранников.
Сокращено по источнику: Песков В. Дворцы из глины(2001) // http://www.kp.ru/articles/issue22557/paper4675.html
Тем не менее, внешнее сходство часто бывает обманчиво. В свое время Г.Спенсер предостерегал от подобного отождествления, указывая, что, в отличие от человеческой общины, совокупность обитателей любого муравейника, термитника, пчелиного роя – это всегда дети одной и той же матери, т.е. независимо от своих размеров, сообщества “общественных насекомых” представляют собою не что иное, как одну единственную семью. Поэтому даже рода как такового у них нет.
Внешнее сходство часто бывает обманчиво. Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. Муравьи живут 65 млн. лет и ни один из 10 тысяч видов за это время практически не изменился. Человек существует всего 2 млн. лет, но претерпел за такое короткое время качественные изменения. В чем же дело?
А дело в том, что все насекомые - муравьи, пчелы или гусеницы -- эволюционируют не как индивиды, а как род. У животных - а человек по своей биологической природе принадлежит к ним – действует естественный отбор, известным нам по описаниям Ч.Дарвина. У насекомых же царствует грегарный отбор (от лат. grex - стадо): совершенствуется не особь, а вся популяция. Вот почему объединения насекомых называют биологическими сверхорганизмами. Все особи действуют генетически запрограммировано как организм одного типа.
Сверхорганизм подобен машине. Животные и люди биологически универсальны, они поочередно могут выполнять различные функции (добывание пищи, размножение, строительство, оборона и т.д.) К тому же они однополые. Но муравьи и пчелы биологически специализированы, в большинстве своем они бесполые. Одни особи способны только к размножению, другие могут добывать пищу, но лишены способности к воспроизводству.
У насекомых минимальные способности к обучению, а у человека - максимальные. Поведение людей на 80% социально приобретенное и на 20% биологически прирожденное. Середину на воображаемом континууме способности к обучению занимают высоко развитые животные, например, обезьяны, которые в обучении достигают поразительных успехов. Чем выше способности к обучению, тем выше уровень индивидуального развития. Все насекомые похожи друг на друга. Но это трудно сказать о животных и совершенно невозможно о людях. Только люди создали общество -- высокоорганизованную форму совместной деятельности индивидов. Следовательно, уровень индивидуального и уровень общественного развития тесно связаны друг с другом: чем богаче индивид, тем сложнее общество. Выражение "социальные животные" относимое к муравьям и пчелам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием.
Хотя между человеком и животными современные ученые обнаруживают много общего, серьезные различия двух видов живых существ не должны отходить при этом на второй план. Только человек способен соединить оба вида естественного отбора – индивидуальный и коллективный (грегарный). У животных они разделены. Волки подчиняются индивидуальному отбору, а муравьи и пчелы – грегарному. Последние эволюционируют всем родом, но не способны развиваться по одиночке.
Цифры и факты
· Кофе относится к самоопыляющимся растениям. Однако опыты, проведенные в Панаме, показали, что присутствие пчел увеличивает урожай кофе на 25%.
· Количество японских макак со времен окончания Второй мировой войны выросло в 10 раз, с 15 до 150 тысяч. Зоолог Кунио Ватанабе подсчитал, что, если не принять никаких мер, к 2200 г. на Японских островах будет больше обезьян, чем людей. Уже в сотне километров от Токио можно встретить большие группы макак, в поисках пищи ведущих себя агрессивно. Они даже грабят продуктовые лавки.
В эволюционной истории планеты появился новый вектор естественного отбора, который антропологи назвали грегарно-индивидуальным отбором (от греч. gregus - стадо). Его суть в том, что стадо с лучше отработанными навыками коллективного взаимодействия, социальной солидарностью и вместе с тем простором для развития индивидуальных черт, обеспечивающее большее их разнообразие, получало стратегическое преимущество в борьбе за выживание. Длительный период становления стада предлюдей, продолжавшийся миллионы лет, надо считать наиболее подходящим временем для формирования грегарно-индивидуального отбора. Подобная фаза соединила в себе два противоположных начала: 1) коллективную взаимопомощь, коллективную опеку над слабыми особями, 2) индивидуальную иерархию, борьбу за господство над всеми наиболее сильных, агрессивных представителей. Благодаря действию первой тенденции шанс выжить и оставить потомство получали особи с менее развитой мускулатурой, менее агрессивные, но с более развитым мышлением. Лучшие перспективы развития получили стада, где все взрослые получали доступ к охотничьей добыче и к половым контактам, где была лучше организована взаимопомощь, слабые от рождения или вследствие ранений могли выжить, обогащая генофонд, накапливая и передавая коллективный опыт. Действие второй тенденции привело к возникновению неравенства, иерархии, системы власти и развитию сильной личности - изобретателей, народных умельцев, шаманов, художников, вождей. Немалую роль в эволюции человеческого общества играли выдвигавшиеся вожаки, обладавшие силой, способностью к убеждению и организации, выполнявшие потестарные, т.е. властные, функции.
Благодаря единству двух начал человеческий род способен был передавать опыт, информацию и накопленные знания: «в человеческом сообществе опыт, приобретенный отдельными, наиболее способными членами, становится достоянием всего коллектива, не теряется для будущих поколений. Иначе обстоит дело с коллективно живущими животными, у которых индивидуальная пластичность поведения, как правило, не закрепляется в коллективном опыте, что вынуждает новые поколения всякий раз начинать с нуля»[1]. Индивидуально человек прогрессирует, развивая свои физические и духовные способности. Прогрессирует и общество в целом, продвигаясь по пути демократии и цивилизованности, двигаясь от простого к сложному, от традиционного к постиндустриальному обществу.
Не только люди обучают друг друга, но и животные. Выдра обучает выдренка плавать, волчица учит волчонка навыкам охоты. Но каждое следующее поколение выдр и волков не становится лучше предыдущего.
Благодаря сознанию человек научился не только совершенствовать орудия труда, но и изобрел способы внетелесной передачи информации методом ее кодирования в знаковых объектах (книгах, рисунках, чертежах, ритуалах и т.д.), составляющих носители культуры. В результате современные врачи способны применять не только последние достижения науки и техники, но и использовать методы древнейшей тибетской медицины. Но способны ли животные применять и совершенствовать знания своих предшественников?
Тем не менее соединение двух механизмов эволюции - индивидуального и группового отбора - не всегда приносит ожидаемые плоды. Как считает В.М. Алексеев:
"Сама установка на социальные связи противоречит индивидуальной установке (инстинкту сохранения) животного на борьбу за существование, на то, чтобы выжить и оставить потомство, подавляя в нем важнейшие качества, определяющие поисковую активность, инициативность, агрессивность. Некоторые особи в условиях группового развития оказываются наименее приспособленными к индивидуальному существованию как по физиологическим параметрам (мышечная масса), так и по уровню агрессивности. Оказываясь вне сообщества, такие особи элиминируют намного вероятнее по сравнению с другими особями, обладающими наибольшими перспективами при движущем отборе. И все же более подготовленные к обособленному существованию особи не выдерживают конкуренции со стороны особей, ведущих групповой образ жизни, поскольку в этом случае они противостоят не обособленным особям, а организации этих особей"[2].
Социальность и эвсоциальность[3]
По отношению к насекомым термин "социальное" вряд ли может применяться в том же самом значении, в каком его используют социологи, описывая человеческое общество. Для характеристики форм поведения и типов организации, похожих на человеческие, но тем не менее человеческими не являющимися, энтомологи и биологи придумали термин "эвсоциальное" (eusocial). Он включает корень "социальное (общественное)" и приставку "эв", которая придает весьма специфический оттенок всему слову. Эта специфика на первый взгляд выглядит весьма странно, и вот почему.
Эвсоциальный (eusocial) переводится как (очень) общественный, истинно общественный. Энтомологический термин, описывающий большинство высокоразвитых форм обществ (сообществ) животных. К ним относятся колонии муравьев, термиты, осы и пчелы. С приставкой "эв" (eu) образовано немало слов, приобретающих в результате превосходную степень чего-то. Так, эвдемонизм - это этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; эвфемизм (от греч. Euphemia) — воздержание от неподобающих слов; эвфуизм (греч. euphyes — благовоспитанный) —изысканно-перифрастический, высокопарный слог; эвристика (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) - специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).
Эвсоциальность (eusociality)[4] - феномен репродуктивной специализации, присущий некоторым видам живых существ; это означает, что в колонии нерепродуктивных животных существуют специализированные касты, осуществляющие функцию воспроизводства потомства. Наиболее известные примеры - муравьи, осы и пчелы[5].
Таким образом, приставка "эв" придает слову какое-то превосходящее значение. Получается так, что по отношению к животному миру мы говорим о некой высшей социальности. Но это далеко не так. Более высокой, чем в человеческом обществе, социальности не существует. Как станет ясно из дальнейшего, эвсоциальность действительно описывает высшую или истинную социальность, но лишь по сравнению с другими, низшими, формами социальности, которые характеризуют самые разные виды общественных насекомых и животных (солитарность, полусоциальность и др.).
У отряда перепончатых насекомых развиты экстенсивное разделение труда, морфологическая специализация и кооперация, существуют касты, за которыми природой закреплены конкретные задачи, например, собирательство, оборона, воспитание. Воспроизводство рода осуществляется избранными и способными к репродукции особями (элитой), которых обслуживают бесплодные рабочие особи. В колонии проживает сразу несколько поколений, которые поддерживают благосостояние сообщества. Сходный уровень социальной организации отмечен у некоторых видов позвоночных. К примеру, крысы имеют кастовую систему, в которой взрослые особи, неспособные к воспроизводству рода, заняты сбором пищи, рытьем и утеплением нор[6].
Любопытные факты
75% всей биомассы насекомых составляют социальные насекомые (термиты, муравьи, пчелы, осы)
В эволюционном плане социальность зародилась 140-65 млн. лет назад
Социальность - основная стратегия истории жизни на Земле.
Эвсоциальность ученые называют еще анонимной характеристикой. Это случилось потому, что насекомые, в отличие от человеческого общества, способны формировать лишь такие сообщества, где особи признают друг друга не как индивидуальности, а только как членов группы[7].
Минимальное количество каст у эвсоциальных насекомых - три: 1) королевы, царицы, матки (фертильные женские особи), основная функция - воспроизводство потомства; 2) рабочие (стерильные женские особи), основная функция - помогать матке в выращивании и воспитании потомства; 3) трутни (пчелиные самцы), основная функция - оплодотворение самки и воспроизводство потомства[8]. У некоторых видов насекомых дополнительными кастами выступают солдаты, защищающие колонию. У других они входят в число основных каст.
Три касты термитов
Крылатые взрослые репродуктивные термиты | Бескрылые термиты-рабочие | Бескрылые термиты -солдаты |
Далеко не все виды насекомых можно назвать истинно социальными, или эвсоциальными. Социальные качества не закреплены в их генетическом аппарате или в морфологии. Они собираются вместе на очень короткое время - ради производства потомства или выполнения иных функций. Затем распадаются и уже ничто их больше не связывает. Некоторые насекомые даже не нуждаются в партнере, поскольку они двуполые.
Эвсоциальность (eusociality) характеризует лишь три вида насекомых: 1) некоторые Hymenoptera, т.е. перепончатокрылые (муравьи, пчелы и осы), 2) все термиты (Isoptera), 3) тля растительная. Эвсоциальных насекомых (Eusocial insects) выделяют три основные черты:
! Коллективная забота о подрастающем поколении;
! Репродуктивное разделение труда, подразумевающее наличие сервисных (обслуживающих) каст, стерильных в половом отношении;
! Одновременное существование нескольких поколений особей, помощь старшего поколения в выращивании молодых особей[9].
Таким образом, у многих, но не у всех, эвсоциальных насекомых существуют хозяйственная дифференциация (распределение заданий и разделение труда), кастовая дифференциация (основанная на морфологических различиях особей) и возрастная дифференциация (сосуществование в рамках одной семьи или колонии молодых и старых особей)
Таблица 1
Примеры эвсоциальных насекомых[10]
Виды | Характеристика | Примеры |
Муравьи | Все муравьи эвсоциальны. Королевы-матери и рабочие особи отличаются морфологически. У некоторых типов муравьев рабочие не имеют даже яичников; у других типов рабочие откладывают только яйца мужских особей. | Fire Ants, Solenopsis invicta Pharoahs ants, Monomorium minimum Carpenter Ants, Camponotus Pseudomyrmex. |
Пчелы | Многие виды пчел вообще несоциальные существа. | Sweatbees, Lasioglossum Bumblebees, Bombus Honeybees, Apis mellifera Carpenter Bees, Xylocopa |
Осы | Некоторые виды ос эвсоциальные, но многие таковыми не являются. | Paper Wasps, Polistes Yellowjackets, Vespula Stenogastrine wasps Tropical Wasps, Epiponines, Polybia |
Термиты | Все термиты являются социальными. У них есть мужские и женские особи-рабочие, хотя большинство социальных насекомых диплоидны[11]. Часто у них есть король и королева. | |
Тля[12] и трипс[13] | Некоторые виды тли и трипса эвсоциальны. Когда формируются их скопления, стерильные особи способны выполнять только функции защиты (солдаты), но не воспроизводства и воспитания. В результате этот вид насекомых неспособен создавать более продвинутые общества. | |
Многие виды эвсоциальных насекомых (муравьи, пчелы и осы) являются гаплодиплоидными[14] одновременно. У них женские особи имеют две аллели[15], а мужские - только одну. Как следствие, у них более разнообразная и запутанная система родственных отношений (kin), чем у диплоидных видов. К примеру, гаплодиплоидные особи предпочитают заботиться о своих материях, подкармливая их, а не о своих дочерях или сестрах. В результате у таких насекомых рождаются стерильные касты, не способные к продолжению рода, не занятые заботой о своем потомстве, его выращивании, но все время и силы затрачивающие на обеспечение королевы-матери. Общественные, или социальные насекомые на первое место ставят благополучие рода, а не индивида, поэтому продолжение рода на индивидуальном уровне, равно как и создание семьи в нашем понимании, здесь практически отсутствует.
Насекомые, образующие крупные скопления, не обязательно являются эвсоциальными, т.е. истинно общественными. Социобиологи различают несколько уровней организации групповой жизни. Ученые-энтомологи выделяют следующие степени (уровни) социальности:
1. Солитарность (solitary - обособленность) - отсутствие репродуктивного разделения труда, сосуществования поколения и воспитания поколения;
Субсоциальность - родительская забота о молодых особях;
Коммунальность - представители одного поколения живут в одном месте (рой, стадо, гнездо), но у них отсутствует забота об отпрысках;
Квазисоциальность - представители одного поколения живут в одном месте (рой, стадо, гнездо) и у них есть забота о выводке;
Полусоциальность - дополнительно к квазисоциальности существует репродуктивное разделение труда;
Эвсоциальность - дополнительно к полисоциальности присутствует совместное проживание нескольких поколений особей[16].
В некоторых источниках квазисоциальность и полусоциальность (semisocial) входят в качестве подвидов в субсоциальность[17]. В других источниках вводится термин "парасоциальность", куда включают коммунальность и квазисоциальность[18].
Благодаря ранжированию социальных насекомых по уровню развития у них общественных связей становится понятным то, почему энтомологи называют эвсоциальность истинной социальностью (truly social). Эвсоциальность находится на самой вершине эволюционной пирамиды и включает все, а не часть, признаков, выделяющих общество животных: социализацию, многопоколенность и разделение труда.
У одного и того же вида, как правило, встречается все многообразие уровней социальности, которые характеризуют тот или иной подвид. Среди пчел существуют солитарные, эвсоциальные, полусоциальные и коммунальные подвиды. Около 1000 их подвидов проживают в небольших колониях, где правит балл королева-мать с несколькими дочерьми-рабочими. Колонии эвсоциальных пчел, а их несколько сот разновидностей, представляют собой сложные, высоко координированные общества. Матка, окруженная обслуживающими ее репродуктивные функции особями, руководит коллективным процессом воспитания молодого поколения. Внутри колонии особи выполняют узкоспециализированные функции. Они общаются между собой посредством "химических посланий", прикосновений, звуков и символических танцев. Гнездо представляет сложное архитектурное сооружение с множеством галерей, тайных ходов, запасных выходов, отделений, камер и помещений. Функции защиты, сбора и хранения пищи, воспроизводства, равно как и другие виды деятельности, регулируются автоматически. Биологический механизм управления колонией (роем) реагирует на изменение условий существования вне и внутри улья.
Насекомых называют коммунальными, если особи одного поколения занимают одно составное гнездо, но каждая заботится только о собственном потомстве. У полусоциальных видов существует репродуктивное разделение труда между половой кастой и стерильными рабочими особями, однако все они относятся к одному поколению. В гнездах эвсоциальных таксонов, кроме различных каст, присутствует несколько рабочих поколений: старшие заботятся о своих младших братьях и сестрах. Полная эвсоциальность известна только в двух отрядах насекомых – у термитов (Isoptera) и перепончатокрылых (Hymenoptera). Все муравьи эвсоциальны, тогда как у пчел и ос встречаются разные уровни социальной организации[19].
Подавляющее большинство пчел - солитарные (создают общее гнездо), некоторые их виды - коммунальные (плюс к тому в нем проживает несколько поколений). Совсем немногие разновидности пчел проживают маленькими колониями и относятся к полусоциальным насекомым.
Основными причинами, обеспечившими успех социальным насекомым в межвидовой борьбе, ученые называют:
! Синхронное выполнение заданий: фуражирование, воспитание потомства, забота о жилище, воспроизводство. При повышенном уровне активности насекомые не мешают и не вредят друг другу.
! Рабочие особи наводят порядок и решают проблемы благодаря высокому уровню кооперации и сотрудничества, на что неспособные солитарные насекомые. Сюда относятся защита от врага, строительство гнезда, забота о молодежи, кооперация во время охоты и собирательства.
! Разделение и специализация труда служат залогом успешного поддержания равновесия (гомеостазиса): ресурсное обеспечение колонии, поддержание и управление микроклиматом в гнезде, соответствие кастовой конструкции колонии экологическим условиям местности[20].
Пчелиный общественный уклад[21]
Социальное поведение пчел и формы их общественного устройства давно привлекали внимание философов и ученых. Многие люди сравнивали жизнь семьи пчел с жизнью государства, перенося на нее существовавший общественный уклад. Еще древние египтяне, видели в пчелином гнезде государство во главе с пчелой-фараоном, Платон и Аристотель - рабовладельческое общество, управляемое аристократами-трутнями. Л. Фигье в своей книге "Жизнь насекомых" сравнивал общественное устройство пчел с республикой, а пчелу-матку - с ее президентом. Наблюдая за жизнью пчел, специалисты поражаются совершенством организации: десятки тысяч насекомых, наделенных только рефлексами и инстинктами работают как единое целое, как один организм с множеством исполнительных органов. Инстинкты и организация жизни пчел настолько совершенны, что пчелы кажутся разумными существами.
Как показывают данные науки, пчелы - вегетарианцы: энергию, белки и витамины получают исключительно из растений, опыляя их во время цветения и помогая развитию. Пчела - идеальное биологическое создание, обладающее уникальными способностями. Она использует магнитные и электромагнитные поля Земли, воспринимает поляризованный солнечный свет видит в ультрафиолетовой части спектра, обладает навигационными приборами. Поразительна пластичность обмена веществ: поглощение кислорода в полете в 500 раз выше, чем в состоянии покоя. Она способна перетаскивать груз, превышающий собственный вес в 20 раз (лошадь - 1.5 - 2). На один килограмм веса пчелы приходится более 1 млн. нервных клеток, в то время как у человека всего 150 тысяч. Пчела - самое чистое создание на планете. На ее лапках никогда не бывает бактерий. Длительность жизни пчелы - от 35 дней у летних до 270 у осенних пчел.
Рис. Пчелиный мегаполис. |
Они появились на планете 80 млн. лет назад. В далеком прошлом пчелы устраивали гнезда в дуплах деревьев или даже прямо на ветках деревьев. На пасеках же пчелы живут в ульях. Пчелиный сот состоит из многих тысяч ячеек, скрепленных между собой общими стенками и донышками. Ячейки - это геометрически правильные шестигранные призмы строго определенного размера. Шестигранная форма ячейки не только позволяет им затрачивать на ее строительство минимум воска и времени, но и сооружать соты исключительно высокой прочности и большой емкости. Соты - совершеннейшее воплощение строительного принципа. Ч.Дарвин называл пчелиные соты верхом архитектурного совершенства с точки зрения экономии труда и воска.
Пчелы - надсемейство насекомых подотряда жалящих перепончатокрылых. В мире насчитывается более 30 тыс. видов пчелиных (Apoidea), которые объединены в 11 семейств. Они различаются морфологическим устройством, внешним видом, регионом обитания, социальной организацией и образом жизни. По своим размерам они варьируются от 2 мм до 4 см.
Большинство видов пчел — одиночные, некоторые селятся колониями. Самые высокоорганизованные представители пчелиных, характеризующиеся высокоспециализированным собирательством и общественным образом жизни входят в семейство Apidae объединяющее род Psithyrus - шмели-кукушки, Bombus - шмели, Apis - медоносные пчелы. Они живут не в одиночку, как многие другие насекомые, а большими семьями, сообществами. Поэтому их стали называть общественными насекомыми.
Пчелиная семья - великолепно организованный, очень гибкий, простой в своем естественном совершенстве и в тоже время беспредельно сложный мир. Сообщества состоят из десятков тысяч особей. Каждая особь (рабочая пчела, матка, трутень) развивается из отдельного яйца и является в известном отношении самостоятельным организмом. Тем не менее, ни одна из них не в состоянии жить отдельно. Пчела очень быстро, буквально за несколько часов, умирает, если оказывается в одиночестве. Семьи медоносных пчел складывались в разных природно-климатических условиях и географических зонах, которые привели к возникновению форм, существенно отличающихся друг от друга.
Про общественных насекомых, писал Конрад Лоренц в своей книге "Агрессия (так называемое "зло")", с давних пор известно, что их сообщества, зачастую насчитывающие до нескольких миллионов членов, по сути дела являются семьями, поскольку состоят из потомков одной - единственной самки или одной пары, основавшей колонию. Пчелиная семья состоит из одной матки, нескольких десятков тысяч рабочих пчел (от 15-20 до 80-100 в разное время года) и нескольких сотен, очень редко 1-2 тысячи трутней, живущих только в летнее время. Выполняемые особями функции строго разделены, отсюда тесная и практически полная зависимость как друг от друга, так и от всего сообщества.
Сообщество медоносных пчел биологи подразделяют либо на три касты (королева, рабочие, трутни), либо на две, объединяя королеву и трутней в одну касту:
! Репродуктивные касты - королева и трутни: первая откладывает яйца, вторые оплодотворяют ее.
! Рабочая каста - сестры, все дочери королевы-матери: обслуживают яйца (потомство), королеву, трутней и гнездо.
Во главе пчелиной семьи находится пчела-матка, основная функция которой состоит в произведении потомства. Всю работу “по дому” выполняют пчелы-работницы, а появляющиеся в летний период трутни – пчелы-самцы - пригодны только для оплодотворения матки.
Поскольку главные действующие лица пчелиной жизни - матка и рабочие пчелы — женские особи, пчелиный улей можно назвать эволюционным торжеством матриархата. Впрочем, он царит и у других социальных насекомых, в частности муравьев.
Рабочие пчелы - женские особи с недоразвитыми половыми органами, длиной 12-14 мм, масса различна и зависит от породы в пределах от 90мг до 115мг. Их еще называют сестрами матки. Трутни - особи мужского пола, они появляются в мае-июне, а изгоняют их в конце лета; зимовать они могут только в безматочных семьях. Трутни лишены возможности сбора пищевых запасов, поскольку приспособлений для сбора нектара и пыльцы у них нет. Тем не менее они - неотъемлемая часть сообщества, так как во время спаривания с неплодной маткой они передают матке мужские половые клетки, после чего матка становиться плодной. Не будь их - не было бы продолжения пчелиного рода.
Пчела-королева | Пчела-трутень | Рабочая пчела |
Как видим, в пчелиной семье проявляется половое неравенство: только матка, обладающая хорошо развитыми половыми органами, способна вступать в брачный контакт с мужскими особями и откладывать яйца. Рабочие пчелы, а это женские особи, имеют недоразвитые половые органы, а потому не могут спариваться с трутнями. Сестры не составляют конкуренцию своей более счастливой и более ценной для семьи избраннице-королеве. Они трудятся в поте лица: кормят личинок, обогревают гнездо, собирают нектар и пыльцу с цветов, носят в улей воду, вырабатывают в своем организме воск для постройки сотов. Они защищают улей от всевозможных врагов: муравьев, бабочек, ос, от нападения других пчел, чистят, вентилируют (проветривают) улей, поддерживая в нем нужную температуру, заделывают щели и отверстия в улье пчелиным клеем (прополисом). Трутни живут недолго, после выполнения работы их отправляют в изгнание, зато никакой работы они не выполняют. Таким образом, в добавление к половому неравенству существует еще и трудовое.
Пчелы не терпят чужаков, которых узнают по несвойственному запаху. Случайно залетевших гостей пчелы-работницы агрессивно выдворяют вон.
Врезка
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 854;