Кооперация профессиональных преступных лидеров
или «воры в законе»
Организованная преступность каждой страны имеет отличительные признаки. Например, «Коммора» отличается от «Коза ностры» или японской «Якудзи».
В России и странах СНГ тоже есть весьма специфическое объединение преступников, составляющее определенный срез организованной преступности и не имеющее аналогов в мировой криминальной практике – сообщество «воров в законе».
О «ворах в законе» специалисты длительное время практически ничего не знали, чему способствовали исключительная конспиративность преступников и жесткие криминальные традиции. Это сообщество, которое можно назвать криминальной кооперацией, появилось в 30-х годах, оно постоянно модифицировалось, развивалось, и в настоящее время можно говорить о новой волне этой организации, насчитывающей около 1000 человек.
На первый взгляд, это как бы аморфная организация, которая объединена лишь рамками блатного закона. Она не имеет постоянного места дислокации, в ней все равны. Однако связь между собой настолько прочная, что «воры» представляют как бы единое целое. Органы управления – это сходка, на которой решаются те или иные организационные вопросы. В отдельных случаях могут приниматься письменные обращения, которые доводятся до адресата. В 1990 году «воры в законе» выступили, например, с обращением к уголовному миру о недопущении национализма в их рядах.
Современный «вор в законе» – это организатор преступной деятельности, причем большей частью экономической направленности.
Криминалисты указывают на следующие основные функции этой кооперации:
- активизация, сплочение уголовных элементов с помощью воровских сходок и специальных воззваний,
- контроль некоторых преступных отраслей (рэкет, кражи, банковские аферы, мошенничество),
- разрешение конфликтов между группами и отдельными лицами,
- сбор денежных средств в общие кассы,
- налаживание связей с зарубежным преступным миром и нашими чиновниками.
- руководство преступной группы или оказание ей консультативной помощи.
На сегодняшний день среди воров в законе можно выделить две категории: старые (нэпманские) и новые. Новые имеют недвижимость, счета в банках, некоторые занимаются даже благотворительной деятельностью. Они лишь называют себя «ворами», а фактически являются организующей силой уголовной среды, стремятся к коррумпированным связям, а некоторые идут еще дальше – проникают в структуры власти. Например, один из известнейших воров в законе грузинской национальности Джаба Иоселиани был одним из ближайших помощников будущего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, а впоследствии этот вор в законе стал и министром обороны независимой Грузии (впоследствии его убили).
В середине 1980-х гг. стало возможным купить статус вора в законе за деньги. Как раз тогда криминальный мир начал «коммерциализироваться», и если раньше, для того чтобы достигнуть положения вора в законе, нужно было пройти многолетнюю тюремную и лагерную школу, получить авторитет в уголовном мире, то теперь практически любой желающий может за деньги стать вором в законе. Это стало особенно популярно у выходцев из кавказских республик. Директора рынков, заведующие магазинами, торговцы охотно покупали воровскую корону для себя и своих детей. Есть масса случаев, когда богатые криминальные авторитеты «короновались» без единой «ходки в зону». Так в воровской обиход вошли понятия «лаврушники» и «апельсины». Этими словами называли новоявленных воров в законе, чаше всего выходцев из Грузии, многие из которых даже не имели судимостей и были обязаны своим статусом исключительно деньгам и родственным связям.
Категории «воров» враждуют между собой. Старые, их осталось мало, обвиняют новых в том, что они продались дельцам, воротилам бизнеса, стали их охранниками, а новые упрекают старых в том, что они не идут в ногу со временем. И это понятно. Как и общество, преступный мир находится в постоянном движении, противоречиях. В последние годы, например, «воры в законе» разделились на мусульманскую и православную ветви, о чем свидетельствовал интенсивный отстрел и тех и других, организованный «ворами».
Заключение
Организованная преступность – это функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции и иных форм противодействия власти. В преступной организации действуют жесткие правила, и существует четкое распределение прав и обязанностей, ролей её участников. С организованной преступностью трудно бороться, потому что она имеет собственные источники финансирования, владеет капиталами, сращена с бизнесом, с политиками и чиновниками.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 754;