Восстановление: третья Десятинная церковь
3 февраля 2005 году Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о восстановлении Десятинной церкви, на что из государственного бюджета предусматривается около 90 миллионов гривен (18 млн долларов). В настоящий момент (2009 год) место, где ранее стояла церковь, огорожено и превращено в строительную площадку. На ней проводятся археологические раскопки, деньги на которые государство так и не выделило. Проводятся раскопки с помощью энтузиастов и студентов-историков киевских вузов. Строительство нового храма откладывается на неопределённый срок.
В 2008 году рядом построен временный Десятинный храм, возведенный Союзом Верных Казаков за одну ночь, так как на этом месте местные неоязычники начали совершать свои ритуалы.
Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы
Начало украинской иконописи |
Икона появилась на Украине около 988 года или немного раньше. С греческого слово икона переводится как образ - это слово и закрепилось в украинском языке. Вначале были только привозные иконы в основном, византийские и греческие потом, по мере расширения строительства храмов возникали и распространялись украинские школы иконописи, в основном при монастырях. Самой ранней из привезенных и сохранившихся доныне икон вероятно является Холмская икона Божией Матери. О ней мы обязательно напишем отдельную статью. Другой всемирно известной иконой является Владимирская икона Божией Матери. В 1131 году она была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. Эти иконы безусловно являлись образцом для первых украинских иконописцев. Создателем собственно киевской школы иконописи считают митрополита Иллариона. Иконописные мастерские находились при храмах святой Софии и в Печерском монастыре, основанном Антонием и Теодосием. С тех времен дошло очень мало работ украинских мастеров и всего пару имен авторов. Это Григорий, легендарный Алимпий о котором люди говорили, что ему помогают ангелы - он мог за несколько часов нарисовать и позолотить икону. Считается, что церковь Успения Богородицы (1073-1089 гг.) расписана была уже только киевскими мастерами, в отличие от более ранних святой Софии и Десятинной церкви для строительства и росписи которых приглашались мастера со всего православного мира. Классическая иконопись на Украине развивалась в соответствии с православными канонами (правда доски брались в основном липовые), кроме того, рисовались иконы на стекле (в основном на Западной Украине) и вышивались на ткани. По мнению большинства ученых в этот период были заложены основные национальные различия украинской иконописи от российской и других православных школ. Основными отличиями украинской иконы от остальных православных школ иконописи, большинство ученых считают: определенную мягкость колорита; применение червонного золота с более теплым цветом, чем в российских иконах с более бледными цветами позолоты; применение растительных орнаментов с использованием цветов везде, где это можно было применить (роспись орнаментов на одежде, краёв рамки доски иконы); мягкое, трепетное написание самых любимых Украинских образов иконографии Разгром и почти полное уничтожение Киева войсками Батыя (1240 год) надолго перенесли центр украинской иконописи в западные районы (Галич). Дальнейшая сложная история Украины определила и соответственную историю её икон - следующий подъем иконописи связан с масштабным строительством православных храмов и монастырей, а затем и с появлением икон в каждом православном доме (примерно 17-18 в.). Массовый спрос на иконы вызвал к жизни и достаточно уникальное явление в виде народной иконописи, т.е. много самоучек писали иконы под заказ и даже расписывали деревенские церкви и храмы, внося своё видение святых образов в строгие православные каноны их написания. В дальнейшем появление и развитие техники цветной печати вызвало появление дешевых копий, создаваемых путем наклейки бумажной репродукции иконы на дощечку с последующим оформлением штампованным окладом и вставкой этой (фактически иллюстрации) в раму со стеклом. Сложный, длительный процесс классического создания иконы всегда был достаточно дорогостоящим и естественно не мог быть поставлен на такой же поток, что привело к снижению объемов написания икон в их классическом понимании. Последний удар по украинской иконописи был нанесен в прошлом веке Советской властью - уничтожение храмов, массовое сожжение икон привели к тому, что в течении почти века редкие выходцы с Украины работали в основном за границей, расписывая храмы и создавая иконы. |
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 746;