Контрольная работа № 2

Тесты.

1. Как соотносятся философия и мировоззрение:

1) философия – часть мировоззрения;

2) мировоззрение – часть философии;

3) философия есть мировоззрение;

4) основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия же – вспомогательную.

2. Какие из перечисленных вопросов является философскими:

1) возможны ли небелковые формы жизни;

2) обусловлена ли нравственность человека генетикой;

3) как отличить истину от заблуждения;

4) расширяется ли Вселенная.

 

3. Выберете правильное высказывание:

1) идеализм – это стремление человека к совершенству;

2) идеализм – это утверждение, что идеи существуют реально;

3) идеализм – это представление о первичности сознания (идеального);

4) идеализм – это представление об объективном существовании мира идей.

 

4. Выделите правильные высказывания:

1) материализм – принцип жизни, заключающийся в примате материальных благ в жизни человека;

2) материализм – философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания;

3) материализм – это здравый взгляд на вещи, предполагающий отказ от иллюзий;

4) материализм – философское направление, признающее объективную реальность внешнего мира.

5. Классический период в античной философии связан с такими мыслителями, как:

1) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

2) Ксенофон, Парменид, Зенон;

3) Сократ, Платон, Аристотель;

4) Зенон, Сенека, Эпиктет.

6. Атомистическое учение о мире основал античный философ:

1) Платон;

2) Эпикур;

3) Анаксимен;

4) Демокрит.

 

7. Главными чертами философии средневековья являются:

1) теоцентризм;

2) рационализм;

3) идеализм;

4) иррационализм.

 

8. Афоризм: «Знание сила» принадлежит:

1) Декарту;

2) Галилею;

3) Бэкону;

4) Демокриту.

 

9. Понятие «деизм» в философии Нового времени заключает в себе:

1) разделение научной и религиозной истин;

2) признание существования Бога в качестве безличной причины;

3) признание двух равноправных начал: духа и материи;

4) представление о том, что дух творит материю и предшествует ей.

 

10. Принцип «двойственной истины» заключает в себе:

1) разделение научной и религиозной истин;

2) представление о том, что любое суждение может быть истинным и ложным;

3) представление об относительности истины;

4) представление о Боге как источнике знания.

 

11. Дедукцияэто понятие, означающее в философии:

1) метод психологического воздействия;

2) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;

3) метод познания всеобщего;

4) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему.

 

12. Наука – это:

1) вид духовной деятельности;

2) социальный институт;

3) развивающаяся система знаний о законах мира;

4) все перечисленное выше.

 

13. Эмпирическое знание – это:

1) опытное знание;

2) научное знание вообще;

3) теоретическое знание;

4) область физики.

 

14. Рационализм – это:

1) направление в теории познания, полагающее разум источником и критерием знания;

2) знание, опирающееся на эксперимент;

3)теоретизирование;

4) область математики.

 

15. «Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучить их, дадим им имена. Назовите первый вид идолами рода, второйидолами пещеры, третийидолами площади и четвертыйидолами театра».

Чье это изречение и к какому разделу философии относится:

1) Ф. Бэкона, гносеологии;

2) Р. Декарта, онтологии;

3) Б. Спинозы, аксиологии;

4) Г. Лейбница, учению о субстанциях.

 

16. Философия Канта – это главным образом:

1)эмпиризм;

2)гносеология;

3)онтология;

4)аксиология.

 

17. «Мир есть вещь в себе» это определение Канта отражает философскую позицию:

1) материализма;

2) агностицизма;

3) субъективизма;

4) идеализма.

 

18. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:

1) диалектики как учения о всеобщем развитии;

2) теории прибавочной стоимости;

3) теории общественного договора;

4)цивилизационного подхода.

 

19. Как понимал интуицию Н.О. Лосский:

1) как мистическое озарение;

2) как направленность сознания на объект;

3) как истечение образов от объекта к человеку;

4) как нечто необъяснимое.

 

20. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, называется в теории Маркса:

1) надстройкой;

2) общественно-экономической формацией;

3) цивилизацией;

4) стадией роста.

 

21. Стадии экономического роста, выделенные У. Ростоу, характеризуют следующие понятия:

1) аграрная стадия;

2) традиционное общество;

3) индустриальная стадия;

4) капиталистическое общество.

 

22. Запад и Восток различают как цивилизационные типы. В разделе «Культура и цивилизация» приведены четыре основных отличия между ними. Продолжите составление таблицы:

Основные принципы отношений человека и общества

на Востоке и Западе

 

Восток Запад
1. 2. … 1. 2. …

Сколько отличий вы смогли назвать?

23. Философия культуры – это раздел философии, исследующий:

1) сущность и значение культуры;

2) культурное творчество человечества;

3) нравственную культуру;

4) проблемы человека и религии.

 

24. Основой русской религиозной философии рубежа XIX–XX вв. является:

1) идеализм;

2)рационализм;

3)иррационализм;

4) прагматизм.

 

25. Основоположником современного экзистенциализма был:

1) С. Кьеркегор;

2) 3. Фрейд;

3) Ф. Ницше;

4)Ж.-П. Сартр.

 

26. Фрейдизм – это:

1) рациональная философия;

2) философия иррационализма;

3)психологическое направление;

4) социологическое направление.

 

27. В понимании общества и человека 3. Фрейд противостоял:

1) К. Марксу;

2) К. Юнгу;

3) Платону;

4) И. Канту.

28. Основная категория учения Фрейда о «бессознательном»:

1) «Оно» (id);

2) «Я» (ego);

3) «Сверх-Я» (super-ego);

4) личность.

 

29. Понятие «коллективное бессознательное» ввел в научный оборот:

1)К. Юнг;

2) 3. Фрейд;

3) Платон;

4) Э. Фромм.

 

30. Тезис «Наука – чума XX века» может принадлежать:

1)антисциентисту;

2)технократу;

3) ученому;

4) сциентисту.

 

31. Русская философия отличается:

1) духовной проблематикой;

2) многообразием философских школ;

3) органичностью и целостностью;

4) научно-теоретическими разработками.


Модуль 7

Философская антропология:

Проблема человека

Вы будете изучать:

тайну человеческого «Я»;

♦ проблему антропосоциогенеза;

♦ биологическое и социальное в человеке;

♦ образы человека в истории философской мысли;

♦ ценности человеческого существования.

 

Цели модуля:

дать основные понятия философской антропологии;

♦ представить смысл проблем, занимавших мыслителей;

♦ проследить постоянное изменение взглядов философов в понимании человека;

♦ познакомить с современными философскими теориями, посвященными проблеме личности;

♦ развить способность к пониманию другого человека.

 

После изучения модуля вы сможете:

убедиться в том, что теории философской антропологии находят свое отражение в современных дискуссиях о роли и месте человека в мире;

♦ различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества;

♦ рассматривать свои собственные представления о человеке в контексте истории философии;

♦ разбираться в таком разделе философии, как философская антропология;

♦ понимать причины изменений представлений о человеке;

♦ ориентироваться во множестве современных теорий личности.

 

Литература

Основная

1. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2002.

2. Кохановский В.П. Философия. Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2002.

3. Толпыкин В.Е. Введение в философию. Учебное пособие. – М. – Воронеж, 2002.

4. Краткая история философии / Под ред. В.Г. Голобокова. – М., 1996.

5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.X. Философия. – М., 1999.

6. Немировска яЛ.3. Философия: Курс лекций. – М., 1998.

7. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М., 2001.

 

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969–1971.

2. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998.

3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? – М., 1991.

4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. – М., 1998.

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. – 2000.

6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000.

7. Хейзита Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

8. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.

9. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.

10. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. Ростов н/Д, 2002. – 192 с.

11. Гетманов И.П., Рядинских Л.В. Философия культуры: коэволюционный аспект. – Ростов н/Д, 2006.

12. Гетманов И.П. Коэволюционная динамика ноосферогенеза. – Ростов н/Д, 2004.

13. Гетманов И.П. Кимстач В.Н. Коэволюция технической и гуманитарной культур в контексте Big History. – Ростов н/Д, 2006

 

 








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 2243;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.037 сек.