Дискуссии о предмете культурологии

О предмете и месте культурологии в зарубежной и отечественной литературе не сложилось единого мнения. Условно точки зрения можно разделить на две разновидности - изоляционисткую позицию, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход и интегративистскую, в основании которой лежит убеждение, что культурология - синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

Что касается первой, изоляционистской точки зрения, то она заключается в редукции (сведении) культурологии как общей дисциплины к одной из наук, занимающихся частными вопросами культуры, но не культурой во всем ее многообразии.

В 90-е годы в России культурными изысканиями стали заниматься представители трех следующих областей знания:

* философии

* искусствознания

* антропологии

Среди философов-культурологов выделяются прежде всего специалисты по эстетике. В этом случае культурология превращается в философию культуры.

С другой стороны, культурологией занимаются представители конкретных дисциплин, в частности искусствоведы. В этом случае ее подменяют еще одной самостоятельной дисциплиной, а именно мировой художественной культурой (МХК). Ее предметом выступают все виды художественной деятельности человека — словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., иными словами, не один, а все виды искусства, существовавшие в человеческой истории от первобытного строя и античности до современного общества.

Наконец, третий отряд культурологов, связанных с практикой эмпирических исследований, предлагает понимать под культурологией главным образом антропологию.

В России доминирует ценность так называемого гуманитарного знания об обществе и культуре. По сути дела речь идет об описании событий и явлений без их объяснения; об отсутствии явно сформулированных критериев социальной значимости отбираемых событий; о движении тематики описаний вслед за идеологической конъюнктурой и т.п. Работы такого рода… предстают в форме журнализма.

Сегодня наступает время для более глубокого подхода к пониманию сущности культуры. Он не может не основываться на науке - на науке вполне конкретной, имеющей за своими плечами огромный исторический опыт и опирающейся на точные методы познания. Эта наука называется антропологией.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. С.8-13.

 

В Оксфордском словаре сказано, что слово Kulturologie впервые использовал немецкий ученый В.Оствальд в 1913 г. В 1949 г. термин culturology употребил американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975)., написавший статью о применении философских принципов эволюции к решению ряда проблем культурологии. После этого термин “культурология” встречался в литературе лишь несколько раз - в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактуется как наука или учение о культуре. В современном словаре Вебстера сказано буквально следующее:

Culturology - наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л.Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) - в качестве независимых от не-культуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей) [Webster’s Third New International Dictionary of the English Language Unabridged. Springfield, Massachusetts, USA: Merriam-Webster Inc., 1993, p.553]

 

Лесли Уайт дал методологическое обоснование и определил границы культурологии. Ее содержание он разъяснил следующим образом:

Врезка

Л.Уайт

Что такое культурология?

Культурология (culturology) - ветвь антропологии, рассматривающая культуру (институты, технологии, идеологии) как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам. Культурный процесс рассматривается здесь как самодостаточный и самоопределяющийся.

Люди, жившие в дописьменную эпоху, уже осознавали тот факт, что они отличаются друг от друга своими обычаями, речью и верованиями. Однако даже столь утонченные люди, какими были греки аристотелевского периода, не имели в своем распоряжении термина, эквивалентного нашему слову “культура”. Его в научный оборот ввел Э.Тейлор - родоначальник английской антропологии. Он понимал под культурой "“совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений, приобретенных человеком как членом общества. Он внес окончательную ясность в понимание того факта, что культура - исключительная собственность людей”.

До того как появилась культурология в качестве научной дисциплины, в изучении культуры преобладали чуждые ей подходы, а именно биологические, психологические и социологические. Все явления, в том числе и культурные, сводились к природным, психическим или социальным причинам. Институты, обычаи и верования представали в них как вторичные факторы, или зависимые переменные. Человек выступал причиной, а культура - следствием.

Культурологическая революция перевернула наши воззрения. Культурология утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение людей определяется не физической конституцией, генетическим кодом, идеями, желаниями, надеждами или страхом, не процессом социального взаимодействия, а внешней, экстрасоматической культурной традицией. Индивиды, рожденные в тибетской языковой традиции, будут разговаривать по-тибетски, а не по-английски.

Если поведение людей задано культурой, то чем же тогда определяется сама культура? Ответ очевиден. Культуру надо рассматривать как процесс sui generis, т.е. имеющий причиной самого себя. Иначе говоря, культурология, в отличие то других наук, изучает только такие культурные явления, которые порождены опять культурными причинами.

Атом нельзя понять, рассматривая лишь его компоненты. Атом - это система, которую следует понимать в терминах ее самой. Свойства сахара несводимы к свойствам атомов карбона, водорода и кислорода; молекулы функционируют как молекулярные системы. Живую клетку нельзя рассматривать в терминах составляющих ее молекул, а биологический организм - в терминах клеточного вещества. Индивиды или организмы не выявляют свойств общества. Каждый тип системы существует в терминах собственной структуры и функционирования, в терминах собственных принципов и законов. Люди и общества суть социокультурные системы, они, как и прочие системы, должны рассматриваться в собственных терминах.

Сокращено по: White Leslie A. Culturology // International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol.3. N.Y.: The Free Press, 1968. Pp.547-550.

 

Преимущество третьего подхода следует видеть в том, что антропология, которая относится к разряду строгих научных дисциплин, позволит построить культурологию на фундаменте проверенных фактов и надежных теорий. Беда его в том, что в культурологию может проникнуть такая проблематика, в частности связанная с генезисом родственно-племенных и семейных структур, архаических институтов власти и собственности, которая никак или очень отдаленно связана с культурой.

А как обстоит дело с двумя первыми подходами? В них культурологию подменяют либо философией культуры, либо историей искусства. Философия культурыиграет роль как бы общей теории культуры и касается сущности и природе культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений, а также некоторых частных проблем, прежде всего связанных с цивилизацией.

История культуры, которую чаще всего связывают с историей конкретных видов изобразительного искусства, архитектуры и музыки, призвана поставлять фактологический материал для культурологии, т.е. служить эмпирическим остовом. Не удивительно, что учебные пособия по культурологии сводят к изложению истории искусства с античности до наших дней.

Остановимся подробнее на двух направлениях и их возможностях в плане влияния на культурологию.

Философия культуры- система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты.

“В отличие от культурологии, равно обращенной к любой культуре, стремящейся судить о всех них объективно и беспристрастно, философию интересует только та культура, которую размышляющий о ней человек считает своей, которая образует культурный горизонт его собственного мира.... Философия, следовательно, выясняет не теоретическое, а практическое отношение человека к культуре, раскрывает условие не просто его знания, а его бытия в ней” (Культура: теории и проблемы. Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей /Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. - М.: Наука, 1995. с.43) Чаще всего это культурное бытие европейского человека (Культура: теории и проблемы. Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей /Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. - М.: Наука, 1995. с. 44)

 

Философская природа культуры обычно рассматривается в рамках экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии, марксизма, религиозных философских систем. Но она не затрагивается с позиций таких философских направлений, как позитивизм, субъективный идеализм и прагматизм. Каждое философское направление дает свое понимание культуры, ее влияния на общество и человека, законов развития культуры. Среди них выделяются два наиболее характерных и в то же время диаметрально противоположных течения - марксизм и феноменология.

Марксизм, созданный усилиями К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина, утверждает, что культура - надстройка общества. Она включает идеологию, искусство, образование, религию, науку. Уровень развития и состояние культуры определяются протеканием базисных процессов, прежде всего экономики. Культура подразделяется на два вида - культуру низов (народная) и культуру верхов (дворянская, буржуазная). Первая прогрессивная, вторая - регрессивная. Смена способа производства обязательно влечет за собой изменение содержания культуры. Как только при социализме побеждает самая передовая культура пролетариата, государство берет ее под свою опеку и помогает материально. Оно определяет перспективы, ставит цели и задачи развития культуры. Направляющим принципом ее развития выступают принципы социалистического реализма (художник обязан показывать преимущества социализма) и партийности (художник должен выражать идеологию рабочего класса и коммунистической партии).

Феноменология- основанное немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859-1938) учение о явлении. Это исследование значения и смысла, наука о созерцании сущности, о сознании. В отличие от марксизма, имеющего дело с крупнопанельными блоками реальности, феноменология проникает в микромир, во внутренний мир человека и уже оттуда пытается воссоздать макромир.

Для понимания культуры важно не содержание учение Гуссерля, а его метод. Феноменология стремилась расчистить тот путь к явлениям, который в обыденной жизни заполнен предрассудками. Расчистив путь, ученый узнает то, что раньше было скрыто или явно не выражено. Конечная цель познания - раскрытие жизненного мира. Наука не способна проникнуть в жизненный мир, так как подменяет живую реальность выдуманными абстракциями. Для жизненного мира, постигаемого не наукой, а особой философской процедурой (редукцией), характерны непосредственная очевидность, интуитивная достоверность. Для отдельного человека жизненный мир - это “горизонт” его намерений, целей, проектов.

Ученик Гуссерля австрийский философ и социолог Альфред Шюц (1889-1959) перенес феноменологический метод в сферу социальных наук и достиг там замечательных успехов. Он доказал, что количественными методами и статистикой овладеть тонкой материей мира культуры невозможно. Они его огрубляют. Нужны более тонкие качественные методы. Он требовал от социологов, изучающих культуру, исследовать не сложившееся общественное мнение и готовые взгляды людей, а сам процесс “приготовления”. Иными словами, изучать надо не социальные структуры и традиции, а формирование повседневного мира людей. Повседневный мир - то место, где формируются социальный порядок, традиции и культура общества.

Позже на базе идей Гуссерля и Шюца возникло новое направление, но уже в сфере социологии, а именно понимающая социология.

История культуры как сфера знаний, в которой рассматриваются вопросы истории искусства, представляет собой, пожалуй, самое аморфное и разнородное образование. Иначе как собранием сведений о всевозможных культурных явлениях, событиях и фактов со всего мира, выстроенных в хронологическом порядке, эту область знаний не назовешь. Если философия культуры грешит чрезмерной абстракцией, то история культуры не хватает глубоких обобщений. Те, что имеются, разобщены и не напоминают единого целого.

Теории художественных стилей в архитектуре или литературе, хотя и опираются на богатый фактический материал, мало связаны с концепциями моды или стилей одежды. Теории цивилизации и смены религиозных систем обобщают, но не объясняют последовательность становления описываемых объектов. История живописи и музыки раскрывают только высокую, но не массовую или народную культуру. Для того чтобы история живописи и скульптуры хоть как-то походила на историю культуры, ее привязывают к социально-классовой структуре того общества, о котором идет речь, скажем древнеегипетского или средневекового.

Однако кроме живописи, скульптуры, музыки и вообще свода изящных искусств в понятие культуры входят также обычаи и традиции народов, нравы и этикет, ценности и стили поведения, средства массовой коммуникации и досуг, а также многое другое. Социально-классовая структура, конечно, нужна, но только как подсобный материал. Да и художественная культура никак не может собой заменить человеческой культуры в целом.

Изоляционистский подход грешит еще одним недостатком: он сводит культурологию только и только к циклу гуманитарных знаний, напрочь игнорируя другую составную - социальные науки.

В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого, интеграционистского подхода к культурологии. Его сторонники понимают как интегративную область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры Фундамент таким образом интерпретируемой культурологии заложили В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Э.Кассирер, М.Вебер, Г.Зиммель, Р.Кронер, Э.Трельч, К.Манхейм, К.Ясперс, Т.Лессинг, Э.Гуссерль и другие. Современные последователи против сведения культурологии либо к философии культуры, либо к истории искусства.

“Существует мнение, что культурология - это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология - знание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Но в действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей... Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.” (Левит С.Я. Культурология как интегративная область знаний // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995., с.654-655).

“Культурология, скорее, - некоторое суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования” (Культура: теории и проблемы. Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей /Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. - М.: Наука, 1995. с.38)

 

Интеграционистский подход, на мой взгляд, имеет определенные преимущества перед изоляционистским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры.

Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в “Государственном образовательном стандарте”, где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации “Культурология” отнесены: теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.

 








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1625;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.