Нового времени и Просвещения
План:
1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.): Н. Кузанский, Дж. Бруно, Галилео Галилей, Ф. Петрарка.
2. Философия Нового времени (XVIII вв.): Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
3. Философия Просвещения: материализм и субъективный идеализм.
1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.).
Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. Renaissance – возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности.
Эпоха Возрождения в целом была ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом – в своей душе, теле, телесности (культ красоты – Боттичелли, Леонардо, Рафаэль). Разносторонность развития и дарования особенно почитались в эту эпоху.
Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип Абсолюта, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-политическому укладу средних веков, основанному на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развитию промышленности выявляется особая значимость человека, его творческой активности. В центре внимания философии Возрождения оказывается человек.
Новые экономические отношения способствовали возникновению духовной оппозиции феодализму как укладу жизни и господствующему образу мыслей. Технические изобретения и научные открытия обогащали труд новыми, более эффективными способами действия (появилась самопрялка, усовершенствован ткацкий станок, изобретена доменная металлургия и т.д.). Применение пороха и создание огнестрельного оружия совершили переворот в военном деле, что свело на нет значение рыцарства как рода войск и как феодального сословия. Рождение книгопечатания необычайно способствовало развитию гуманитарной культуры в Европе. Использование компаса значительно увеличило возможности мореплавания, стремительно расширяется сеть водных торговых коммуникаций.
Таким образом, основными предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения можно назвать следующие:
1) кризис феодализма;
2) совершенствование орудий труда и производственных отношений;
3) развитие ремесел и торговли;
4) повышение уровня образованности;
5) кризис церкви и схоластической философии;
6) географические и научно-технические открытия.
Особенностью ранней буржуазной культуры стало обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а обращение). Что же касается философии, то теперь началось ее отделение от теологии. Религия отделяется от науки, политики и морали. Начинается эпоха становления опытных наук, они признаются как единственный истинный источник знания о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов: Николай Коперник (1473-1543), Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилей (1564-1642), Лоренцо Вала (1407-1457), Пико делла Мирандола (1463-1494), Томмазо Кампанелла (1568-1639), Томас Мор (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527), Эразм Роттердамский (1469-1536) и др.
Николай Кузанский – первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, творца с творением, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Для Кузанского Земля не является центром мира. Он высказал и обосновал понятие научного метода, проблему творчества; утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии эпохи Возрождения.
Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл существование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная. Он отрицал Бога, диктующего законы миру. Человек для Бруно – часть природы. Любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром.
Огромное значение для развития философии Возрождения имели труды Галилео Галилея. Его открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Галилей призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики. Считал, что к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механистический материализм. Бог у Галилея – это перводвигатель, сообщивший движение планетам. Дальше «механицизм» в природе заработал самостоятельно и стал обладать своими собственными закономерностями, которые должны изучать науки. Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу.
Другой чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарка (1304-1374). В философии Ренессанса гуманизм проявился и как антропоцентризм (от греч. anthropos – человек) – мировоззрение, поставившее в фокус мирового бытия человека.
Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать и постигать тайны бытия, изучая основы существования природы. Были отвергнуты схоластические, умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание. Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Н. Коперника и картина бесконечной Вселенной Дж. Бруно.
Во взглядах на природу в возрожденческой философии господствовал пантеизм (от греч. pan – все и theos – бог) – учение, отождествляющее природу и Бога. В этике Ренессанса были восстановлены некоторые принципы дохристианских учений о нравственности (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). В социальной философии появились новые концепции, направленные в сторону индивидуализма и секуляризации (обмирщения, ослабления церковного влияния во всех сферах). Самым главным достижением эпохи Возрождения стало низвержение диктатуры церкви.
Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют взаимоуважение и любовь. Мыслителей больше интересуют творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догматы. Основания антропоцентризма Возрождения лежат в изменении экономических отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства ознаменовали переход от феодализма к раннему капитализму.
Направления в философии эпохи Возрождения:
1) гуманистическое (XIV – XV вв.) – решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф. Петрарка, Л. Валла);
2) неоплатоническое (XV - XVI вв.) – с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс);
3) натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.) – опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космосе и основе мироздания (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);
4) реформационное (XVI - XVII вв.) – сделана попытка пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер и др.);
5) политическое (XV – XVI вв.) – связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли);
6) утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.) – поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Делая выводы из всего сказанного об особенностях эпохи, следует выявить некоторые основные различия философии античности (от которой пошло Возрождение), средневековья (как предшествующей эпохи) и самого Ренессанса.
1) Античность: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Здесь нет четкого деления на субъект и природу, это безличный неоплатонизм.
Средние века: Бог - Отец, Бог - Сын, Бог- Дух Святой. В основе философии – идея творения и идея откровения, чуждые философским взглядам античности.
Возрождение: Бог имманентен всему природному.
2) Античность: универсализм, космоцентризм, политеизм.
Средние века: теоцентризм, монотеизм.
Возрождение: преобладает пантеизм.
Философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии по ряду оснований:
1) в гносеологии: религиозная парадигма сменяется научной, которая призвана была удовлетворить потребности зарождающейся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений;
2) в этике: имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму;
3) в натурфилософии: геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической.
Таким образом, основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 657;