Функциональные особенности гладких мышц.
Гладкие мышцы находятся в стенках внутренних органов и кровеносных сосудов. Регуляция их тонуса и сократительной активности осуществляется эфферентными волокнами симпатической и парасимпатической нервной системы, а также местными гуморальными и физическими воздействиями.
Сократительный аппарат гладких мышц, как и скелетных, состоит из толстых миозиновых и тонких актиновых нитей. Вследствие их нерегулярного распределения клетки гладких мышц не имеют характерной для скелетной и сердечной мышцы поперечной исчер-ченности. Гладкомышечные клетки имеют веретенообразную форму, длину 50-400 мкм и толщину 2-10 мкм. Они отделены друг от друга узкими щелями (60-150 нм). Возбуждение электротонически распространяется по мышце от клетки к клетке через особые плотные контакты {нексусы) между плазматическими мембранами соседних клеток.
163
Волокна гладких мышц сокращаются в результате относительного скольжения миозиновых и актиновых нитей, но скорость их сокращения и скорость расщепления АТФ в 100-1000 раз меньше, чем в скелетных мышцах. Поэтому гладкие мышцы хорошо приспособлены к длительному тоническому сокращению без развития утомления. При этом их энерготраты крайне невелики. По своим функциональным особенностям гладкие мышцы подразделяются на мышцы, обладающие и не обладающие спонтанной активностью.
Гладкие мышцы, обладающие спонтанной активностью, способны сокращаться и при отсутствии прямых возбуждающих нервных и гуморальных воздействий (например, ритмические сокращения гладких мышц кишечника). Потенциал покоя таких клеток постоянно спонтанно колеблется в пределах 30-70 мВ ("дрейф"). В том случае, когда потенциал покоя в результате такого "дрейфа" снижается до некоего критического уровня, возникает потенциал действия, вызывающий сокращение мышечного волокна. Длительность потенциала действия гладкомышечных волокон намного больше, чем у волокон поперчено-полосатой мускулатуры (несколько секунд). Продолжительность самого сокращения также превышает несколько секунд. Особенно медленно протекает расслабление. Возникающее в одной группе клеток возбуждение распространяется по всей мышце со скоростью не превышающей 2- 10 см/с, то есть намного меньшей, чем по скелетной мышце.
Спонтанная активность гладкомышечных клеток связана и с их растяжением, вызывающим деполяризацию мембраны мышечного волокна, возникновение серии распространяющихся потенциалов действия, с последующим сокращением клетки.
Гладкие мышцы, не обладающие спонтанной активностью сокращаются под влиянием импульсов вегетативной нервной системы. Так, в отличие от мышц кишечника, мышечные клетки артерий, семенных протоков и радужки обладают слабой спонтанной активностью, илл вообще не проявляют ее. Отдельные нервные импульсы не способны вызвать пороговую деполяризацию таких клеток и их сокращение. Потенциал действия волокна с последующим сокращением возникает лишь при поступлении к нему серии импульсов с частотой 1 имп/с и выше. В гладких мышцах, не обладающих спонтанной активностью возбуждение также передается от одной клетки к последующим через плотные контакты их мембран.
Электромеханическое сопряжение. Так же, как и в скелетной мускулатуре, сокращение гладкомышечной клетки возникает в ответ на развитие в ней потенциала действия. Возбуждение клетки вызывает увеличение входа ионов кальция через мембрану клетки и их освобождение из внутриклеточных хранилищ. В результате этого повышается концентрация ионов кальция в саркоплазме и, соответственно, активируются сократительные структуры. Происходит это благодаря тому, что ионы кальция вместе с кальций связывающим белком кальмодулином активируют особый фермент (киназу легких цепей миозина), который переносит фосфатную группу с АТФ на миозин, инициируя взаимодействие актина с миозином, а, следовательно, и сокращение.
164
Подобно скелетной и сердечной мышцам гладкие мышцы расслабляются, если концентрация ионов кальция снижается ниже 10-8 моль/л. Однако в связи со слаборазвитым саркоплазматическим ре-тикулумом и медленным переносом ионов кальция через мембрану клетки, расслабление происходит гораздо медленнее, чем в случае поперечно-полосатых волокон скелетных мышц.
4.3. Интегративные механизмы вегетативного обеспечения мышечной деятельности.
Различные виды мышечной деятельности осуществляются лишь при взаимодействии соматических и вегетативных функций. Это проявляется, например, при динамической аэробной работе, когда потребление кислорода растет с увеличением интенсивности работы, а аэробная выносливость человека лимитируется производительностью сердца и способностью мышц извлекать кислород из крови. При тяжелых физических нагрузках МОК возрастает в 5-8 раз, а суммарный кровоток через сокращающиеся мышцы — в 15-35 раз. Это приводит к повышению потребления кислорода организмом в целом в 10-25 раз, а скелетными мышцами — в 50-100 раз (рис.4.10). Ведущую роль в столь значительном увеличении доставки и потреб-
Рис.4.10. Минутный объем кровообращения и кровоток через скелетные мышцы.
Общее потребление кислорода и потребление кислорода мышцами
в покое (А), при тяжелой физической работе у нетренированных
(Б) и тренированных (В) лиц.
Незаштрихованная часть столбиков — доли потребления минутных
объемов крови и кислорода скелетными мышцами; заштрихованная
часть — кровоток и потребление кислорода в прочих органах и
тканях.
165
ления кислорода играет симпато-адреналовая система. Источником информации нервных центров, регулирующих характер и степень изменения активности висцеральных функций при работе является моторная команда к скелетным мышцам и интенсивность афферентной импульсации от рецепторных образований, расположенных как в скелетных мышцах (свободные нервные окончания, пропри-орецепторы), так и вне их (в сосудах, сердце, легких, нервных центрах).
При мышечной работе значительно (на 50-400%) возрастает концентрация в крови адреналина и норадреналина. Причем, чем интенсивнее работа, тем стремительнее нарастает в крови содержание катехоламинов. То есть, работа мышц активирует симпато-адрена-ловую систему. Повышенная активность последней, в свою очередь, способствует увеличению эффективности мышечной работы. Увеличение концентрации катехоламинов в крови во время мышечной работы вызывает адаптивные реакции, направленные, в целом, на повышение работоспособности человека. Усиливаются гликогеноли-тические процессы в мышцах и печени, повышающие анаэробную работоспособность скелетных мышц; усиливаются окислительные процессы в мышцах и, следовательно, теплопродукция; повышается распад жиров; возрастает тонус сосудов неактивных органов и тканей, способствуя перераспределению МОК в сторону усиленно работающих мышц; усиливаются и учащаются сердечные сокращения; ослабляется сокращение гладких мышц бронхов, желудка, кишечника; повышается сила сокращения скелетных мышц (особенно —утомленных); увеличивается возбудимость рецепторов (зрительного, слухового и др.), улучшая тем самым восприятие внешних раздражителей; повышается возбудимость центральной нервной системы.
При мышечной работе в системе кровообращения происходят изменения, суть которых состоит в следующем. Во-первых, расширение мышечных сосудов позволяет в десятки раз увеличить объем крови, притекающей к сокращающимся мышечным волокнам. Во-вторых, возросшие запросы мышц на кровоток обеспечиваются значительным увеличением МОК и его перераспределением в пользу работающих мышц. В-третьих, уменьшается объем циркулирующей крови и осуществляется перераспределение его в область сосудистой системы работающих мышц. В-четвертых, повышается системное АД.
Между МОК и потреблением человеком кислорода (мощностью работы) существует прямопропорциональная зависимость в диапазоне от условий покоя до максимальной аэробной работы. Увеличение МОК достигается .повышением ЧСС и возрастанием систолического объема. Основными механизмами возрастания МОК являются: усиление положительных хроно- и инотропных влияний на сердце вследствие повышения активности симпатической нервной системы и увеличения секреции катехоломинов мозговым слоем надпочечников; снижение отрицательных хроно- и инотропных влияний на сердце в результате торможения активности парасимпатической нервной системы; увеличение венозного возврата крови к сердцу и усиление благодаря этому эффекта механизма Франка-Старлинга.
166
Усиление функции сердца при работе начинается одновременно с расширением сосудов скелетных мышц, но заканчивается несколько позже (через 2-4 мин). Чем тяжелее работа, тем большая часть МОК направляется к активным мышцам (в том числе, к дыхательным и миокарду) и коже (для увеличение теплоотдачи), достигая при максимальных аэробных нагрузках 80-90%. Способствует этому процессу уменьшение кровоснабжения "неактивных" органов и тканей. В основе перераспределения кровотока при мышечной работе лежат: рефлекторное сужение артериальных и венозных сосудов, реактивных мышц, желудочно-кишечного тракта, почек; расширение сосудов скелетных мышц и миокарда.
Во время интенсивной мышечной работы в результате перехода некоторого количества плазменной жидкости из сосудистого русла в интерстиций (вследствие повышения капиллярного гидростатического давления) уменьшается объем циркулирующей крови. Это приводит к увеличению гематокрита и, следовательно, кислородной емкости крови. Возрастают также буферные свойства крови вследствие повышения концентрации плазменных белков. Все это способствует повышению физической работоспособности человека.
В увеличении кровоснабжения активных мышц существенную роль играет повышение системного АД. Несмотря на снижение сосудистого сопротивления в работающих мышцах, АД все же возрастает благодаря значительному усилению работы сердца и повышению сопротивления сосудов в неактивных органах и тканях. Оба эти механизма есть результат активации симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Причинами усиления симпатических воздействий на сердце и сосуды являются иррадиация возбуждения из моторной зоны коры на нервные центры управления сердечно-сосудистой системой, а также рефлекторное возбуждение этих центров химическими и механическими стимулами, действующими на рецепторы самих работающих мышц.
Насыщение кислородом многократно возросшего объема крови, протекающего через легкие, обеспечивается соответствующим усиление легочной вентиляции. Поэтому она возрастает пропорционально мощности физической нагрузки в линейной зависимости с величиной потребления О2 и выделения СО,. При максимальной аэробной работе легочная вентиляция в 15-25 раз превышает уровень покоя (4-6 л/мин), достигая в зависимости от степени физической тренированности, пола и возраста человека 70- 130 л/мин. Значительно увеличивается при работе также диффузионная способность легких, то есть количество О2, диффундирующего через легочную мембрану за 1 мин, при разнице парциальных давлений этого газа по обе стороны в 1 мм рт.ст.
При мышечной работе химические изменения в артериальной крови не являются основным стимулом для усиления легочной вентиляции (см. главу 8). Главной причиной увеличения вентиляции легких, особенно, в начале работы, являются нейрогенные механизмы. Гуморальные факторы включаются лишь спустя некоторое время (через 1-2
167
мин), обеспечивая объем легочной вентиляции на уровне, достаточном для поддержания постоянства газового состава крови.
Конечным результатом усиления деятельности всех звеньев кислород-транспортной системы в зависимости от мощности выполняемой работы и объема активных мышечных групп, является строго детермированное с запросами метаболизма увеличение скорости потребления кислорода.
Таким образом, интегративные процессы, обеспечивающие человеку возможность совершать мышечную работу, состоят в следующем. В соответствии с программой предстоящей физической работы отдельные мышцы и их группы получают от высших двигательных центров моторную команду, определяющую число активируемых ДЕ, частоту и общую продолжительность их возбуждения. В соответствии с этой командой включаются энергетические системы мышц, способные обеспечить сократительные процессы необходимым количеством АТФ. Одновременно с этим включаются местные механизмы (метаболические, биофизические), приводящие к расширению внутримышечных сосудов и усилению в них кровотока до величин, способных, в принципе, удовлетворять запросы метаболизма. Однако реализации этого процесса препятствует периодическое или постоянное (в зависимости от режима сокращения мышц) механическое сжатие сосудов. Увеличение кровоснабжения работающих мышц и доставки к ним кислорода невозможно только за счет местных процессов. Поэтому одновременно с ними с первых же секунд работы мышцы повышается активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, а вслед за этим и выброс в кровь из надпочечников адреналина и норадреналина. Эти механизмы приводят к значительному возрастанию производительности сердца и легочной вентиляции, увеличению АД и более эффективному перераспределению МОК, повышению эффективности использования сокращающимися мышцами энергетических субстратов, улучшению нервных процессов управления движениями, замедлению скорости развития утомления.
Предельные возможности усиления мышечного кровотока не безграничны, поэтому конкретные пути ресинтеза АТФ и, следовательно, адекватного снабжения работающих мышечных волокон энергией, определяются мощностью выполняемой работы. Лишь при работах умеренной и средней мощности возможности кардиореспи-раторной системы и локальные механизмы, обеспечивающие способность мышечных клеток утилизировать кислород крови, оказываются достаточными, чтобы удовлетворить запросы метаболизма сокращающихся мышц и, следовательно, поддерживать их работу длительное время без выраженных признаков утомления. Чем больше отстает кровоснабжение мышц от их метаболических запросов, тем в большей мере энергетическое обеспечение мышечной деятельности осуществляется за счет анаэробных процессов, тем более утомительной и короткой по продолжительности будет выполняемая физическая работа.
168
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1603;