И С С Л Е Д О В А Н И Е
Объекты поступили на экспертизу с нарочным, упакованные в прозрачный полиэтиленовый пакет размерами 210х370 мм. Горловина пакета перевязана бечевкой белого цвета, концы которой склеены отрезком белой бумаги с оттиском круглой печати: «№ 4 с/ч Следственного комитета МВД России». На боковую поверхность пакета с помощью липкой ленты “скотч” наклеен отрезок белой бумаги с рукописным текстом, выполненным синим красителем: «стеклянный графин, 2 бокала, чашка, изъятые со стола в кафе-бар “Диана” г. Москвы 31.01.08 г. следователь (подпись) понятые (две подписи)». Упаковка и оттиски печатей видимых нарушений не имеют (фото № 1).
Объекты, представленные на экспертизу упакованы с нарушением требований, предъявляемым к упаковке объектов, направляемых на дактилоскопическую экспертизу (соприкосновение поверхности объектов с упаковкой не обеспечивает полную сохранность следов папиллярных узоров на представленных предметах).
При вскрытии пакета в нем находились:
- стеклянный графин с небольшим количеством прозрачной жидкости. Высота графина 175 мм, диметр основания 60мм;
- два однотипных стеклянных бокала с остатками засохшего вещества малинового цвета. Высота бокалов 100 мм, диаметр основания 55 мм;
- кофейная чашка белого цвета с сине-золотой каймой и рисунком на боковой поверхности в виде цветка. Высота чашки 70 мм, диаметр 40мм.
Поверхности графина, бокалов и чашки гладкие.
Перечисленные предметы были сфотографированы (фото № 2).
При визуальном осмотре поверхности предметов в различных положениях к источнику освещения с использованием дактилоскопической лупы 4-кратного увеличения были обнаружены слабо видимые потожировые следы папиллярных узоров. Для усиления контраста видимых и выявления невидимых следов поверхности предметов обрабатывались магнитным дактилоскопическим порошком “Рубин” с помощью магнитной кисти.
В результате обработки и последующего осмотра предметов с помощью дактилоскопической лупы 4-кратного увеличения установлено:
1. На расстоянии 112 мм от верхнего края горлышка графина выявлена группа из трех следов папиллярных узоров, основания которых направлены под углом 30о к осевой линии графина.
Первый (левый) след расположен ниже остальных, имеет овальную форму и наибольшие размеры 20×13 мм. В следе отобразились внутренний поток папиллярных линий виде петель, ножки которых направлены влево, и наружный поток папиллярных линий в виде дуг.
Средний след расположен на 13 мм выше первого и на 7 мм выше третьего, имеет форму, близкую к прямоугольной, и наибольшие размеры 35×14 мм. В следе отобразились папиллярные линии внутреннего, наружного и нижнего потоков, образующие простой завитковый узор с двумя дельтами, а также пробельная складка и поток папиллярных линий под ней виде прямых линий и дуг.
Правый след – овальной формы, с наибольшими размерами 31×14 мм. В следе отобразились три потока папиллярных линий образующие папиллярный узор петлевого типа (ножки петель направлены вправо) и дельту узора, расположенную слева, а также пробельная складка и поток папиллярных линий виде прямых линий и дуг.
Судя по форме, размерам, взаиморасположение следов, типу и виду узоров, направлению и крутизне потоков папиллярных линий, наличию пробельных складок, три следа папиллярных узоров, выявленные на поверхности графина оставлены в результате одновременного прикосновения (захвата) соответственно (слева направо) ногтевой фалангой указательного пальца, ногтевыми и частично средними фалангами среднего и безымянного пальцев правой руки.
В вышеописанных следах достаточно четко отобразились детали строения папиллярных узоров в виде начал, окончаний, слияний, разветвлений, фрагментов и других особенностей папиллярных линий.
Отобразившиеся в следах общие и частные признаки папиллярных узоров существенны, характерны и образуют устойчивые индивидуальные совокупности, необходимые и достаточные по качеству и количеству для вывода о пригодности данных следов для идентификации.
Следы перекопированы на отрезок светлой дактилоскопической пленки размером 67×43 мм и наклеены на отфиксированный лист фотобумаги соответствующего размера и сфотографированы. Изображение следов прямое, папиллярные линии черного цвета, масштаб 1:1. (фото № 3).
2. На расстоянии 55 мм от верхнего края кофейной чашки и в 12 мм справа от ручки расположен след папиллярного узора неопределенной формы с наибольшими размерами 40×33 мм. Папиллярные линии в следе отобразились сравнительно отчетливо и образуют четыре потока, два из которых имеют форму дуг, один – форму петли, четвертый поток – слегка изогнут, и огибает дуговые и петлевой потоки. Форма, размеры, расположение и протяженность потоков папиллярных линий указывают на то, что след образован папиллярным узором подпальцевой зоны ладони правой руки. В следе видны пробельные участки, характерные для отображения флексорных складок и морщин, а также детали папиллярного узора в виде начал, окончаний, слияний, разветвлений и др. особенностей. Совокупность общих и частных признаков индивидуальна и достаточна по своему качеству и количеству для вывода о том, что след участка ладони, обнаруженный на поверхности кофейной чашки, для идентификации пригоден. Данный след был перекопирован на светлый отрезок дактилопленки размером 35×17 мм и наклеен на отфиксированную фотобумагу. Изображение следов на фотоснимке прямое, папиллярные линии черного цвета (фото № 4).
3. На расстоянии 13 мм от верхнего края одного из бокалов выявлены два следа папиллярных узоров овальной формы, основания которых направлены под углом 45о к осевой линии. Левый след, размерами 24×19 мм, расположен ниже правого на 8 мм. Папиллярные линии в следе отобразились слитно и почти не дифференцируются, однако направление потоков папиллярных линий различается и определяется как простой дуговой узор. Второй след, размерами 22×19 мм, представляет собой пятно (мазок).
Форма, размеры, взаиморасположение следов, обнаруженных на бокале, а также направление и крутизна потоков папиллярных линий, тип и вид папиллярного узора, отобразившихся в первом следе, дают основание сделать вывод о том, что они, вероятно, оставлены в результате одновременного прикосновения (захвата) указательным и средним пальцами правой руки.
В данных следах отсутствуют индивидуальные комплексы признаков необходимые по качеству и количеству для признания следов пригодными для идентификации. Вместе с тем, названные выше групповые признаки, отобразившиеся в левом следе, форма и направление потоков папиллярных линий, тип и вид узора могут быть использованы для исключения возможности образования следа пальцем руки конкретного лица.
Следы были перекопированы на светлый отрезок дактилопленки размерами 32×15 мм, который наклеен на отфиксированную фотобумагу. Изображение следов на фотоснимке прямое, папиллярные линии черного цвета (фото № 5).
Следы рук, выявленные на втором бокале, отобразились в виде мазков, пятен, наложений следа на след и отдельных нечетких фрагментов папиллярных линий без наличия в них индивидуальной совокупности признаков, что является основанием для вывода о непригодности данных следов для идентификации.
Отпечатки пальцев рук Кириллова Александра Сергеевича, 5 мая 1963 г.р., выполнены на бланке дактилокарты красителем черного цвета в виде прокатки ногтевых фаланг пальцев рук и расположены в установленной последовательности, что подтверждается контрольными оттисками (фото № 6). На оборотной стороне дактилокарт имеются оттиски ладоней рук. Дактилокарта заполнена 15 декабря 2007 года в 5 отделении милиции г. Москвы.
В отпечатках четко отобразились практически все участки папиллярных узоров пальцев и ладоней рук. В отпечатках среднего пальца правой руки отобразился завитковый узор, в отпечатках остальных пальцев рук – петлевые узоры.
Качество отпечатков удовлетворительное, что позволяет использовать их для сравнительного исследования с целью идентификации.
При сравнении четырех следов пальцев рук и следа участкак ладони руки, обнаруженных на графине, кофейной чашке и бокале, между собой и с отпечатками пальцев и ладоней рук Кирилова Александра Сергеевича методом визуального сопоставления признаков с использованием дактилоскопической лупы 4-х кратного увеличения установлены:
Совпаденияпапиллярных узоров, отобразившихся в трех следах, пальцев рук, выявленных на поверхности графина (фото № 3), с папиллярными узорами в отпечатках указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки Кириллова А.С.
Совпадения установлены по типу и виду узоров, направлению и крутизне потоков папиллярных линий, а также наличию и взаиморасположению деталей строения папиллярных узоров, а именно начал, окончаний, слияний, разветвлений папиллярных линий, фрагментов и других мелких особенностей.
Для иллюстрации совпадений со следа пальца руки, выявленного на поверхности графина (фото № 3 левый след) и соответствующего ему отпечатка указательного пальца правой руки Кириллова А.С. изготовлены увеличенные фотоснимки (масштаб 4:1), где одноименными цифрами красителем красного цвета отмечены совпадающие частные признаки папиллярных узоров (фото № 7,8):
окончание папиллярной линии (отм. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 12);
разветвление папиллярной линии (отм. 10);
слияние папиллярных линий (отм. 9, 11);
глазок (отм. 7);
Перечисленные совпадающие признаки характерны, существенны, в своей совокупности индивидуальны и достаточны для вывода о том, что три следа пальцев руки, выявленные на графине, оставлены указательным, средним и безымянным пальцами правой руки Кириллова А.С.
Различияпапиллярных узоров, отобразившихся в следе участка ладони руки и в следе пальца руки, выявленных соответственно на поверхностях кофейной чашки (фото № 4) и бокала (фото № 5 левый след) с папиллярными узорами в отпечатках пальцев и с оттисками ладоней рук Кириллова А.С.
Различия установлены по типу и виду узоров, направлению и крутизне потоков папиллярных линий, а также наличию и взаиморасположению деталей строения папиллярных узоров. Установленные различия существенны, характерны и достаточны для вывода о том, что данные следы оставлены не Кирилловым А.С.
Фотосъемка общего вида объектов, следов и отпечатков пальцев рук произведена цифровым фотоаппаратом «Nikon D 100» с объективом «Nikkor 28-105/ 3,5 - 4,5D с помощью репродукционной установки при искусственном освещении. Файлы изображений обрабатывались в ПЭВМ «Pentium Xeon-3 ГГц ОЗУ 2Гб с помощью программы «Photoshop CS» и распечатывались на принтере «SONY UP-DR 100».
При производстве экспертизы использовались методические рекомендации: «Методы обнаружения и фиксации следов рук» Г.В. Грановский, Москва. 1973 г.; «Особенности составления заключения эксперта при выполнении дактилоскопических экспертиз» В.А. Ивашков, Москва, 1999г.
После исследования объекты помещены в свою прежнюю упаковку. Горловина пакета заклеена отрезком белой бумаги с оттиском круглой печати «для пакетов» ЭКЦ МВД России.
В Ы В О Д Ы
1. Три следа пальцев рук, выявленные на поверхности графина и след участка ладони руки на поверхности кофейной чашки, изъятых по уголовному делу № 1955, пригодны для идентификации.
На поверхности одного из бокалов выявлены два следа пальцев руки. Данные следы оставлены, вероятно, указательным и средним пальцами правой руки и для идентификации не пригодны. Однако след расположенный слева может быть использован для исключения возможности его образования пальцем руки конкретного лица по типу папиллярного узора.
Следы рук, выявленные на втором бокале, для идентификации личности не пригодны.
2. Три следа пальцев рук, выявленные на графине, оставлены указательным, средним и безымянным пальцами правой руки Кириллова А.С.
След участка ладони руки и следы пальцев руки, выявленные на поверхностях кофейной чашки и бокала, оставлены не пальцами и не ладонями рук Кириллова А.С.
Эксперт И.П. Соловьева
МВД России
Экспертно-криминалистический центр
Адрес: ул. З. и А. Космодемьянских, 5, г. Москва, 125130 телефон: 8(499) 745-80-11 _____________________________________________________________________________
ПОДПИСКА
Мне, сотруднику ЭКЦ МВД России Петрову К.М. в соответствии со статьей 199 УПК РФ, разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные статьями 57 и 62 УПК РФ.
Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ предупреждена.
« » февраля 2010 г. | Петров К.М. |
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 2222;