Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК).
Непосредственным объектом данного преступного посягательства выступает жизнь человека.
Потерпевшим от преступления является новорожденный ребенок. Не вызывает проблем установление данного признака, если смерть причиняется непосредственно в процессе родов или же непосредственно после них. Однако квалификация по анализируемой норме возможна и по истечении определенного времени с момента родов при наличии длительной психотравмирующей ситуации. В медицине период «новорожденности», как правило, составляет 4 недели с момента рождения[40]. Уголовно-правовая оценка данного признака, безусловно, должна учитывать положения медицины, в связи с чем новорожденным следует считать ребенка с момента начала физиологических родов и до истечения первых четырех недель жизни.
Объективная сторона анализируемого преступления по набору обязательных признаков близка к составу убийства (ст. 105 УК): во-первых, это деяние, совершаемое как в форме действия, так и бездействия; во-вторых, это последствие в виде биологической смерти новорожденного ребенка; в-третьих, это наличие причинно-следственной связи между деянием и последствиями.
Помимо указанных признаков законодатель дополнил объективную сторону анализируемого преступления рядом альтернативно сформулированных признаков: убийство совершается во время родов; сразу же после родов; в условиях психотравмирующей ситуации; в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Три первых признака характеризуют отдельные свойства объективной стороны, последний связан с эмоциональным состоянием виновной в момент совершения преступления, что является факультативным признаком субъективной стороны.
Началом родов признается появление регулярных схваток, с увеличивающейся интенсивностью и продолжительностью, и заканчивается этот процесс отделением пуповины ребенка, после чего начинается послеродовый период. Причинение смерти ребенку в указанный временной промежуток означает убийство, совершенное во время родов.
Толкование признака «сразу же после родов» предполагает, что смерть наступает непосредственно после окончания физиологических родов. Другими словами процесс рождения ребенка переходит в процесс лишения его жизни.
Психотравмирующую ситуацию можно отнести к такому признаку объективной стороны как обстановка. Общеизвестно, что беременность и роды – это большое испытание для женщины, полностью мобилизирующее все ее физические и моральные силы. После родов в организме женщины начинается сложная гормональная перестройка, восстанавливается цикл, на женщину обрушиваются новые нагрузки, связанные с кормлением и уходом.
Психика женщины в послеродовой период оказывается более ранимой, чем обычно. По статистике примерно семь из десяти женщин отмечают, что после родов они часто реагируют на простые ситуации слишком эмоционально. Одним из наиболее негативных последствий беременности и родов выступает послеродовая депрессия или психоз, которые могут начаться в любой момент в течение месяца после родов.
Совокупность различных факторов, которые относятся к психофизиологической и социальной составляющей здоровья, провоцируют возникновение таких радикальных психических состояний, когда женщина причиняет смерть своему ребенку.
Напомним, что психотравмирующая ситуация является смягчающим обстоятельством в первый месяц после родов. По истечении данного периода психофизиологическое состояние женщины, как правило, нормализуется, хотя, с точки зрения медиков, послеродовый период длится 6-8 недель. Кроме того, психотравмирующая ситуация не предполагает глубоких психических расстройств, позволяющих усомниться во вменяемости виновной, однако в наиболее тяжелых случаях послеродовой психоз или депрессия позволяют говорить о состоянии «ограниченной вменяемости» (ст. 22 УК) либо полной невменяемости (ст. 21 УК), обусловленной наличием временного психического расстройства.
Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Умысел в некоторых ситуациях может быть дополнен особым эмоциональным состоянием виновной, позволяющим констатировать состояние ограниченной вменяемости, которое характеризуется наличием психического расстройства, в результате которого виновная не могла в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, и только женщина, родившая ребенка, которому была причинена смерть, поскольку именно она испытала все трудности связанные с процессом беременности и родов.
Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК).Непосредственным объектом анализируемого состава преступления выступает жизнь человека.
Потерпевший наделен обязательным признаком – именно он должен своим противоправным или аморальным поведением спровоцировать возникновение у виновного лица состояния аффекта.
Объективная сторона по своей структуре схожа с обычным убийством и предполагает наличие следующих компонентов: деяние в форме действия или бездействия, последствие в виде смерти потерпевшего и причинно-следственную связь между деянием и последствием.
Для убийства в состоянии аффекта характерно деяние в виде действия, поскольку речь идет об импульсивном, слабо контролируемом выплеске эмоций, что приводит к наступлению столь трагических последствий. Необходимо учитывать, что выполнению объективной стороны всегда предшествует специфическое поведение потерпевшего, являющееся причиной возникновения состояния аффекта.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Иногда умысел при совершении данного преступления называют аффектированным, поскольку он имеет ряд особенностей, обусловленных особым эмоциональным состоянием виновного. Данный умысел возникает внезапно и реализуется на фоне ограниченного контроля человеком своего поведения. Следовательно, обязательным признаком субъективной стороны выступает, помимо умысла, эмоциональное состояние виновного, именуемое аффектом.
Понятие аффекта сформулировано в ст. 107 УК следующим образом: это внезапно возникшее сильное душевное волнение. Далее законодатель формулирует причины возникновения указанного состояния: насилие со стороны потерпевшего; издевательство; тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего; иные противоправные или аморальные формы поведения потерпевшего; длительная психотравмирующая ситуация, возникшая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
Насилие со стороны потерпевшего, как причина возникновения состояния аффекта, характеризуется активным физическим или психическим влиянием одного человека на другого, против воли последнего. Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм человека, вследствие которого причиняется боль или вред физиологической целостности организма человека, например, побои, причинение вреда здоровью различной степени тяжести и т. д. Психическое насилие отличается тем, что основным объектом воздействия выступает психика человека, подобное воздействие носит информационный характер и, как правило, сводится к запугиванию, угрозам физической расправы, направленным на подавление воли потерпевшего к сопротивлению.
Еще одной причиной аффекта является издевательство со стороны потерпевшего. Издевательство представляет собой «злую насмешку, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-чему-нибудь»[41]. По своему содержанию издевательство предполагает причинение психических страданий объекту воздействия. Примером издевательства могут служить насмешки над физическими недостатками или психическими особенностями другого человека.
Тяжкое оскорбление также может спровоцировать состояние аффекта. Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Тяжкое оскорбление является оценочной категорией, содержание которой зависит от усмотрения конкретного правоприменителя. В любом случае совершенное потерпевшим деяние должно обладать циничным характером и причинять особые нравственные страдания потерпевшему.
Иные противоправные или аморальные формы поведения потерпевшего также являются причиной возникновения состояния аффекта. В частности, к подобным формам поведения следует отнести совершенное потерпевшим преступление, понуждение женщины к вступлению в половую связь и др.
Поскольку в законе не определен характер противоправности поведения потерпевшего, следует сделать вывод, что поводом для возникновения аффекта могут быть действия, связанные с нарушением административного (например, мелкое хулиганство), гражданского (например, нарушение договорных обязательств), трудового законодательства, а также норм иных отраслей права.
Указанные противоправные или аморальные действия могут касаться не только самого лица, у которого впоследствии возникло состояние аффекта, но и иных лиц, права и интересы которых дороги этому лицу.
Кроме того, причиной аффекта могут выступать и юридически нейтральные события, однако осуждаемые нормами морали, например, супружеская измена, предательство близкого человека.
Длительная психотравмирующая ситуация, возникшая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, как причина аффекта помимо вышеуказанных признаков наделена такими специфичными свойствами, как продолжительность во времени, а также систематичность совершения деяний, спровоцировавших состояние аффекта. Конкретных временных промежутков, характеризующих длительность воздействия закон не определяет. Следовательно, длительность устанавливает лицо, квалифицирующее содеянное.
Как привило, о систематичности следует вести речь, когда аморальное или противоправное поведение повторилось три и более раза за ограниченный временной промежуток. Данный временной промежуток не имеет четких границ, и может продолжаться от нескольких часов, дней, до нескольких месяцев. Главным условием выступает необходимость установления устойчивой, жизненной позиции лица, выражающейся в совершении аморальных или противоправных поступков как образа жизни либо отношения к конкретному лицу.
Субъектом данного преступления выступает физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Состояние аффекта характеризует особое эмоциональное состояние субъекта преступления, который, тем не менее, признается вменяемым, а если быть более точным – «ограниченно вменяемым», поскольку согласно ст. 21 УК он во время совершения преступления в силу психического расстройства не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Квалифицированным видом анализируемого убийства является причинение смерти в состоянии аффекта двум или более лицам (ч. 2 ст. 107 УК). Для квалификации деяния необходимо установить, что смерть фактически наступила у двух и более лиц, а также что потерпевшие своими совместными действиями спровоцировали у субъекта преступления состояние аффекта своим противоправным или аморальным поведением (например, супружеская измена). Если же состояние аффекта возникло по вине одного потерпевшего, то убийство второго необходимо квалифицировать по ст. 105 УК.
В завершении анализа данной нормы необходимо отметить, что если убийство в состоянии аффекта совершено при обстоятельствах предусмотренных п. п. «а», «г», «е» ч. 2 ст. 105 УК, а также при обстоятельствах, с которыми обычно связано представление об особой жестокости (в частности, множественность ранений, убийство в присутствии близких потерпевшему лиц), то содеянное не требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК и охватывается ст. 107 УК.
Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК).В ст. 108 УК включены два разных по степени общественной опасности и обстановке преступления: убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1); убийство при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2).
Объекты указанных преступлений не отличаются друг от друга и, в свою очередь, от объекта преступления, предусмотренного ст. 105 УК.
Применительно к ч. 1 ст. 108 УК требуется установить особые признаки потерпевшего. Таковым может быть признано лицо, которое своими общественно опасными действиями вынудило обороняющегося причинять ему вред для нейтрализации данного деяния, то есть спровоцировало возникновение состояния необходимой обороны.
Объективная сторона анализируемого деяния содержит тот же перечень обязательных признаков, что и «простое» убийство (ч. 1. ст. 105 УК): деяние, совершенное, как правило, в форме действия, направленного на лишение жизни; последствие в виде биологической смерти потерпевшего; причинно-следственная связь между деянием и наступившим последствием.
Помимо указанных признаков объективная сторона ч. 1 ст. 108 УК дополняется особой обстановкой совершения данного преступления, которая характеризуется наличием состояния необходимой обороны.
Состояние необходимой обороны регламентируется ст. 37 УК. В соответствии с указанной нормой необходимая оборона представляет собой правомерную защиту личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему.
В основе необходимой обороны лежит активное противодействие общественно опасному посягательству. Закон определяет условия правомерности необходимой обороны, которые условно можно разделить на две группы:
1) условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству;
2) условия, характеризующие защитные действия обороняющегося.
Условиями правомерности необходимой обороны, относящимися к посягательству, являются: общественная опасность посягательства; наличность посягательства; действительность посягательства.
К условиям правомерности необходимой обороны, относящимся к защите от посягательства, относятся следующие:
а) допускается защита не только собственных интересов обороняющегося, но и интересов других лиц, а также общественных и государственных интересов;
б) защита осуществляется путем причинения вреда посягающему, а не третьим лицам;
в) защита не должна превышать пределов необходимой обороны.
Только при наличии всех вышеуказанных условий у обороняющегося лица возникает право действовать в состоянии необходимой обороны. Однако в процессе реализации указанного права лицо нарушает последнее из указанных выше условий и причиняет больший вред, чем допускает закон. В соответствии с ч. 2 ст. 37 УК превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства. Применительно к анализируемой норме обороняющееся лицо умышленно причинило посягающему смерть, которая явно не соответствовала характеру и степени опасности его посягательства.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.
Субъект анализируемого деяния является специальным: это лицо достигшее 16-летнего возраста, которое в сложившейся обстановке получило право действовать в состоянии необходимой обороны.
Часть 2 ст. 108 УК предусматривает ответственность за убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.
Объективная сторона этого преступления имеет схожую с ранее рассмотренным составом структуру. Разница заключается в свойствах обстановки причинения смерти. Применительно к данному составу убийство совершается в процессе задержания лица, совершившего преступление в рамках реализации права на причинение вреда, закрепленного в ст. 38 УК. Согласно этой статье «не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер».
Анализ указанной нормы позволяет сформулировать следующие две группы обязательных условий, позволяющих причинить вред при задержании преступника:
1) условия правомерности реализации права на задержание;
2) условия правомерности причинения вреда преступнику при его задержании.
К условиям, необходимым для возникновения права на задержание, следует отнести следующие:
а) задерживать можно только лицо, совершившее преступление;
б) деяние должно быть уже окончено (завершено) или прервано по не зависящим от виновного обстоятельствам на стадии приготовления к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушения на преступление;
в) задержание должно производиться для доставления виновного в органы власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений.
К условиям правомерности причинения вреда преступнику при его задержании следует отнести следующие:
а) вынужденность причинения вреда, поскольку иными средствами задержать лицо не предоставлялось возможным;
б) при задержании вред может быть причинен только лицу, совершившему преступление, его жизни, здоровью, имуществу;
в) не превышены меры, необходимые для задержания.
В ч. 2 ст. 38 УК установлено, что превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.
Субъект анализируемого деяния является специальным: это лицо достигшее 16-летнего возраста, в сложившейся обстановке имеющее право причинить вред при задержании лица, совершившего преступление.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 727;