Специфика рассмотрения инвестиционных споров
Особенность инвестиционных отношений заключается в неравенстве партнеров: отношения между суверенным властным субъектом – государством‑реципиентом – и иностранным инвестором – лицом частного права. По отношению к иностранному инвестору государство выступает как властная структура. Инвестор обязан подчиняться правовому режиму, установленному принимающим государством (М. М. Богуславский).
Государство‑реципиент не может самостоятельно осуществлять страхование иностранных инвесторов от некоммерческих рисков, так как это было бы страхование от его собственных действий. При рассмотрении инвестиционного спора государство может отклонить претензии иностранных инвесторов при помощи ссылки на свой иммунитет.
Способы разрешения этих проблем:
– государство в национальном законодательстве или в международных соглашениях принимает на себя обязанность не предпринимать к иностранному инвестору никаких мер, ущемляющих его имущественные права. В случае вынужденного принятия подобных мер государство‑реципиент обязано выплатить иностранному инвестору быструю, адекватную и эффективную компенсацию в любой приемлемой для инвестора валюте;
– государство признает юрисдикцию и подчиняется компетенции МКА для разрешения инвестиционных споров, отказываясь от своих иммунитетов;
– государство‑реципиент участвует в межгосударственной системе страхования иностранных инвестиций от некоммерческих рисков.
Вашингтонская конвенция 1965 г. была разработана под эгидой МБРР. Цель Конвенции – защита интересов частного капитала. Нормы Конвенции предусматривают изъятие инвестиционных споров из юрисдикции национальных судов и передачу их в специальный международный арбитраж.
Основное содержание Конвенции – создание специального международного арбитража с компетенцией в сфере рассмотрения инвестиционных споров: Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МЦУИС – одно из структурных подразделений МБРР, постоянно действующий арбитражный орган, созданный в форме международной организации, обладающий международной правосубъектностью и специальной юрисдикцией. Его цель – разрешение посредством примирения и арбитража инвестиционных споров между государством и частным лицом другого государства.
Организационная структура МЦУИС: Административный совет, Секретариат, Посредники и Арбитры (включенные в особые списки). Посредники и Арбитры – это лица, обладающие достаточной квалификацией, назначаемые в соответствии с Вашингтонской конвенцией и выразившие желание исполнять возложенные на них обязанности. Лица, включенные в списки, должны обладать высокими моральными качествами, достаточной компетентностью в области права, коммерции, экономики и финансов. При включении в список Арбитров особое значение придается компетентности таких лиц в области права. Председатель должен обеспечить представительство в списке всех основных правовых систем мира и основных форм экономической деятельности (М. М. Богуславский).
Компетенция МЦУИС:
– споры между государством – участником Конвенции и частными лицами другого государства‑участника;
– только инвестиционные споры, т. е. правовые споры, вытекающие непосредственно из инвестиционных отношений;
– наличие письменного соглашения сторон о передаче спора на рассмотрение в МЦУИС.
Вашингтонская конвенция не содержит императивного положения об обязанности непременно передавать инвестиционные споры в МЦУИС. Она предусматривает два механизма разрешения споров – примирительная и арбитражная процедуры. Эти процедуры не соподчинены между собой – стороны вправе выбрать любую или применить обе: примирение или арбитраж, либо примирение с последующим арбитражем, если попытка примирения окончилась неудачей. Инициатором выбора процедуры может выступать любая сторона спора.
Государства независимо от того, являются ли они стороной спора, обязаны признавать юридическую силу арбитражных решений, вынесенных в соответствии с Вашингтонской конвенцией, и принимать меры для принудительного исполнения таких решений.
Согласно ст. 42(1) Вашингтонской конвенции МЦУИС рассматривает спор в соответствии с нормами права, которые согласованы сторонами. Если соглашение сторон отсутствует, МЦУИС должен применить право государства – стороны в споре (включая его коллизионные нормы), а также «такие нормы международного права, которые могут быть применимы». В докладе исполнительных директоров МБРР о Вашингтонской конвенции 1965 г. подчеркивается, что термин «международное право» следует понимать в значении ст. 38 Статута Международного суда ООН.
Вашингтонская конвенция указывает, что ни право принимающего государства, ни нормы международного права не могут применяться на исключительной основе. МЦУИС должен применять и те и другие нормы в следующей последовательности:
– нормы национального права;
– нормы международного права:
в случае пробела в национальном праве;
при противоречии между соответствующей нормой внутригосударственного и международного права.
В решениях МЦУИС часто встречаются ссылки на обычное международное право и «общие принципы международного права» (С. Войтович).
Цель Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 г.) – создание межгосударственной организации, которая должна осуществлять страхование инвестиционных рисков. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), созданное в соответствии с Конвенцией, – международная межправительственная организация, которая предоставляет гарантии от некоммерческих рисков в отношении инвестиций в государствах – участниках Сеульской конвенции.
Конвенция устанавливает круг инвесторов, подпадающих под условия гарантий МИГА:
– физические лица, не являющиеся гражданами государства‑реципиента;
– юридические лица, основные учреждения которых расположены на территории государства‑участника, или большая часть капиталов которых принадлежит государству‑участнику, не выступающему в качестве государства‑реципиента;
– юридические лица, действующие на коммерческих основаниях в государстве‑реципиенте.
Виды некоммерческих рисков, от наступления которых страхует МИГА: ограничение на перевод валюты государством‑реципиентом (кроме страхования от девальвации валют), экспроприация или национализация, нарушение договора со стороны принимающего государства (если инвестор не может защитить свои интересы в суде или арбитраже), война и гражданские беспорядки. Необходимое условие для предоставления гарантий МИГА – экономическая обоснованность капиталовложений, их соответствие законодательству государства‑реципиента (М. М. Богуславский).
Институционная система страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов, созданная в соответствии с Конвенцией, представляет собой трехступенчатую схему: государственные частные компании, государственные страховые органы, межгосударственные органы по страхованию инвестиционных рисков.
Инвестор обязан заключить гарантийное соглашение с МИГА. После наступления страхового случая и выплаты компенсации к МИГА в порядке цессии переходят все права и требования, связанные с гарантированием капиталовложений. Это меняет характер инвестиционных отношений: из частно‑правовых (между государством‑реципиентом и частным иностранным инвестором) они превращаются в публично‑правовые (между государством‑реципиентом и международной организацией – МИГА).
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1260;