Процесс заключения Мюнхенского соглашения
(Из книги У. Ширера «Взлет и падение Третьего рейха»)
Уильям Лоуренс Ширер (1904-1993 гг.) – американский журналист, историк. В 1930-е годы жил в Берлине, где работал в качестве сотрудника телеграфного агентства «Universal News Service», радиостанции CBS.
В 1940 г. вернулся в США, в связи с усилившейся цензурой и помехами его работе, а уже в следующем году опубликовал первую часть своего получившего известность «Берлинского дневника». В 1945-1946 гг. работал на Нюрнбергском процессе.
У. Ширер опубликовал целый ряд книг по истории Второй мировой войны и предшествующего ей периода, самой известной из которых стала «Взлёт и падение Третьего рейха», изданная в 1960 г., а впоследствии неоднократно переиздававшаяся и дописывавшаяся. В ней он широко использовал как документы нацистской Германии, так и свои собственные воспоминания.
…Во втором часу ночи 30 сентября Гитлер, Чемберлен, Муссолини и Даладье (именно в таком порядке) поставили свои подписи под Мюнхенским соглашением, позволявшим немецкой армии вступить на территорию Чехословакии 1 октября, как и обещал Гитлер, и закончить оккупацию Судетской области к 10 октября…
Я помню этот роковой вечер – победный блеск в глазах Гитлера, спускавшегося после встречи по широким ступенькам Фюрерхауса, напыщенность Муссолини, одетого в сшитую по специальному заказу форму, позевывание Чемберлена и его состояние блаженной сонливости по возвращении в отель «Регина Палас». В тот вечер я записал в своем дневнике:
«Даладье казался сломленным и подавленным. Он заехал в "Регину", чтобы попрощаться с Чемберленом... Кто-то спросил, вернее, начал спрашивать: "Месье президент, вы удовлетворены соглашением?" Он обернулся, словно хотел что-то ответить, но был слишком утомлен и подавлен, чтобы говорить, и предпочел уйти молча...»…
Чемберлен вернулся в Лондон, а Даладье – в Париж с триумфом. Размахивая заявлением, которое он подписал совместно с Гитлером, ликующий премьер-министр приветствовал толпу, запрудившую Даунинг-стрит. Выслушав возгласы «Да здравствует старый добрый Невилл!» и песню «Потому что он веселый парень», Чемберлен, улыбаясь, произнес несколько слов из окна второго этажа дома номер десять: «Друзья мои! Во второй раз в нашей истории сюда, на Даунинг-стрит, из Германии прибывает почетный мир. Я верю, что мы будем жить в мире»…
В Праге настроение было, естественно, совсем иным. В 6.20 утра 30 сентября германский поверенный в делах поднял с постели чешского министра иностранных дел доктора Крофту, вручил ему текст Мюнхенского соглашения и сообщил, что правительству Чехословакии надлежит к пяти вечера того же дня прислать в Берлин двух представителей на первое заседание «международной комиссии» по надзору за исполнением соглашения. У президента Бенеша, который все утро совещался во дворце Градчаны с политическим и военным руководством, не оставалось другого выхода, кроме как подчиниться…
…Раздробленной и беззащитной стране по наущению Берлина надлежало создать пронемецкое правительство явно фашистского толка. Стало очевидно, что впредь существование Чехословакии будет всецело зависеть от вождя Третьего рейха.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 616;