Возраст 18-21 год), слл

 

Наименование признаков Мужчины Женщины
М о М а
Положение стоя
Высота верхушечной точки (рост) 172,3 6,6 159,5 5,3
Высота глаз 159,7 6,3 148,0 5,1
Высота плечевой точки 142,8 6,2 131,8 4,9
Высота пальцевой точки 63,5 3,3 59,5 3,0
Длина руки 77,0 3,8 69,9 2,8
Высота линии талии 108,2 5,3 99,7 4,6
Длина ноги 93,3 4,8 85,6 4,3
Длина стопы 26,7 1,2 24,0
Ширина стопы 10,0 0,5 8,9 0,7
Размах рук 179,0 8,2 163,2 6,4
Размах рук, согнутых в локтях 94,2 4,6 86,6 3,6
Наибольший поперечный диаметр тела 49,6 2,6 46,6 3,6
Наибольший передне-задний диаметр тела 25,6 1,9 26,6 2,1
Передняя досягаемость руки 84,2 4,5 77,1 3,6
Положение сидя
Высота верхушечной точки над сиденьем 90,5 2,8 85,6 2,7
Высота глаз над сиденьем 77,4 2,6 ■ 73,4 2,6
Высота плеча над сиденьем 4,8 56,6 4,4
Высота локтя над сиденьем 22,8 2.5 22,1 2,4

150 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности

Окончание табл. 6.3

 

Наименование признаков Мужчины Женщины
М а М а
Высота линии тал ни над сиденьем 26,3 2,2 24,6 2,0
Высота колена над полом 56,5 1,7 52,0 2,1

Примечание. М — средневыборочное значение; а — среднеквадратичное отклонение (Чернышева О. Н. Эргономические основы проектирования рабочих мест. М., 1983).

Согласно исследованиям, дизайном бытовой и гражданской техники (например, автомобилями), произведенной с ориентацией на «среднего потребителя», удовлетворены не более 16-18% населения. Поэтому в метрических характеристиках человека учитываются не только средневыборочные показатели, но и стандартные, или среднеквадратичные, отклонения, согласно закону нормального распределения. В зарубежной практике проектирования наиболее часто исходят из М + 1,65 среднего квадратического отклонения. Такой диапазон характеристик охватывает 90% населения страны.

Основные требования к организации рабочего места сводятся:

1) к номенклатуре и количеству средств и предметов труда (существует эргономический оптимум);

2) рабочему пространству (должны обеспечиваться легкость восприятия и свобода движений и перемещения при эксплуатации и обслуживании оборудования);

3) предметно-пространственной структуре рабочего места (элементы должны располагаться в соответствии с их функциями в технологическом процессе и пространственной конфигурацией);

4) условиям труда (требуются оптимальные освещенность, микроклимат);

5) безопасности, (необходима надежная защита от опасных и вредных производственных факторов).

Оценка трудовых движений субъекта слагается из ряда параметров:

♦ времени протекания движения;

♦ оптимальности движений с учетом биомеханики человека;

♦ непрерывности движения;

♦ оптимальности мышечной активности;

6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест 151

♦ величины производимой работы;

♦ экономии энергии;

♦ оптимальной координированности движений (сочетаемость работы рук, направлений движений и др.).

Пространственные характеристики движений ро многих случаях являются критериальными и включают в себя, помимо оценки рабочей позы работника, зоны досягаемости рук и ног в штатных и критических ситуациях.

Эргодизайн.Эргономика органично связана с художественным конструированием (дизайном), целью которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Достигается эта гармония путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К качествам предметов в контексте эргодизайна относятся не только формальные и художественные свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, придающие изделиям, помещениям, технологическим линиям функциональное и композиционное завершение. Именно функциональный аспект позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческого фактора — неотъемлемая часть процесса художественного конструирования [27, 153].

Дизайн как проектная деятельность.В вещных формах культуры (русской, египетской, греческой, китайской и др.) исторически кристаллизовались целесообразные для существовавших условий способы практической деятельности, потребления, социальные отношения, выработанные поколениями как опыт создания нужных обществу предметов, далеко превышающие способности отдельных людей рационально осмыслить этот опыт. Вместе с созданием вещи воспроизводилась системная целостность общественной практики в ее многочисленных аспектах, целостная культурная форма.

Наличие канона практически избавляло ремесленника от необходимости исследовать потребности людей, ибо образцы и круг потребления были заведомо известны. Те вещи, в которых система канона находила наиболее адекватное воплощение, признавались образцовыми и служили эталонами совершенной формы, мастерства, объектом подражания и копирования, ориентирами в создании еще более совершенных образцов.

152 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности

В канонической системе изготовления проектная функция была неявной, скрытой и представляла собой как бы оппозицию и потенциальную альтернативу исходной системе. Но с развитием промышленного (мануфактурного) производства, с расширением ассортимента товаров и изменением технологии их изготовления, классовой структуры общества и потребностей людей канонический тип деятельности обнаруживает свои ограничения. В новых социально-экономических условиях формируется и обособляется проектная деятельность, вынужденная опираться на авторитет доказательного знания (а не традиций и веры). Возникает необходимость в проектных исследованиях, в становлении социального института стандартизации. Теперь вовлеченный в промышленность культурный образец начинает играть роль лишь прототипа. Соответственно определяются и изменяются задачи проектной деятельности:

1) сохранив существенные функциональные и морфологические свойства прототипа, изменить схему его технологического изготовления;

2) не приспосабливать новую технологию к воспроизводству морфологии ремесленных образцов, а перепроектировать саму морфологию с учетом новой технологии, не меняя функционального назначения вещи.

В конце XIX в. закладывается функциональный принцип проектной деятельности: проектировать не вещи, а функциональные процессы и эффекты. Например, проектировать не светильник, а освещение; не кресло, а комфорт; не бензоколонку, а оптимальное обслуживание клиента. В последнем случае бензоколонке проектировщик уделяет минимум внимания — она «просто ящик», куда сложено минимально необходимое оборудование (насос, фильтр, счетчик, указатель). Основное внимание дизайнера направлено на организацию функционального пространства: навеса от дождя, оптимального размещения указателей марок топлива и пр. [94].

Художественное конструирование.Как показала практика, внедрение новых промышленных продуктов в сложившуюся культурную среду нередко приводило к конфликту, вызывая отрицательную реакцию общества (старые культурные образцы разрушены, а новые еще не сложились). Таким образом, объективно возникла задача формирования новой художественной идеологии и ее соединения с проектной деятельностью. Появляется специфический тип проектной

6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест 153

деятельности — художественное конструирование. Заметим: современное наименование этой специальности — инженер-художник. Ее особенность заключается в том, что дизайнер должен уметь мыслить категориями техники и говорить с инженером на одном профессиональном языке. Но для дизайнера предметный мир делится не по техническому принципу, а по сфере и образу человеческой деятельности: сферы труда, отдыха, общения, обслуживания дома и семьи, спорта и т. д. Таким образом, специальность инженер-художник интегрирует в себе существенные признаки профессий типа «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек-знак», «человек-человек».

Главная цель дизайна — включать технические достижения в мир человеческой культуры путем создания культурных образцов промышленных изделий, способствующих формированию гармоничной предметной среды для человека [27, 94, 138]; одна из задач — создание изделий, которые находят сбыт и применение в настоящее время.

Художественное моделирование. Содержательно задачи дизайна сводятся не к приданию вещи какого-либо образа, но — опираясь на образный подход — к воссозданию в проекте «гармоничного целого», «живой формы жизнедеятельности» человека. Современный дизайн ориентирован на воссоздание в художественной модели бытия образа вещи, который был бы органичен данной культуре и воплощал бы ее наиболее органичные тенденции, что предполагает своеобразный «диалог с потребителем».

Развивая данную тенденцию, современный дизайн не ограничивается адаптацией промышленных товаров к определенной культурной среде и запросам людей, а идет дальше — к «диалогу человека с миром», к формированию самого бытия человека. Так, при моделировании строгого «мужского» костюма для женщин выясняется, что, например, часы для них утрачивают былую ценность ювелирного украшения и требуют иных форм, иных образных воплощений.

Другой пример. Моделирование приборов может идти по одному из двух основных типов:

дискретно-цифровая индикация;

непрерывно-образная (предметно-пространственная).

Образ часов со стрелками наглядно воплощает идею цикличности времени; фиксация ежесекундных разрядов настойчиво напоминает о невозвратно убегающих мгновениях жизни (которые в аспекте

154 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности

деловой жизни должны находить эквивалентное воплощение девиза «Время — деньги»).

Третий пример: в 1841 г. австрийский мебельщик Михаил Тонет применил технологию сгибания дерева в мебельном деле. Из этой технологии в 1859 г. родилась форма «венского стула», точно отвечавшая социальному заказу времени. И в XX в. «венский стул» не стал анахронизмом.

Художественное конструирование выделяет доминирующие функции вещи. Если инструментальная функция вещи в художественном моделировании отражает направление воздействия человека на среду (инструментальную функцию имеют не только инструменты, орудия, машины, но и одежда — и не только профессиональная, например смокинг, фрак), то адаптивная функция — качество этой среды с точки зрения человека (например, спортивный стиль одежды как «среда, подогнанная под человека»).

Результативная функция связана с определением системы целевых установок, характеризующих ситуацию, в которой функционируют объекты, машины и предметы; условия совместимости установок; условия достижения целей; моделирование ситуаций социального функционирования объектов. Пример: разные типы автомобилей — представительского класса, семейные, спортивные.

Интегративная функция выражается в оптимальном объединении разных целей и контекстов деятельности. Пример — облегченный современный дачный инвентарь (воплощающий не только прямые инструментальные функции, но и новые технологии производства, новые цели и потребности времяпрепровождения людей — работа с землей не только как труд, но и как отдых, досуг).

Субъективным критерием хорошего эргодизайна является ощущение человеком функционального комфорта в условиях как профессиональной деятельности, так и досуга.








Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 689;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.