Лекция 6 Нидерландское Возрождение.
Северное Возрождение. Особенности исторического развития Нидерландов и своеобразие нидерландского Возрождения. Искусство раннего Возрождения Нидерландах. Творчество Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха. Демократизм нидерландского искусства. Новый подъем искусства в преддверии нидерландской буржуазной революции. Творчество Питера Брейгеля Старшего.(2 часа)
Следует помнить, что под ''Северным Возрождением'' принято понимать художественную культуру XV – XVI вв. северных /по отношению к Италии/ государств Западной Европы: Нидерландов, Германии и Франции. В искусстве Северного Возрождения сильнее сказалось средневековое мировоззрение, оно было более условным по форме и в нем сильнее выражена связь с готическими традициями.
При изучении темы следует остановиться на особенностях исторического развития Нидерландов, определивших во многом своеобразие нидерландского Возрождения. Ведущая роль в искусстве принадлежала станковой живописи, расцвет которой был связан с именем Яна ван Эйка, выдающегося мастера раннего Возрождения, заложившего основы реалистического метода нидерландской живописи. Следует ознакомиться с произведениями Рогира вае дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса и Иеронима Босха. Особое внимание следует уделить Питеру Брейгелю Старшему, уметь раскрыть обличительно-трагические и жизнеутверждающие начала его творчества, отразившего период подготовки нидерландской буржуазной революции.
Северные города Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императора, от всей классически развитой системы феодализма. Это несомненно отразилось на характере культуры Северной Европы в период Возрождения. В искусстве северного Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение. В нем больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, более связано с готикой и, естественно, менее знакомо с античностью, с которой и сблизилось только через Италию уже в конце XV в.
Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда. Италия вступает в высшую фазу своего развития.
Однако северные города принимали участие в сложной социальнополитической борьбе, которая характерна для всей истории Северной Европы XV—XVI вв. Когда итальянские города теряют свою независимость под ударом, феодальнокатолической реакции, закаленные в постоянной борьбе с феодалами северные города сохраняют свое значение и в конце XVI, и в XVII в. и становятся очагами прогрессивных движений в период сложения национальных абсолютистских государств.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1094;