М. Шолохов: личность и творческая судьба

 

Биография М. Шолохова окружена многочисленными легендами, слухами, сплетнями. С тех пор, как он вошел в литературу, не утихает интерес к личности писателя, к творческой истории его произведений, к их героям. О Шолохове написаны десятки монографий, тысячи статей во всем мире. При жизни писатель был обласкан всеми властителями советского времени – Сталиным, Хрущевым, Брежневым. Он стал лауреатом трех премий – Ленинской, Сталинской, Нобелевской, дважды был награжден звездой Героя социалистического труда. В постперестроечные годы, в настоящее время интерес к личности Шолохова и его наследию расходится по двум руслам. Одни исследователи стремятся доказать, что Шолохов – гений, а его «Тихий Дон» – бессмертное, гениальное творение, по своему художественному величию занимающее место в одном ряду с «Илиадой», «Дон Кихотом», «Гамлетом», «Фаустом», «Борисом Годуновым», «Братьями Карамазовыми», «Войной и миром». Другие, напротив, утверждают, что Шолохов – «ничтожно малая величина», конформист, прислуживающий режиму, а в конце своего пути – распавшаяся, творчески бесплодная личность. Исследователи, занимающие негативную позицию по отношению к писателю, считают, что платой за службу режиму, за компромиссы с властью, Шолохову со стороны этой власти были слава, почет, материальное благополучие. Но сам Шолохов расплатился за измену своей совести высокой мерой – «творческим бесплодием в расцвете своих сил».

Личность Шолохова, многое из его биографии останется загадкой. Сам он о себе рассказывать не любил, оставив одну единственную подробную автобиографию от 10 марта 1934 года. В самом ее начале писатель сообщил, что родился в 1905 году в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области. Среда, в которой вырос Шолохов, была «промежуточной». Это были не крестьяне, и не рабочие, и не казачество. Отец писателя «работал по найму», был постоянным служащим у купцов. Несмотря на немалые усилия, он так и не смог выбиться в купцы, хотя его отец происходил из купцов. Мать Шолохова была дочерью крепостного крестьянина, с 12 лет пошла в услужение к одной старой вдове-помещице. Шолохов был их незаконнорожденным сыном. В казачьей среде такого «нагульного», появившегося на свет вне брака ребенка называли «нахаленком». Только через восемь с лишним лет после рождения Шолохова его родители узаконили отношения. Об этом свидетельствует запись в метрической церковной книге Каргинского хутора, где провел детство Миша Шолохов. Казаки называли семью Шолоховых «иногородними».

В юности Шолохов был свидетелем трагических событий Гражданской войны на Дону. Все эти события отложились в памяти будущего писателя и преображенные его талантом вошли в дальнейшем в его роман «Тихий Дон», «Донские рассказы». Михаил рано повзрослел и обрел самостоятельность. С 1920 по 22-й гг. он перепробовал множество специальностей – от учителя начальной школы, журналиста до продработника. Как записал сам Шолохов в автобиографии от 1931 года, «с 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, а банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах…». Этот период шолоховской биографии оброс всевозможными легендами. Рассказывают, что Шолохов не раз подвергался смертельной опасности. Однажды он был схвачен махновцами, но атаман пожалел его по малолетству, отпустив на свободу.

Осенью 1922 года Шолохов уезжает в Москву. Первое время работает чернорабочим, затем служащим, терпит многие лишения. Уже с 1923 года он находит связь с литературными кругами столицы, начинает посещать литературные вечера и семинары группы «Молодая гвардия». В это же время появляются первые шолоховские фельетоны и первый рассказ – «Родинка». В 1924 году Шолохов уехал из Москвы и поселился в своей родной станице Вешенскаой, где и прожил почти постоянно до конца своих дней.

В 1925-26 гг. в Москве вышли сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», получившие высокую оценку в советской критике. Особым почитателем таланта молодого литератора стал писатель А. Серафимович.

С 1926 по 1940-й гг. Шолохов работал над эпическим повествованием «Тихий Дон». В 1932 им был закончена первая часть романа «Поднятая целина», посвященного событиям коллективизации. Творческая история этого произведения до сих пор вызывает споры. Первоначально роман назывался «С потом и кровью». Однако вскоре это название было заменено более злободневным – «Поднятая целина». Сталин указывал о важности освоения целины. Большинство современных литературоведов считают, что книга была написана по спецзаказу. В ней утверждается не народная правда, а классовая, партийная идея. Шолохов талантливо, что проявилось, прежде всего, в умении передать народную речь, показал, что крестьяне якобы приняли колхозы как самый верный путь для осуществления своих надежд на новую жизнь. Тогда произведения, заставлявшие усомниться в верности идее коллективизации, бесспорно, не издавались. Часть литературоведов, напротив, проводят мысль о том, что «Поднятая целина» Шолохова истолковывается слишком тенденциозно, вследствие чего не замеченным остается глубинный психологический подтекст, сцены изображения трагизма крестьянства, его сопротивления насильственной коллективизации. Данная точка зрения подкрепляется фактами из шолоховской биографии. В годы коллективизации Шолохов много ездил по хуторам и станицам, встречался с крестьянами. Писатель знал об их лишениях, был свидетелем преступной бесхозяйственности партийных работников. Обо всем увиденном Шолохов не боялся говорить открыто, выступал с обличительными статьями в периодике. О всевозможных перегибах в организации колхозов он писал даже лично Сталину. В родном краю писатель заслуженно удостоился славы народного заступника, простые люди шли к нему со своими просьбами и жалобами. Существуют версии, что в 1937 году Шолохов находился на шаг от насильственной смерти, и только по счастливому стечению обстоятельств смог избегнуть ареста.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов, как и многие советские писатели, служил военным корреспондентом. В этот период им был написан ряд публицистических рассказов и статей. Один из самых известных – «Наука ненависти». С 1943 года была начата публикация романа «Они сражались за Родину», который так и остался незавершенным. В 50-е гг. Шолохов написал рассказ «Судьба человека». В 1960 году завершил работу над второй книгой романа «Поднятая целина». В 1965 году писатель был удостоен Нобелевской премии. На церемонии вручения произошло занимательное происшествие. Шолохов отказался, как следует, поклониться королю Швеции, что было положено по канону. Писатель-де головой двинул, но в другую сторону – вздернул. В заметке ТАСС с переложением американского корреспондента по этому поводу говорилось: «Казаки не кланяются, они никогда не делали этого и перед царями…». Исследователь Осипов из своего разговора с писателем привел интересную цитату:

«Как-то спросил у Шолохова:

Так ли это было?

Он ответил с лукавой усмешкой:

Мне протокол не к чему было нарушать. Я ничего такого не замышлял. У меня просто, наверное, другого выхода не было. Король в росте на голову меня превосходил. Ему кланяться можно… А мне как? Мне несподручно. Мне вместо поклона пришлось голову подымать…».

Быль иль небыль, но этот исторический анекдот несет в себе долю истины, раскрывая характер писателя.

В течение последних десятилетий Шолохов занимался общественной деятельностью и практически ничего не написал. С 1969 года в печати не появилось ни единой новой страницы шолоховской художественной прозы. Замечено, что отход писателя от литературной работы был прямо пропорционален его возрастающей партийной активности. С1961 года Шолохов – член ЦК КПСС, с 1967 – генеральный секретарь СП СССР. Последние годы писатель почти безвыездно жил в своей родной станице, если не считать поездок в столицу и за рубеж. Многолетнее творческое молчание – одна из самых больших загадок сложной творческой биографии писателя. Одни исследователи пишут о надрыве как следствии противостояния Шолохова идеологическому диктату. Шолохов, согласно этой версии, жертва партийной «опеки». Другие видят в творческой смерти писателя заслуженную кару, приводят его обличительные выступления против А. Солженицына и других диссидентов. Шолохов предстает сервильным писателем, персонально отвечающим за грехи тоталитарного режима. Существуют и иные версии, каждая из которых не столько раскрывает, сколько создает еще большие проблемы в разгадке тайны вешенского отшельника.

Начало работы над романом-эпопеей «Тихий Дон» относится к осени 1925 года. Шолохов перепробовал множество вариантов заглавия. Один из них – «Донщина». В основу романа положен богатый и разносторонний материал: исторические источники, мемуарная литература, этнографический материал, то есть песни, пословицы, предания. Шолохов опирался на опыт Л. Толстого в его работе над романом «Война и мир». Главный обобщенный объект изображения в «Тихом Доне» – казачество. Не случайно это произведение называют «казацкой эпопеей». Жизнь казачества отражена не только на протяжении десяти лет (с 1912 по 1922), но и в историческом развитии. Это проявляется в рассказе о семье Мелеховых, повествование об истории которой начинается с деда Прокофия, участника русско-турецкой войны 1877 – 1978 годов. История казачества, уклад жизни и нравы этой среды отражены также в песнях, приводимых в тексте романа. В качестве эпиграфа выбраны строки старинной казачьей песни. Хронологические рамки повествования включают события I Мировой войны, двух революций и Гражданской войны. В «Тихом Доне» показано, как эти события «взорвали» мирную жизнь казачества, его традиционный быт.

В произведении переплетаются романное и эпическое начала. Черты эпопеи проявляются в наличии массовых сцен, широком панорамном изображении событий. В центре произведения – мысль народная, судьба народа, что является чертой эпопеи. Судьба казачества, показанная Шолоховым, раскрывает судьбу крестьянства и всего русского народа в переломную историческую эпоху. Романное начало связано с образами и судьбами основных персонажей. Сквозным сюжетно-композиционным стержнем в «Тихом Доне» является семейная хроника нескольких поколений семей Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Астаховых, представляющих разные слои казачества. Однако главное место отведено семье Мелеховых. Именно история этого рода дает наиболее яркое представление о быте, укладе жизни, нравах и социальной психологии казачества.

Главный герой – Григорий Мелехов. Этот образ объединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии произведения. Именно через частную жизнь Григория Мелехова, его судьбу Шолохов, главным образом, воспроизводит историческую судьбу казачества в период революции и Гражданской войны. Его путь полон мучительных сомнений, ошибок и трагических потерь. В образе главного героя запечатлены наиболее характерные черты казачества как определенной этнической среды: независимость, граничащая со своеволием, удаль и одновременно любовь к хозяйству, к труду. Григорий Мелехов соединяет черты воина и земледельца, что было характерно для типичного казака. Казаками с XV века называли тех, кто убегал в юго-восточные степи от помещиков. Казак – по-тюркски - значит удалец, вольный человек. Казаки занимались бортничеством, звероловством, были хорошими воинами. Они сохранили независимость от царя. Именно с Дона начинаются восстания Болотникова, Разина, Булавина, Пугачева. Типичная психология казака проявилась даже в любви Григория к замужней Аксинье. Это грешная, преступная, роковая любовь-страсть. «Тихий Дон» – это одно из самых талантливых произведений мировой классики, раскрывающих силу подлинной человеческой страсти. Григорий и Аксинья, пожалуй, – самые яркие, колоритные и запоминающиеся образы. Их отличительные черты – импульсивность, эмоциональность, глубина переживаний, способность к большой самоотдаче. Неслучайно, что именно этим героям в станице Вешенской воздвигнут бронзовый памятник. Они изображены в пору их влюбленности: он – на коне, она – с ведрами поднимается в гору.

Григорий Мелехов показывается как носитель народной, жизненной правды. Шолохов не захотел следовать установившейся в советской литературе традиции, согласно которой герой обязательно перевоспитывался в ходе революции и Гражданской войны. Григорий Мелехов остался на распутье между двух правд: правдой красных и правдой белых. Шолохов не привел Григория к какому-либо однозначному политическому выбору, не завершил произведение эпизодами службы Мелехова в Красной армии. Пережив много горя, герой оказался духовно опустошенным, уставшим от крови и боев. В финале произведения он, словно блудный сын, возвращается к родному дому, к земле, от которой был оторван на долгие годы военным лихолетьем.

Роман-эпопея «Тихий Дон» прославил Шолохова, но эта слава принесла ему не только радость, но и страдания. Как при жизни, так и после смерти Шолохова широкое распространение получила версия о плагиате. Впервые она возникла в 1929 году. Многие писатели в силу разных причин усомнились в том, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать столь психологически тонкое и глубокое произведение. В Москве стали ходить слухи о том, что «Тихий Дон» написал белый офицер, а Шолохов нашел его рукопись и выдал за свою. В поддержку этих слухов выступили члены литературной группы «Кузница». С целью выяснения правды была создана комиссия, куда вошли члены РАППа. Над Шолоховым был организован своего рода «суд чести». От него потребовали предоставления черновиков, в результате изучения которых молодой писатель был оправдан. Члены РАППа выступили с заявлением о клевете на Шолохова, в котором говорилось, что в случае продолжения роспуска сплетен, клеветники будут привлечены к судебной ответственности. Однако волна слухов о плагиате, иногда неимоверно нелепых, не прекратилась. Версии о плагиате преследовали писателя всю жизнь, отравляли его существование. Шолоховский текст неоднократно подвергался тщательному анализу, писателя то оправдывали, то снова обвиняли. Версия о плагиаторстве была развита в 70-е гг. И. Н. Томашевской в книге «Стремя Тихого Дона». В ней были изложены давние гипотезы о том, что авторство большей части «Тихого Дона» принадлежит казацкому писателю Федору Крюкову, служившему в белогвардейской армии и погибшему в 1920 году. Среди яростных приверженцев версии о плагиате – А. Солженицын. В 70-е и в начале 80-х гг. норвежскими учеными шолоховский текст был подвергнут компьютерным методам исследования, в результате которых писатель вновь был оправдан. Среди основательных трудов, посвященных выяснению проблемы авторства, - исследование Льва Колодного «Кто написал «Тихий Дон»?» Автор, привлекая все сохранившиеся шолоховские черновики и рукописи, воссоздал творческую историю произведения и пришел к следующему выводу: «Когда читаешь и сравниваешь цитаты из сочинений двух писателей, то понимаешь, что не требуется никакой специальной техники, электронно-вычислительных машин для анализа, настолько все очевидно: нелепо даже предположить, что Федор Крюков переродился и на старости лет написал роман, всем своим строем, каждым словом и строкой не похожим на все, что сочинял десятилетия».

Тем не менее споры об авторстве «Тихого Дона» не утихают до сих пор. И быть может, справедливы в данной ситуации те литературоведы, которые вообще снимают проблему выяснения авторства, мотивируя свое суждение самим фактом существования этого гениального творения, достойного встать в один ряд с художественными шедеврами мировой классики.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жизнь и творчество А.Н. Толстого советского периода | Понятие и особенности интеллектуальной собственности




Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 7077;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.