Обобщение по третьему модулю
Отработав третий модуль, вы познакомились с философией Средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения. Источником средневековой философии явились философские идеи Платона и Аристотеля, античный неоплатонизм. Философия Возрождения обращается к основополагающим принципам античности (не возвращается, а обращается). Философия Нового времени опирается в теории познания на эмпирический и рационалистический методы с преобладанием последнего. Философия Просвещения ставит своей целью путем просвещения переустроить общественный порядок на разумных началах.
Уяснив тенденцию, развития философской мысли, Вы прояснили для себя и характерные особенности философии этих периодов. Вы познакомились с философскими направлениями, их основными идеями, принципами и особенностями. Усвоили терминологию и персоналии по данным проблемам. Теперь повторим этот материал.
Основные понятия и термины
Аверроизм– Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу.
Антропоцентризм– мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.
Апологетика– сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.
Гелиоцентризм– система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.
Геоцентризм– система взглядов, считающая Землю центром Вселенной.
Гуманизм– (от лат. humanus – человечный) – система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.
Дедукция– логический вывод от общего к частному.
Деизм– учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира.
Дуализм– принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира.
Индукция– логический вывод от частного к общему.
Картезианство– совокупность взглядов Декарта и его последователей.
Клерикализм– общественно-политическое направление в деятельности религиозных организаций, ориентированное на повышение влияния религии и церкви в различных сферах жизни общества.
Креационизм– учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли.
Модусы– свойства.
Монада– философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции.
Монизм– утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная либо материальная.
Монотеизм– поклонение одному Богу, единобожие.
Натурфилософия– философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Номинализм– учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – только имена.
Пантеизм– философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.
Патристика– учение отцов церкви, относится к III–Vвв.
Политеизм– поклонение многим богам, многобожие.
Провиденциализм– религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются провидением, Богом.
Рационализм– направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.
Реализм– учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.
Секуляризация– освобождение от религии и церковных институтов.
Сенсуализм– направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.
Субстанция– некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность.
Схоластика– «школьная философия», наука, зависимая от теологии, обосновывающая, защищающая логическим путем религиозные догматы и систематизирующая их.
Теология– богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.
Теодицея– оправдание Бога перед лицом царящего на Земле зла.
Теоцентризм– направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.
Томизм– учение Фомы Аквинского.
Эмпиризм– направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.
Эсхатология– учение о конце света.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 645;