О ЖЕРТВЕ И ЧУВСТВЕ ДОЛГА 2 страница
Сокровенная стезя ведет к Отречению и потому именуется Стезею Скорби.
Она приводит Архата к неизреченной душевной печали, печали за "живого мертвеца", и бессильной жалости к страдающему человечеству, подлежащему всем бедствиям кармы; ибо Мудрые знают, что плоды кармы не могут быть устранимы.
В Писании сказано: "Научай не создавать новых причин; но волне последствий, подобно великой волне прилива, ты не должен ставить преград, дабы завершился ее естественный бег".
Явная стезя, лишь только достигнута ее цель, принудит тебя покинуть тело Бодхисаттвы и вступить в трижды блаженное состояние Дхармакайа, которое влечет за собой вечное забвение мира и людей.
И тайная стезя приводит к блаженству Паранирваны, но в конце неисчислимых веков3 Нирваны заслуженной и утраченной из безграничной жалости к миру заблуждающихся смертных.
Но в Писании сказано: "Последний да будет величайшим". Учитель Совершенства отрекся от себя ради спасения мира, остановившись у порога Нирваны - состояния Непорочности.
Отныне ты обладаешь знанием и первого и второго Пути. Час выбора пробьет и для твоей дерзающей души, когда пройдешь ты седьмые Врата и достигнешь цели. Ум твой чист. Он не смутит тебя обманчивыми мечтами, ибо ты все познал. Разоблаченная Истина стоит пред тобою и, строго взирая на тебя, говорит:
"Сладостны плоды покоя и освобождения во имя свое, но еще сладостней плоды непрестанного и горького долга, плоды отречения во имя других, во имя страдающих ближних".
Тот, кто становится Пратьека Буддха преклоняется только пред своим я. Бодхисаттва, одержавший победу и овладевший наградой, но изрекающий в божественном сострадании своем: "Для блага других я отрекаюсь от великого воздаяния", - тот Бодхисаттва совершает величайшее Отречение. Спасителем Мира нарекается Он" (Е. П. Блаватская. Голос Безмолвия).
1 Бодхисаттва - отрекшийся и пожертвовавший собою ради страждущего человечества Архат.
2 Дхармакайа - сознание, слившееся с Мировым Сознанием. Это состояние прекращает всякую связь с земным миром.
3 В конце Кальпы, которая равна ста годам Брахмы, или 311 040 000 000 000 земных лет.
4 Имя Пратьека Буддха носят те Бодхисаттвы, которые стремятся к состоянию Дхармакайа в целом ряде жизней. Не заботясь о страданиях человечества и думая только о своем собственном блаженстве, они вступают в Нирвану и теряются для людей.
Как ничтожны и малы приносимые нами во имя своего ближнего жертвы в сравнении с этими грандиозными, величественными, продолжающимися миллионы веков жертвами самоотречения Старших Братьев человечества, приносимыми Ими во имя нашего блага и спасения!
Говоря о жертве вообще, возможно ли обойти молчанием Великую Жертву Христа, тем более что она людьми неправильно понимается и неверно толкуется? В представлении подавляющего большинства христиан Жертва Христа состояла в том, что, взяв на себя бремя наших грехов, Христос освободил нас от последствий их, на все времена - прошедшие и будущие, и тем открыл нам вход в Царствие Божие; нужно принять принесенную Христом Жертву и верить Христу, так как дело спасения человека этим осуществляется.
Такой упрощенный взгляд на Жертву Христа породил много печальных последствий. Это послужило причиной тому, что в сознании христиан мало-помалу зародилась и окрепла уверенность в своей избранности, в превосходстве христианства над всеми другими верованиями, что, в свою очередь, породило непримиримую нетерпимость ко всем иначе верующим и вызвало к жизни сектантство, с его стремлением к обособлению и непременному желанию быть избранными из избранных. Современный ортодоксальный христианин, так же как в средние века, не допускает даже мысли, что может спастись человек, не знающий о Христе и живущий не по христианскому, а по другому Учению.
Истинное объяснение Жертве Христа находим все в том же кладезе восточной мудрости. Данные из Высокого Источника Криптограммы Востока содержат легенду о Люцифере, помещенную в первой части настоящего труда, проливающую свет на этот затемненный вопрос. Из этой легенды мы видим, что восстание Люцифера дало миру Христа. Христос явился на землю, чтобы парализовать зло, причиненное нашей планете и ее обитателям Князем мира сего Люцифером, превратившимся из Люцифера, Носителя Света, в Сатану, Князя тьмы. Апостол Иоанн в своем Первом послании (3: 8) говорит "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола".
Вершителям судеб человечества было видно, что Князь мира сего направляет планету и ее обитателей к гибели. Необходимо было противопоставить неправильному решению и темной воле правильное решение и светлую волю. Необходимо было вывести планету из того обособленного состояния, в которое ее ввел Люцифер, и вернуть ее в общее русло всей жизни в Космосе. Борьба, которая происходила на этом поприще между Силами Света и силами тьмы, требовала великой жертвы, ибо только в добровольной жертве заключается та великая оккультная сила, которая могла не только противостоять, но и разрушить причиняемое Земле бедствие. Эта жертва была решена в Высших Сферах и предсказана человечеству тысячелетия тому назад, и когда наступил срок, то, как нам известно, эту жертву взял на себя Христос.
Крестная Жертва Христа имела великое значение не только для земного человечества, но и для обитателей других планов и миров. Этой Жертвой был нанесен сокрушительный удар всему темному воинству и была поколеблена твердыня зла в самом ее основании. Этой Жертвой была явлена возможность всем обитателям планеты избегнуть гибели, уготованной нам Князем мира сего, дана возможность спастись и достигнуть Царствия Божия. Христос самоотверженным подвигом своим еще раз указал путь и доступ в Царствие Божие всем, но войти туда мы можем лишь благодаря собственным усилиям и своим заслугам, но ни в коем случае не благодаря заслугам Христа. В мироздании нет такого порядка, чтобы свои ступени эволюции можно было проходить на плечах другого. Высшие Силы дают нам возможности, при нашем устремлении помогают нам, но входить мы должны своими ногами и достигать всего своими руками, иначе говоря, своими усилиями.
Таким образом, мы видим, что Жертва Христа имеет великое мировое значение, что Христос является Спасителем всего мира, а не только своих последователей христиан, ибо всем явлена возможность спасения. Лишь в узком представлении последователей Христа Жертва Его истолкована в свою пользу как выгодная привилегия, дающая облегченный вход в Царствие Божие.
Но Князь мира сего еще силен. Удар, нанесенный Христом, хотя поколебал его твердыню, но не опрокинул. Великие Силы Света все время ведут с ним упорную борьбу, и в переживаемое нами время эта борьба, которая в христианской Библии названа Армагеддоном, достигла в Тонком Мире небывалого напряжения и размеров, отражаясь в нашем физическом мире всем тем расстройством нашей жизни, которое мы переживаем. В Откровении св. Иоанна (12: 12) говорится: "Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени!" Именно сроки подошли, и ему немного остается времени. Великий Воитель Михаил, как говорится дальше в Откровении, победит дракона, змия древнего.
Подвиг Христа останется в летописях мира и в хронике Акаши' навсегда как образец величайшей жертвы и величайшего самоотречения во имя сострадания и любви к погибавшему человечеству. Нам неизвестны все причины, вызвавшие надобность в Жертве Христа, точно так же неизвестны и все следствия, достигнутые этой Жертвой. Жертва Христа чтится во всех мирах и на всех планах бытия. Вот что говорит о Жертве Спасителя Мира, Христа, Новое Откровение:
"Прекрасно, что вы почитаете дни Великой Жертвы. Пусть каждое сердце человеческое почерпнет силы для подвига из Чаши Спасителя. Не будем как дикари, враждебные друг другу. Должно окончиться время распятий и убийств! Слышите ли, нужны исповедники Истины, хотящие крещения огненного. Пусть замолкнет злоба, хотя бы во дни великих страданий, когда была испита Чаша за весь Мир! Можете понять, что едина середина всего Сущего. Не может быть двух сосредоточий вращения, и безумны те, кто не принимают величия Беспредельности; такою мерою измеряется Жертва Несказуемая. Когда в природе земной поспешала Жертва принятия всех переявлений всего Мира, нет слов на языках человеческих описать причины этого священного геройства. Можно собрать все слова превысшие, но лишь сердце, в трепете устремления, поймет славную красоту. Не дозволяйте, хотя бы по невежеству, злословить и кощунствовать. Каждый кощунствующий погружает себя во тьму безумия. Так учите утверждать спасение духа, чтобы ничто темное не коснулось во дни Огненной Чаши" (Мир Огненный, ч. 1, § 584). Вот что говорит о жертве Бхагавад-Гита: "Тот, кто утратил желания и освободился, чьи мысли покоятся в мудрости, кто совершает действия как жертву, - все деяния того растворятся бесследно.
' Все события, происходящие на земном плане, отпечатываются в тонкой материи высшего плана и остаются, как снимки с происходящих событий, навсегда
Некоторые йоги приносят в жертву Светозарным; другие приносят жертву лишь в огне Брахмана.
Некоторые предают слух и остальные чувства в жертву огням обуздания; другие приносят звук и другие предметы чувств в жертву огням, сжигающим чувственность.
Еще другие в зажженный мудростью огонь слияния, достигнутый самообузданием, ввергают как жертву все деятельности чувств и все жизненные отправления.
Иные отшельники и люди суровых обетов приносят в жертву все, что имеют, другие - свои подвиги йоги, углубленного чтения и мудрости.
Другие выдыхание жертвуют вдыханию и вдыхание - выдыханию, сдерживая течение вдыханий и выдыханий и отдавшись пранаяме.
Другие, воздержанные в пище, жертвуют свое жизненное дыхание дыханию жизни. Все они обладают совершенным знанием жертвы и жертвою освободились от греха.
Питающиеся жизнь дающими остатками от жертвоприношения, соединяются с неизменным Брахманом. Не для того этот мир, кто не жертвует, тем более не для него мир иной, о лучший из Куру!
Многочисленны и разнообразны жертвы, воздаваемые пред лицом Брахмана; знай, что все они рождены от действия; познав это, ты будешь свободен.
Лучше всяких внешних жертв - жертва мудрости, о Парантапа! В мудрости, о Партха, все действия завершаются в своей целости.
Познай это послушанием, пытливостью и служением. Мудрецы и ясновидцы, проникшие в суть вещей, посвятят тебя в мудрость.
И познав это, ты больше не впадешь в такое смятение, о Пандава, ибо ты узришь все существа, без исключения, в Едином и таким образом во Мне.
И если ты даже величайший из грешников, на ладье мудрости ты все же переплывешь пучину греха.
Как огонь, превращающий в пепел топливо, так и огонь мудрости сжигает все деяния дотла.
В мире нет лучшего горнила, чем мудрость; кто совершенен в йоге, тот в свое время находит ее в высшем я.
Исполненный веры обретает мудрость, обретает ее также и владеющий чувствами своими, достигнув же мудрости, он быстро достигает Неизреченного Мира.
Но невежественный, лишенный веры, в себе сомневающийся, идет к уничтожению; для сомневающегося нет ни этого, ни иного мира, ни счастья" (Бхагавад-Гита, гл. 4).
Из этих поучений Аватара - Шри Кришны - видим, как многообразны могут быть жертвы человека высшего сознания. В жертву может быть обращено решительно все: от всех своих чувств до всех своих действий. Необходимо лишь сознательное отношение к идее жертвы и благоговейное отношение к акту жертвы. В выборе своего жертвоприношения человек высшего сознания не ограничен ничем, но какого бы вида жертвы человек ни приносил Высшему Началу, они нужны нам, но не Господу. В этом весь смысл всякой жертвы.
Если жертва, в высшем значении этого слова, есть самопожертвование, или отдавание себя на служение во имя эволюции и общего блага, то долг, как низший аспект жертвы, есть взятие на себя обязанности по отношению к чему-нибудь или кому-нибудь. Но обязанности человека бесконечно разнообразны, так же как бесконечно разнообразна человеческая деятельность, которая находится в прямом соответствии с общим развитием человека, с его положением, состоянием, верованием, эпохой, расой, национальностью, возрастом, климатом, местожительством и т.д.
Поэтому формулировать точно, что такое долг, ввиду отвлеченности этого понятия, невозможно. Долг одного не может быть долгом другого. То, что для одного долг, то для другого может быть нарушением долга. Долг ветеринара, который лечит животное, и долг мясника, который убивает то же животное, диаметрально противоположны, между тем и один и другой делают то дело, на которое они поставлены. Долг торговца, который имеет своим девизом: "Не обманешь - не продашь", будет нарушением долга честного торговца, который считает своею обязанностью быть к покупателю добросовестным.
Так как всякий долг выражается в том или ином действии, а всякое действие может быть хорошо или дурно, то всякое хорошее действие, которое полезно другому, которое возвышает и облагораживает человека и приближает его к Высшему Началу, будет нашим долгом, и наоборот, всякое действие, которое вредно, которое унижает человека и отдаляет его от Бога, будет нарушением долга. В общем идея долга прекрасно выражена в изречении Христа: "Не делай другому того, чего себе не желаешь" (Матф., 7: 12).
Так как мы находимся под действием закона причин и следствий, то то или иное положение, в которое в течение жизни мы бываем поставлены, есть следствие причин, созданных нами в предыдущих жизнях, которые, в свою очередь, есть результат интеллектуального и морального развития человека. Закон кармы неизменно ставит человека на ту ступень лестницы развития, до которой человек своими усилиями добрался, на то место в общей жизни человечества, какое человек по своим способностям может занимать, в такое положение и в такие условия, которые будут наиболее полезны и для человека, и для того дела, на которое он поставлен.
Таким образом, то, что мы называем долгом, не есть нечто неизменное, вечное, но это понятие меняющееся и растущее. Долг человека, находящегося на низкой ступени развития, часто бывает нарушением долга человека высшего развития, но на всех ступенях его развития постоянным и неизменным остается принцип долга. Долг каждого человека находится в прямом соответствии с той ступенью, которую каждый человек занимает на общей лестнице человеческого развития, и понятия его долга прогрессируют вместе с развитием человека.
Поэтому долг людей, находящихся на одной и той же ступени развития, будет более или менее одинаков, но не вполне, ибо и здесь должны быть приняты во внимание и окружающие нас условия, и способности человека, и его состояние, и много других условий. Но есть долг обязательный для всех людей, который состоит в исполнении данных человечеству Великими Учителями великих заповедей и заветов, определяющих обязанности человека к человеку и человека к Богу.
Но жизнь человеческая, в особенности в наше время, настолько сложна, так Многообразна, что невозможно предусмотреть всех тех положений и случаев, которые жизнь предоставляет человеку для разрешения. Мы часто сталкиваемся с целым комплексом разнообразных обязанностей, из которых каждая направляет нас в иную сторону, и нужно развитое сознание, чтобы правильно определить свой долг и не наделать ошибок, которые явятся преградой для дальнейшего развития человека. Нетрудно выполнить ясный и простой долг, но весьма трудно разобраться в сложных обстоятельствах, когда развившаяся самость рабство привычек считает своим долгом, когда желания низшей природы заслоняют нам кругозор, затуманивают наш разум, и мы не можем установить: идем ли мы по пути желаний нашей низшей природы или исполняем свой долг, следуя велениям высшей? Не может быть дано указаний, как человеку надлежит поступать, но в каждом случае он должен сам определить и свой долг, и свою ответственность за нарушение долга.
Мы живем в мире причин и следствий, где нет ничего случайного, но все предусмотрено. Поэтому нет ни одного человека, с которым нам пришлось столкнуться, по отношению к которому у нас не возникло бы никаких обязательств. Наши обязательства вытекают из наших взаимоотношений. У нас есть обязательство, или долг, по отношению к выше нас стоящим, равным и ниже нас стоящим. Так как закон жизни есть отдавание, то, чтобы не создавать кармы, мы всем должны что-нибудь давать. Выше нас стоящим мы должны давать свои чувства почитания, преданности, любви и повиновения; по отношению к равным мы должны проявлять доброжелательство, сотрудничество, помощь, участие. Мы должны давать другим не то, что нам не нужно, но то, что нужно другим, не то, в чем мы имеем избыток, но то, в чем другие имеют недостаток. Ниже нас стоящим мы должны оказывать покровительство и защиту, проявлять сострадание и доброту.
Но не нужно думать, что наш долг ограничивается лишь обязанностями по отношению к Высшим Существам и к людям. У нас есть долг по отношению к нашим младшим братьям - животным, растительному царству и даже вещам. По отношению к животным мы должны прекратить, первым делом, жестокое обращение с ними. Если животные не могут человеческим языком говорить, это не значит, что они не понимают и не чувствуют жестокого обращения с ними. Мы должны прекратить убийство животных для своего питания, мы должны заботиться и кормить тех животных, которые находятся на нашем попечении, ибо, питая нескольких животных, мы питаем Господа в Его животных творениях, и тем поддерживается весь животный мир. По отношению к растительному царству мы должны придерживаться тех же правил: заботиться и поддерживать жизнь тех растений, которые находятся на нашем попечении, не уничтожать и не истреблять без надобности ничего, что растет, ибо все растущее живет и все живущее чувствует.
Поэтому долг всякого человека делать не как-нибудь, но наилучшим образом то дело, на которое он поставлен. Долг правителя, священнослужителя, воина, строителя ничуть не выше долга скромного ремесленника, землепашца или обыкновенного семьянина. Нет такой низкой работы, которая могла бы унизить человека. Если человек вынужден исполнять только малые роли, то это верный признак того, что для выполнения более высоких и ответственных ролей он еще не подготовлен, но если свои малые роли он всегда будет выполнять со всем доступным ему усердием, то этим он подготовится к выполнению высших. Наилучшим выполнением своего очередного долга человек наибыстрейшим образом подвигается в своей эволюции.
Всякая жизнь дается человеку для приобретения известного опыта, но если человек был ленив и опыта не приобрел, то он может десятки раз возвращаться в одни и те же условия, пока данный урок жизни не будет выучен. Если человек, будучи сильным мира сего, был несправедлив и притеснял малых, то, после воплощения царем, он может очутиться в положении чернорабочего. Закон кармы поставит его в такие условия, что он на собственном опыте познает необходимость справедливости ко всем, и в особенности к таким, которых легко обидеть. Законы эволюции мудро ведут человека через всевозможные условия, через все состояния и положения, чтобы, приобретя полный опыт жизни и достигнув совершенства, человек был годен для любой роли и был велик на любом месте.
Область долга безгранична. Долг обнимает и заполняет собою всю жизнь человека. Начиная с рождения и до самой смерти вся жизнь человека есть непрерывное выполнение всевозможного вида долгов. Первый долг, с которым человек знакомится в самом начале своей жизни, есть долг по отношению к своим родителям. Позднее к этому прибавляется долг по отношению к своим воспитателям, школьным товарищам, прислуге, животным, вещам и т.д. В более зрелом возрасте, когда человек обзаводится семьей, возникает долг по отношению к жене, детям, родственникам, старшим, своей стране, народу, государству и, как венец всего, долг по отношению к Богу.
Первые уроки долга человек получает в семье, а затем в школе. Если с малых лет человеку не привито сознание долга, то тяжка будет жизнь такого человека в дальнейшем. Суровыми уроками жизни он в конце концов будет приведен к сознанию необходимости выполнения своего долга, но сколько лишних страданий придется ему для этого перенести! Прекрасной школой, воспитывающей в человеке правильное понимание своего долга, всегда были и есть армия, флот и другие организации, которые ставят человека в опасные и ответственные положения.
История человечества полна описаний высоких образцов выполнения своего долга людьми на всех поприщах жизни. Кому не известны трогательные случаи, когда матросы тонущего корабля, посадив в спасательные лодки пассажиров, сами с сознанием исполненного долга отправлялись на дно океана. Классическим образцом выполнения своего долга останется подвиг римского воина в Помпее, во время извержения Везувия. Небо и земля содрогались, все рушилось, все бежало, но его мужество не поколебалось, он остался на своем посту, задохнулся в дыму и был засыпан пеплом из Везувия. История не сохранила его имени, но память о нем жива до сих пор. Его шлем и копье, найденные при раскопках Помпеи, хранятся в музее как напоминание о высоком выполнении мужественным человеком своего долга.
Но нам незачем забираться в глубь веков, чтобы найти классические примеры выполнения человеком своего долга. Они всегда были и всегда есть. Жизнь человеческая так сложна, так многогранна, что всегда в ней можно найти рядом с высоким выполнением своего долга позорное нарушение долга, рядом с доблестью, мужеством и самопожертвованием черствый эгоизм, бессердечие и полное отсутствие сострадания и любви к своему ближнему, как в нижеприведенном случае, который в наше время имел место в одном из государств севера Европы.
Бедная женщина с малолетними детьми просилась на ночлег. Она обошла все селение, но так как никто не дал ей и ее детям приюта в холодную зимнюю ночь, то она устроилась на ночлег под стенами здания на окраине селения. Ночью на нее напали голодные волки. Надо полагать, что у бедной женщины, кроме кулаков, не было никакого другого оружия, но тем не менее она бросилась на волков и защитила своих детей. Поутру обитатели селения нашли мирно спящих под стенами здания детей и обглоданные волками останки их мужественной матери. Ее доблесть и мужество ничуть не ниже доблести и мужества римского воина. Красота подвига римского воина произошла на фоне разъяренных стихий природы, красота подвига бедной женщины - на фоне человеческого бессердечия и эгоизма и позорного нарушения людьми своего долга.
Основная идея долга, как уже сказано, состоит в том, чтобы делать то дело, на которое человек поставлен или выполнение которого он взял на себя добровольно. Поэтому человек не имеет права входить в рассуждения о том, насколько обязанности его соответствуют или не соответствуют его взглядам и воззрениям, ибо выполнение именно этих обязанностей создано самим человеком его прежними устремлениями. Как бы тяжка ни казалась человеку выпавшая на его долю обязанность, он должен выполнять ее со всей доступной ему добросовестностью. Нет греха в выполнении хотя бы самой тяжкой обязанности. Человек не создает кармы, выполняя свой долг, если он, при выполнении его, не преследует никаких личных интересов, если свободен от стремления к личной выгоде и от ожидания награды. Грех заключается в отказе от выполнения своего долга. Карма создается, если, выполняя свой долг, человек преследует личные интересы.
Поэтому глубоко не правы те непросвещенные истинным знанием люди, которые, будучи призваны в войска, отказываются брать оружие в руки под тем предлогом, что это не согласуется с их религиозными воззрениями. Под такой мантией благородства, мнимого сострадания к людям и возвышенного понимания своего долга скрывается невежество и трусость, ибо отказывающийся брать оружие в руки понимает, что взявший меч от меча может погибнуть; скрывается желание уклониться от выполнения своего долга. Между тем защита своей родины от врагов всегда у всех народов считалась самой священной обязанностью, и уклонение от такой обязанности всегда считалось самым позорным и недостойным поступком.
Конечно, тяжка необходимость лишать жизни даже врага. Но не менее тяжка обязанность судьи, который выносит смертный приговор преступнику; правителя, который этот приговор утверждает; исполнительной власти, которая этот приговор приводит в исполнение. Все эти тяжкие необходимости есть результат несовершенного состояния человечества. Пока существуют преступники, пока человечество возникающие конфликты разрешает оружием, до тех пор будут существовать вытекающие из этих условий обязанности, которые должны быть кем-то выполнены.
Цитируемая несколько раз в настоящей главе Бхагавад-Гита, или Песня Господня, эта бесценная жемчужина Востока, равной которой нет, есть в сущности поучение воину перед боем. В ней так ясно изложены обязанности человека и долг воина, что должно замолкнуть все убогое человеческое измышление, связанное с выполнением воином своего долга. Появление Бхагавад-Гиты вызвано тем, что любимый ученик Кришны, царевич Арджуна, предводительствуя войском и увидя на противоположной стороне мощную рать, в которой было много его друзей и родных, заколебался и стал выискивать поводы, чтобы уклониться от боя.
Господь говорит ему: "Откуда напало на тебя в минуту опасности это позорное, недостойное арийца отчаяние, закрывающее небо и не ведущее к славе, о Арджуна?
Не поддавайся слабости, о Партха! Она не для тебя. Стряхнув презренное малодушие, воспрянь, Парантапа!"
"Но если ты не вступишь в этот праведный бой, отвергнув свою Дхарму и свою честь, ты примешь на себя грех.
И люди поведают о твоем бесчестии, а для почитаемого позор хуже смерти.
Великие предводители на колесницах подумают, что страх заставил тебя бежать с поля сражения, и ты, которого они так высоко чтили, станешь презренным для них.
Много недостойных слов скажут твои враги, клевеща на твою силу. Что может быть мучительнее?
Убитый, ты обретешь небо; победитель, ты насладишься землею. Восстань же, о Каунтея, и решайся сражаться!
Признав равными радость и скорбь, достижение и неудачу, победу и поражение, вступи в битву; так ты избегнешь греха".
"Человек не достигнет свободы отречением от действия и одним отречением не поднимется до совершенства.
Никто, даже на один миг, не может остаться истинно бездействующим, ибо все беспомощно влекутся к действию свойствами, от природы исходящими".
"Выполняй же праведные действия, ибо действие лучше бездействия; при бездействии невозможно даже поддержать собственного тела.
Мир скован действием, если оно совершается не ради жертвы; ради жертвы выполняй и ты свои действия, свободный от привязанности, о сын Кунти".
"Человек достигает совершенства, исполняя свой долг с усердием. Услышь, как достигает совершенства тот, кто с усердием отдается совершенному выполнению своего долга.
Выражая выполнением своего долга поклонение Тому, от Кого исходят все творения и Кем все проникнуто, человек достигает совершенства".
"Лучше исполнять свой собственный долг, хотя бы и самый скромный, чем в совершенстве выполнять долг другого. Исполняя долг, вытекающий из его собственной природы, человек не совершает греха".
"Погрузившись в себялюбие, ты думаешь: "Не буду сражаться", но тщетно твое решение: природа принудит тебя.
О Сын Кунти! Связанный твоим собственным долгом, созданным твоей собственной природой, ты будешь беспомощно совершать именно то, чего в самообмане своем не хочешь делать.
Господь пребывает в сердцах всех существ, о Арджуна; силою Своей Майи Он заставляет все существа непрерывно вращаться, как на колесе гончара".
"Ищи у Него прибежища всем существом твоим, о Бхарата; Его милостью ты достигнешь высочайшего мира, непреходящей обители".
В заключение главы о долге трогательный пример выполнения своего долга по отношению к животному, приведенный в индусском священном писании Махабхарата.
"Царь Юдхиштхира вынужден был сказать ложь, результатом которой была смерть его соперника Дроны, бывшего ранее наставником и Гуру Юдхиштхиры.
Годы идут, а горечь воспоминания о произнесенной лжи остается. Убийство наставника, вследствие сказанной неправды, глубоко угнетает царя. Он никогда не мог оправиться от последствий совершенного им поступка. Его покой вечно нарушается мыслью: "Я убил своего Гуру". Горе и стыд делают свое дело, а мучения совести очищают эту благородную душу от ее последней слабости.
Кончен великий путь. Когда братья его и жена умирают, ни одного слова жалобы не вырывается у Юдхиштхиры по поводу смерти любимых; он готов уже подняться на небо. Подле него единственное живое существо, которое сопровождает его во всех странствиях, - это его верный пес.
С тех пор как Юдхиштхира покинул столицу, это был единственный товарищ, который сохранил до смерти любовь к нему. И вот перед ним появляется Всемогущий Бог Индра. "Время твое настало, войди в мою небесную колесницу и в теле своем подымись на небо, ты приобрел право пребывать и царить там". Пойдет ли он на зов Бога? Он отвечает: "Здесь моя собака, она доверилась мне, я не могу ее покинуть: я должен взять ее с собою". Бог отвечает ему: "Животным нет места в небесах, собаки нечисты, им нельзя быть там. Ты покинул мертвых братьев и жену, почему же теперь ты остаешься с собакой своей?" - "Они умерли, - отвечает Юдхиштхира, - живые ничего не могут сделать для мертвых, а это существо еще живо, оно искало моего покровительства, и я не оставлю его". - "Не будь безумным, - говорит Бог, - оставь здесь пса твоего". Но Юдхиштхира упорно стоит на своем, в нем достаточно твердости, чтобы противостоять Богу и остаться верным бедному животному, которое отдало ему свою любовь. Если ему нельзя взять с собой собаку, он останется на земле и исполнит свой долг. Этот урок он выучил во время своего падения. Это результат воздействия Шри Кришны на его эволюцию.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 470;