Совмещение горячей сепарации и деэмульсации нефти
Горячая сепарация нефти и доведение давления насыщенных паров до 500 мм.рт.ст. в большинстве случаев достижимы при температуре нагрева не выше 70 0С, что соответствует уровню подогрева нефти при ее деэмульсации по классической схеме. Перегрев нефти ведет к испарению и переходу в конденсат тяжелых углеводородов, большая часть которых впоследствии теряется. Кроме того, расход газа на нагрев достигает 30% от извлекаемых горячей сепарацией легких фракций или 0,5% веса добываемой нефти. При перекачке горячей нефти с установок подготовки в товарные резервуары, работающие в циклическом режиме, происходит потеря легких фракций вследствие больших и малых дыханий. Установка дополнительных теплообменников для охлаждения товарной нефти требует значительных капиталовложений и усложняет эксплуатацию всего комплекса оборудования.
Многоцелевое использование нагрева и правильное распределение температуры по пути движения нефти позволяют совместить процессы сепарации и деэмульсации, а также осуществить их при оптимальной температуре сепарации в одном и том же промысловом оборудовании непосредственно на потоке. Решающим требованием, ограничивающим такое совмещение, является соответствие температуры сепарации нефти температуре оптимального снижения прочности свойств бронирующих оболочек на каплях пластовой воды и вязкости нефти, применяемой для разделения эмульсии на нефть и воду, т.е. должно соблюдаться неравенство
, (7.2)
где T1 – температура сепарации, 0С; Т2 – температура оптимально-минимальной прочности бронирующих оболочек, 0С; Т3 – оптимально-минимальная температура вязкости нефти, 0С.
При наложении кривых сепарации, вязкости нефти и прочности бронирующих оболочек, как функций температуры, на один график участки их оптимальных значений должны лежать в одном и том же интервале температур.
Параметры прочности бронирующих оболочек (ZТ) и вязкости , как функции температуры, для большинства районов стран вполне совместимы. Так, для ромашкинских нефтей Т2 = 25 0С, Т3 = 30 0С, в то время как оптимальная температура сепарации (Т1) при создании небольшого вакуума определяется в 42 0С.
Такие значения параметров при большом запасе времени и использовании гидродинамических эффектов позволяют осуществлять сепарацию и деэмульсацию нефти в мягком температурном режиме и широко использовать для завершения технологических операций (глубокое обезвоживание) товарные парки и головные сооружения.
Нагрев нефти до 42 0С в присутствии реагента и при продолжительном движении по трубопроводам вследствие гидродинамических эффектов позволяет разрушить бронирующие оболочки на каплях пластовой воды, сброс которой можно осуществлять как из сепаратора, так и при пониженной температуре (25 – 30 0С) непосредственно из резервуаров товарной нефти. Значение Т3 позволяет осуществлять этот процесс с высокой степенью эффективности. Снижение температуры жидкости до температуры отделения воды от нефти осуществляется за счет отдачи тепла в окружающую среду при движении нефти по трубопроводу от узла сепарации до товарного парка готовой нефти. Нагрев нефти на головных участках движения эмульсии по коммуникациям при обработке стойких эмульсий более эффективен, чем нагрев эмульсии при отстое. В первом случае температурный эффект используется для разрушения бронирующих оболочек при возникновении гидродинамических эффектов в процессе транспорта эмульсии по трубопроводам возникающем в связи с этим большом запасе технологического времени, а во втором – для снижения в основном вязкости эмульсии, разрушения бронирующих оболочек и отстоя воды от нефти при ограниченном запасе технологического времени, увеличить который возможно лишь за счет увеличения емкости отстойной аппаратуры.
Для эффективного ведения процесса оказывается более важно разрушить бронирующие оболочки и осуществлять отделение воды от нефти даже при пониженных температурах, чем создавать условия для оседания на дне аппаратов капель с неразрушенной бронирующей оболочкой при высокой температуре. При совмещении сепарации с деэмульсацией продолжительность пребывания нефти в аппарате рассчитывается по операции, требующей большего времени для своего завершения, в данном случае – по скорости отделения воды от нефти. Часто эти расчеты определяются режимом сепарации и скоростью всплывания окклюдированных пузырьков газа в движущейся в трехфазном сепараторе нефти.
В обоих случаях условия для сепарации газа и отделения воды от нефти легко создаются на потоке на горизонтальных участках трубопроводов с ламинарным режимом движения при соответствующих перепадах давления и расходе реагента-деэмульгатора. Это также делает совмещение таких операций в трубопроводах весьма эффективным. С другой стороны, совмещение процессов горячей сепарации газа с деэмульсацией нефти при мягком температурном режиме позволит сократить технологические потери углеводородов (в виде топлива при подогреве нефти) на 30% и при температуре товарной нефти ниже температуры сепарации практически исключить потери в резервуарах товарных парков и других негерметизированных емкостях по пути движения нефти, а также решить одним технологическим приемом две задачи.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 2298;