По поводу решений Лондонского совещания о Германии
(Варшава, 24 июня 1948 г.)
Решения Лондонского совещания западных держав по Германии в июне 1948 г. фактически носили характер сепаратного мирного урегулирования отношений между западноевропейскими странами и США, с одной стороны, с руководителями оккупированных секторов Западной Германии, с другой. Эти решения вызвали бурное негодование Москвы.
Лондонское совещание шести держав 1948 г. – конференция, состоявшаяся в Лондоне с участием трёх западных держав (США, Великобритания и Франция) и стран Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) как непосредственных соседей Западной Германии, подготовившая образование Федеративной Республики Германия (ФРГ). СССР на конференцию не приглашался.
Переговоры в рамках Лондонского совещания проходили в период с февраля по июнь 1948 г. в два раунда: с 23 февраля по 6 марта и с 20 апреля по 2 июня. Лондонское совещание ставило своей целью установление основ, на которых демократическая Германия войдёт в мировое сообщество, которые подразумевали в первую очередь создание на территории западных зон оккупации федеративного и демократического немецкого государства. Для реализации этой задачи премьер-министры земель были уполномочены созвать учредительный Парламентский совет.
Союзники и государства Бенилюкса наделили этот орган правом разработки конституции, установив при этом ограничения (запрет на оружие массового уничтожения и тяжёлое вооружение, а также военное вмешательство в дела советской зоны оккупации Германии). В ответ на решения конференции СССР прекратил участие в работе Контрольного совета.
На Лондонском совещании были приняты Франкфуртские документы, представляющие собой рекомендации глав оккупационных властей в западных зонах оккупации девяти премьер-министрам федеральных земель и бургомистрам Бремена и Гамбурга относительно образования западногерманского государства и Лондонские рекомендации, адресованные правительствам шести стран-участниц Лондонского совещания. Франция согласилась с решениями Лондонского совещания при условии отделения Саара и его экономической привязки к Франции, а также международного контроля над Рурским регионом. В период между раундами переговоров главы военных администраций заявили о присоединении их зон оккупации к Программе восстановления Европы («плану Маршалла»).
7 июня было опубликовано коммюнике об окончании лондонского совещания трех держав – США, Великобритании и Франции – по германскому вопросу...
Лондонское совещание было созвано в нарушение Потсдамского соглашения, согласно которому вопросы, касающиеся Германии, подлежат решению четырех держав – СССР, США, Великобритании и Франции, причем рассмотрение этих вопросов было возложено на Совет Министров иностранных дел из представителей этих держав. Нельзя также пройти мимо того факта, что для участия в этом сепаратном совещании трех держав были привлечены также страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), хотя в нем не участвовали такие пограничные с Германией государства, как Польша, Чехословакия, а также другие непосредственно заинтересованные страны.
Созыв сепаратного лондонского совещания по германскому вопросу свидетельствует о том, что организовавшие это совещание правительства США, Великобритании и Франции поставили своей целью ликвидацию созданного на Потсдамской конференции Совета Министров иностранных дел, а также ликвидацию четырехстороннего контрольного механизма в Германии, учрежденного еще ранее по соглашению между четырьмя державами. Это нарушение прежних соглашений между США, СССР, Великобританией и Францией по германскому вопросу, а также нарушение обязательств относительно консультаций с заинтересованными странами происходит у всех на глазах и ведет к срыву Потсдамского соглашения о демилитаризации и демократизации Германии, направленного на то, чтобы не допустить повторения германской агрессии в будущем.
Эти нарушения существующих соглашений о Германии затрагивают жизненные интересы не только четырех оккупирующих Германию держав и государств, подвергшихся германской агрессии, но и интересы всех европейских стран, стремящихся к установлению прочного и длительного мира в Европе.
Как известно, Ялтинское и Потсдамское соглашения ставят целью разоружение и ликвидацию военной промышленности Германии, подрыв самой основы германского милитаризма и недопущение восстановления Германии, как агрессивной державы и, таким образом, превращение Германии в миролюбивое и демократическое государство. При этом Ялтинское и Потсдамское соглашения предусматривают обязанность Германии уплатить репарации и тем самым хотя бы частично возместить ущерб странам, пострадавшим от германской агрессии.
Решения лондонского совещания трех держав с участием Бенилюкса преследуют другие цели. Эти решения отбрасывают в сторону задачи демилитаризации и демократизации Германии, задачи превращения Германии в миролюбивое и демократическое государство и вовсе умалчивают о репарационных обязательствах Германии. Лондонские решения направлены не на то, чтобы предупредить возможность новой германской агрессии, а на то, чтобы превратить западную часть Германии и прежде всего рурскую тяжелую промышленность в орудие восстановления военного потенциала Германии, дабы использовать его для военно-стратегических целей Соединенных Штатов Америки и Англии. Понятно, что подобный план не может не создать благоприятных условий для повторения немецкой агрессии.
Вместе с тем решения лондонского совещания показывают, в чем заключается действительный смысл «западного военного союза», созданного в последнее время правительствами Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга под покровительством Соединенных Штатов Америки. Еще более откровенно, чем «западный военный союз», включающий указанные пять государств, лондонское совещание, в котором участвовали также Соединенные Штаты Америки, ставило перед собой не задачу предупреждения новой германской агрессии, а совершенно иные цели. Признав невозможность втянуть в военно-стратегические планы США и Великобритании всю Германию, лондонское совещание стремится сделать базой этих планов западные зоны Германии, отрывая эти зоны от остальной Германии.
1. Решения лондонского совещания направлены на завершение раскола и расчленения Германии. Отказавшись даже от словесного признания политического и экономического единства Германии, о чем ранее заявляли правительства США, Великобритании и Франции, лондонское совещание подготовило создание правительства для западной части Германии, отделенной сепаратными действиями указанных держав от остальной Германии. Для этого предусмотрен созыв специально подобранного Учредительного собрания из представителей земель английской, американской и французской зон оккупации, что должно обеспечить для западной части Германии образование марионеточного правительства из таких германских элементов, которые угодны оккупационным властям в западных зонах и связаны тесными узами с американскими и английскими капиталистическими монополиями, но не связаны с германским народом и враждебны его демократическим стремлениям. Это означает, что между США, Великобританией и Францией заключена сделка о проведении политического и экономического раскола и расчленения Германии и о создании в западных зонах такого сепаратного правительства, которое должно противостоять законным требованиям германского народа о единстве и демократизации Германии.
Кроме указанных выше мероприятий по политическому расколу и расчленению Германии правительства США, Великобритании и Франции проводят сейчас новые мероприятия и по экономическому расколу и расчленению Германии. Сразу же после окончания лондонского совещания правительства США, Великобритании и Франции начали проводить объявленную 18 июня сепаратную денежную реформу для западных зон Германии, хотя упомянутое коммюнике умолчало о решениях лондонского совещания по этому вопросу. Сепаратная денежная реформа в западных зонах Германии была осуществлена вопреки очевидной необходимости проведения единой денежной реформы для всей Германии по соглашению между СССР, США, Великобританией и Францией, как это предлагало Советское правительство.
Вместо существовавшей до сих пор единой денежной системы с единой для всей Германии маркой, как это было в свое время установлено по соглашению между четырьмя державами, правительства США, Великобритании и Франции сепаратным образом провели денежную реформу и установили для западной части Германии особую марку. Это в экономических отношениях возводит стену между западной частью Германии и остальной Германией и создает новые многочисленные затруднения для ликвидации экономической разрухи и восстановления народного хозяйства Германии. Вся денежная реформа в западных зонах Германии проводится с расчетом обеспечить выгоды для крупных собственников и прежде всего для тех германских монополий, которые имеют тесные связи с американскими и британскими капиталистическими монополиями, что угрожает ростом безработицы и ухудшением материального положения трудящихся в Западной Германии и поведет к новым затруднениям в экономических отношениях с другими странами.
Таковы неизбежные последствия лондонского совещания, решения которого ведут к завершению политического и экономического раскола и расчленения Германии.
2. Проведение политики раскола и расчленения Германии срывает заключение мирного договора с Германией, без чего нельзя покончить с затянувшимся состоянием войны и с оккупационным режимом в Европе. Не случайно, что в коммюнике о лондонском совещании ни слова не говорится о мирном договоре с Германией и даже не затрагивается вопрос о подготовке мирного договора.
Решения лондонского совещания США, Великобритании, Франции с участием Бенилюкса подтверждают, что правительства этих держав и близкие к ним германские круги не заинтересованы в скором заключении германского мирного договора и в скором выводе оккупационных войск из Германии...
3. Принятые лондонским совещанием решения о государственном устройстве в западных зонах Германии проникнуты антидемократическим духом...
4. Политика, проводимая оккупирующими державами в западных зонах Германии, поощряет немецкие ревизионистские элементы. С их стороны ведется кампания против соглашений, принятых на Ялтинской и Потсдамской конференциях относительно демократизации и демилитаризации Германии, ее обязательств в отношении возмещения ущерба, причиненного германской агрессией, и против известных решений о перемещении немецкого населения с попытками использовать это население во враждебных соседним государствам целях.
В особенности кампания немецких ревизионистских элементов направлена против польско-немецкой границы на Одере и Западной Нейсе, являющейся незыблемой границей – границей мира.
Лондонская конференция обходит вопросы ревизионистской кампании, поощряя, таким образом, агрессивные тенденции среди немецких реакционных кругов. В этих условиях применение мер против всякой ревизионистской деятельности является одним из важнейших условий укрепления мира и безопасности народов Европы.
5. Решения лондонского совещания трех держав подчиняют экономику Западной Германии целям Соединенных Штатов Америки и Англии, ставя ее в зависимость от проведения так называемого «плана Маршалла» в Европе...
Включение экономики западных зон Германии в «план Маршалла» означает включение этой части Германии в проводимый по «плану Маршалла» раскол всей Европы на два лагеря: европейских государств, принявших план Маршалла и в силу этого подчиненных контролю Соединенных Штатов Америки, с одной стороны, и, с другой стороны, европейских стран, к которым относятся СССР и народно демократические республики, не согласные на иностранное вмешательство в их внутренние дела.
Документы, касающиеся политического развития Германии в будущем («Франкфуртские документы»)
(1 июля 1948 г.)
1 июля 1948 г. западные державы, победившие во Второй мировой войне – США, Великобритания и Франция, достигли договоренности об образовании государства на части территории Германии в ее западных зонах. В связи с этим военные губернаторы названных стран передали 1 июля 1948 г. во Франкфурте-на-Майне так называемые Лондонские рекомендации, выработанные их правительствами на cостоявшейся незадолго до этого конференции шести держав в Лондоне. Предназначались эти документы премьер-министрам одиннадцати земель, входивших в состав трех западных оккупационных зон. В период до 1 сентября 1948 г. им поручалось сформировать по итогам выборов в 11 ландтагов Конституционное собрание и созвать его; в задачу последнего входила разработка демократической конституции. Кроме того, министры должны были представить свои предложения в отношении возможных изменений границ между отдельными землями внутри западных зон. В завершение им вручили основные положения Оккупационного статуса. «Франкфуртские документы» являются, таким образом, «свидетельством о рождении»Федеративной Республики Германии.
Документ № I
В соответствии с решениями своих правительств военные губернаторы американской, британской и французской оккупационных зон Германии уполномачивают премьер-министров земель, расположенных в их зонах, созвать Конституционное собрание, которое должно cобраться не позднее 1 сентября 1948 г. Каждая из существующих земель изберет делегатов на это собрание согласно порядку и основным положениям, которые будут приняты законодательными учреждениями в каждой из этих земель. Общее число депутатов Конституционного собрания будет определено таким образом, что общее число жителей по данным последней переписи населения будет поделено на 750 000 или на какое-либо другое число подобного рода, предложенное премьер-министрами и одобренное военными губернаторами. Число депутатов от каждой земли будет находится в таком же соотношении с общим числом членов Конституционного собрания, в каком находится число жителей этой земли с общим числом населения всех участвующих земель.
Конституционное собрание разработает демократическую конституцию, которая учредит для участвующих земель форму правления федерального типа, которая наилучшим образом подходит для того, чтобы наконец восстановить разорванное в настоящий момент единство Германии, защитить права участвующих земель, создать подобающую центральную инстанцию и предоставит гарантии индивидуальных прав и свобод.
Если конституция в той форме, в какой ее разработает Конституционное собрание, не будет противоречить этим общим принципам, то военные губернаторы дадут свое согласие на ратификацию ее проекта. После этого Конституционное собрание будет распущено. Ратификация будет происходить в каждой участвующей земле на основе референдума, для которого требуется простое большинство поданых голосов в каждой земле, в соответствии с положениями и порядком, определенными отдельно этой землей. Как только конституция будет ратифицирована двумя третьими всех земель, она вступает в силу и становится обязательной для всех земель. Любое изменение конституции в будущем должно быть ратифицировано таким же большинством земель. В течение 30 дней после вступления конституции в силу должны быть созданы предусмотренные в ней учреждения.
Документ № II
Перед премьер-министрами ставится задача пересмотреть границы отдельных земель и определить, какие они хотели бы внести предложения по их изменению. Изменения такого рода должны учитывать традиционные формы и избегать, по возможности, создания земель, которые по сравнению с другими землями были бы слишком большими или же слишком малыми.
Если эти рекомендации будут одобрены военными губернаторами, то они должны быть представлены населению затронутых областей, которое должно принять их самое позднее к моменту выбора депутатов Конституционного собрания.
До завершения работы Конституционного собрания премьер-министры предпримут необходимые меры по выборам ландтагов тех земель, границы которых были изменены, с тем чтобы эти ландтаги, а также ландтаги земель, границы которых не подверглись изменениям, смогли установить порядок проведения выборов и ратификации конституции.
Документ № III
Создание на конституционной основе немецкого правительства влечет за собой необходимость очень точного определения взаимоотношений между этим правительством и учреждениями союзников.
Военные губернаторы полагают, что в основу этих отношений должны быть положены следующие принципы:
А. Военные губернаторы предоставляют немецким правительствам полномочия законодательной, административной и судебной власти, оставляя за собой те компетенции, которые необходимы для выполнения главной цели оккупации. Такими компетенциями считаются те, которые позволяют военным комендандатам выполнять следующие функции:
а) временно осуществлять внешние связи Германии и руководить ими;
б) осуществлять на минимальном уровне необходимый контроль за германской внешней торговлей, а также за основными направлениями внутренней политики и действиями, которые могли бы отрицательно сказаться на внешней торговле; тем самым будет гарантировано выполнение обязательств, взятых на себя державами союзников в отношении Германии, и целесообразное использование выделенных для Германии средств;
в) осуществлять контрольные меры, договоренность по которым уже достигнута или еще будет достигнута, например, в отношении Международного управления по делам Рурской области, по вопросам репараций, положения промышленности, декартелизации, разоружения и демилитаризации, а также некоторых форм научных исследований;
г) защищать авторитет оккупационных войск, обеспечивать их безопасность и удовлетворение их потребностей в рамках определенных договоренностей между военными губернаторами;
д) обеспечить соблюдение одобренных ими конституций.
Б. Военные губернаторы возобновят исполнение своих властных полномочий в полном объеме, если возникнет чрезвычайная угроза для безопасности, а также с тем, чтобы при необходимости обеспечить соблюдение конституций и Оккупационного статуса.
В. Военные губернаторы будут осуществлять упомянутые выше контрольные меры согласно следующему порядку:
а) любое изменение положений конституции должно быть представлено на утверждение военным губернаторам;
б) по вопросам, указанным в пунктах а) и д) части А, германские учреждения должны подчиняться решениям или указаниям военных губернаторов;
в) если не определено иначе, особенно в отношении применения предшествующей части Б, то все законы и постановления федеративного правительства, которые не были отклонены военными губернаторами, вступают в силу непосредственно в течение 21 дня.
Наблюдение за федеративным правительством и правительствами земель, а также их консультация и поддержка в вопросах демократизации политической жизни, социальных отношений и воспитания станут особой сферой ответственности военных губернаторов. Однако это не должно означать ограничения полномочий этих правительств в области законодательной, административной и судебной власти.
Военные губернаторы будут просить премьер-министров высказать свое отношение к вышеперечисленным принципам. После этого, утвердив возможные изменения, военные губернаторы передадут эти общие принципы Конституционному собранию в качестве директив по подготовке последним конституции и рассмотрят возможные отзывы Конституционного собрания. Военные губернаторы, объявляя о своем согласии передать конституцию на рассмотрение земель, одновременно опубликуют Оккупационный статус, который будет содержать эти принципы в их окончательной форме. Он послужит тому, чтобы население земель осознало, что принимает конституцию в рамках Оккупационного статуса.
Приложение к документу № III
Уполномоченные военных губернаторов будут готовы оказывать консультации и поддержку премьер-министрам и Конституционному собранию по всем вопросам, которые они хотят поставить на повестку дня.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1642;