Духовно-нравственные традиции российской семьи
Семья исторически претерпевает серьезные изменения. В общинно-родовых отношения семья была честью рода. В каждой семье кроме своих семейных интересов был еще интерес жизни родовой, велико было чувство родовой чести. Традиции формировал род, племя, а не отдельная семья. Эти традиции передавались из поколения в поколение и служили основой сохранения рода. В основе воспитания лежал общественный идеал, отступать от которого, безнаказанно было нельзя.
С развитием государственности родовые вязи стали слабеть, и в Домострое семья уже рассматривается как своеобразное обособленное государство. Согласно Домострою, никто не может вмешиваться в то, что делается в семье. Отец семейства выступает грозным властелином, который называется государем дома. Со стороны жены и детей требуется строгое повиновение во всем, а в качестве ограничения произвола отца семейства Домострой советует осторожность в побоях, чтобы не произошло увечья. Положение детей было бесправным. Они не могли никуда пожаловаться на отца или мать, даже если эти жалобы были справедливы. Общие воспитательные установки домостроевской России: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись и поколотить». Особенностью этой культурной эпохи было доминирование власти отца, при этом воспитательные функции в основе своей ложились на мать.
Петровская эпоха внесла много изменений в семейный уклад. Подготовка к будущей государственной службе требовала отрыва детей от семьи на значительное время, причем осуществлялось это часто помимо воли родителей, что повлекло за собой ослабление семенных связей. Изменилось положение женщины, она вышла в свет из уединенного терема, что потребовало определенного образования: знание языков, манер и др. Получает развитие институт гувернерства. Гувернер – (гувернантка) наемный домашний воспитатель (воспитательница) детей. Кроме гувернеров в российских дворянских семьях обычно приставляли дядьку – это слуга, который должен был одновременно прислуживать и следить за отпрыском, дядьки выполняли аналогичные функции и в закрытых мужских учебных заведениях. Разделение воспитательных функций между родителями (в основном матерью) и наемными воспитателями, учителями вносило в духовно-нравственное развитие молодого поколения много случайных элементов. Ориентация при выборе домашних воспитателей и учителей на иностранную культуру не лучшим образом сказывалась на качестве воспитания.
В эпоху правления Екатерины II получает развитие попечительская практика, большим плюсом является забота о детях-сиротах. Увлеченная идеей воспитания, Екатерина II значительно расширяет казенные воспитательные учреждения закрытого типа, куда отдавали ребёнка с раннего возраста. Расширилась практика частных пансионов. В обществе формируется идеал общественного воспитания. Правда реальность была далека от идеала. Серьезным препятствием является уровень образования, педагогической культуры и нравственности учителей и воспитателей.
С отменой крепостного права крестьянская семья увидела в обучении смысл лучшего будущего для своих детей. Образование становится народным общественным делом. Практика найма учителей всем миром (общиной) получила широкое развитие после отмены крепостного права. К.Д.Ушинский однозначно позитивно оценивает это явление в развитии духовной культуры молодого поколения.
Пролетарская революция сформировала новый рисунок семьи. Революционные события начала двадцатого века привели к великому хаосу в семье. Идеологические позиции членов семьи становились зачастую выше семейных связей. Особенно ужасающую картину представляла российская семья в период гражданской войны.
Семья стабильного советского периода рассматривалась как ячейка социалистического общества. Семья находилась под защитой государства, особое внимание было уделено защите материнства и детства. Многие воспитательные функции брало на себя общество. Установки на равенство женщины с мужчиной в советской идеологической системе привело к перекладыванию груза ответственности за воспитание, сохранение семьи на плечи женщины. Женским по сути дела было воспитание и в таких общественных институтах как детский сад и школа.
В современном российском обществе преобладает нуклеарная семья, гдесупруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. Современная семья экономически более независима от родственных связей. Стала более экономически, социально и психологически свободна женщина. Преимущественным типом семейных отношений становится эгалитарный тип, где власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. В современном обществе высока ценность семьи: молодежь традиционно включает счастливую семью в перечень ведущих жизненных ценностей.
Возрос интерес в современной семье к проблеме эффективного родительства. Высока потребность в психологической, педагогической литературе по воспитанию ребёнка в семье. Доступны стали широкому потребителю и пользуется спросом развивающие игры. Достаточно популярны среди современных родителей клубы, форумы, посвященные различным аспектам воспитания ребёнка в семье.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1370;