Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. «Дурак» и «интеллектуал» сообщают о разломе в личности Пола
ОБРАЗ ТЕЛА
«Дурак» и «интеллектуал» сообщают о разломе в личности Пола. Он был интеллигентным молодым человеком, образованным и начитанным. И тем не менее он представлялся придурковатым. В социальных ситуациях он был робок, боязлив и неловок. Он не знал, что сказать девушке. Несмотря на тонкий ум, он был эмоционально изуродован, как ступни человечка на его рисунке. Две телесных характеристики определяли дурака. У него была «бесцветная» ухмылка, которую он постоянно сохранял на лице, несмотря на слова о том, что его человечек «пытается сказать, что он не злой». Физически он производил впечатление неловкого и плохо координирующего движения человека. Неуклюжесть его тела сильно контрастировала с быстротой ума. Понятно, что он отвергал свое тело, как «придурка» и до того, как пришел на терапию, никогда не занимался какими-нибудь видами физической активности или спортом.
Пол бесстрастно взглянул на свое тело во время переживания под воздействием марихуаны. По его словам, это его ужаснуло. Это был тот же эффект, который дает ЛСД или другие галлюциногенные наркотические вещества, отрывающие ум от тела, так, что человек словно смотрит на себя самого со стороны. То, что он видит, часто проясняет восприятие телесных отклонений. «Мои глаза стали очень живыми, возбужденными, но не напряженными. Я отчетливо видел вещи. Кроме того, я очень многое почувствовал. Я сидел на стуле, который, казалось, не стоял на полу. Я чувствовал, будто парю над землей. Мне показалось, что я вижу паттерн напряжения моего тела: обруч напряжения вокруг головы, через грудь, вниз по ногам и вокруг подмышек. Руки были оторваны от тела. Как будто на мне была смирительная рубашка без рукавов. Левая нога казалась короче, чем правая. [Обратите внимание на различие между ногами на рисунке]. Я без усилий играл на фортепьяно. Я переживал невероятную тоску и еще чувствовал, что не могу ничего сделать. Это было
разрывающее чувство, разрушившее позитивное отношение к фортепьяно, я относился к нему очень отрицательно. Но я понимал, что это не от моей игры. Я был вне себя самого, наблюдал свои действия. Я ощущал, что в комнате, кроме меня и моих друзей есть кто-то еще. Я чувствовал, что в меня вселился дьявол, мефистофельская сила обрела надо мной власть и управляет мной. Мне казалось, что я играю безупречно, и что если я сделаю ошибку, то сделаю ее умышленно, то есть если захочу. Переживание было в основном неудовлетворяющим. Оно кончилось головной болью и очень сильной сонливостью и вялостью».
Потрясает совпадение фигуры на рисунке с тем, как Пол воспринимал себя под воздействием наркотика. Он сознавал, что его руки «оторваны», что они болтаются, ноги были разного размера, а тело будто упаковано в смирительную рубашку — все это отчетливо видно на его рисунке. Импотенция, которую он чувствовал в теле, тоже отражена в фигуре простака или клоуна. Ощущение силы переживалось им, как нечто, диссоциированное с его телом, нечто привнесенное извне.
На Пола произвела впечатление сила духа. Она казалась всемогущей, в противоположность его чувству, что тело связано смирительной рубашкой. Играя, он чувствовал себя во власти духа. Позже он понял, что эта сила была внутри него самого, и что если он владеет духом, а не находится под его властью, то может достичь значительных вещей.
По мере того, как Пол увеличивал чувствование своего тела, маска клоуна рассыпалась. Он представал печальным молодым человеком, осознавшим, что он несчастен, но всерьез хотевшим жить и получать удовольствие.
Дух шизоида заключен в ловушку замороженного тела. Пока он мечтает о личностном совершенстве, его энергии не хватает на удовольствие. Она скована хроническими мышечными напряжениями, его дух заперт вытесненными чувствами. Часть терапевтической задачи — помочь пациенту освободиться от ограничива-
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ющих напряжений, причем сюда входит еще и задача помочь ему раскрыть свои вытесненные чувства и «схватиться» с ними. Для этого необходимо путешествие «под землю» (в бессознательное) и борьба с демонами (его вытесненными чувствами), чтобы отбить ту «силу», которая и есть жизнь.
------------ КУКЛА
Еще одно типичное искажение нормального образа тела видно на рисунке, изображающем тело человека похожим на куклу. В физическом внешнем виде нередко есть нечто куклоподобное, особенно часто это можно наблюдать у женщин. В этих случаях можно предположить, что некая кукольность свойственна и их личности. Мэри являет собой пример такой женщины. Кукольность отчетливо проступает в ее рисунке своего тела. Лучше всего эту пациентку можно описать, назвав малышкой. Она была пяти футов ростом и весила около ста фунтов. Тело ее выглядело юным, почти детским, несмотря на то, что ей было 33 года. Она произвела на меня впечатление так называемой женщины-ребенка, незрелой и недостаточно развитой физически. С точки зрения структуры, тело ее было стройным и по-юношески пропорционально сложенным. Функционально оно было ригидным. У Мэри была бледная, сухая кожа, которая выглядела неживой. Лицо не имело выражения, глаза часто становились пустыми, теряли фокусировку и чувство. Тем не менее, в ней было нечто соблазнительное и привлекательное.
Каким был ее образ тела? Как она относилась к нему? Женские и мужская фигурки на ее рисунках (рисунок 9 и рисунок 10), наряду с ее собственным комментарием, предоставляют следующую информацию.
I
Рисунок 9
ОБРАЗ ТЕЛА
Тот факт, что она спонтанно нарисовала три женские фигуры, указывает на представление, что женское тело важнее. На рисунке отражены три разлома ее личности. Фигурка, нарисованная в фас, скорее напоминает мальчика или ребенка, у нее практически нет рук, ног и отсутствуют черты, указывающие на половую принадлежность. Средняя фигурка — матрона, голова которой отделена от тела, отражает женский аспект Мэри, однако, образ тела здесь не интегрирован. Нижняя фигурка изображает только голову, выражение лица которой можно назвать искушенным, она представляет собой диссоциированное эго.
Все рисунки стилизованы, что говорит о слабом понятии человеческого тела. Фигуры выглядят нереальными и бесчувственными. Вот что сказала о них сама Мэри: «Они кажутся маленькими, как я. Все мои женщины очень «подогнаны» к тому, как мне бы хотелось их видеть на самом деле».
Фигура на рисунке 10 — концепция мужского тела. После того, как Мэри закончила ее рисовать, она заметила: «Я инстинктивно не хочу рисовать пенис у мужчины. Я не нарисовала кисти или руки. Я не хочу изображать руки, которые выглядели бы, как руки. Нет бедер и нет пола. Так хорошо выглядит. Лицо и голова мальчишеские. Именно так мне бы хотелось выглядеть — как гомосексуал. Они мне обычно нравятся. У него [мужчины на рисунке] нет чувств; он интеллектуален и обладает вкусом».
Когда я попросил Мэри описать, какие чувства она испытывает к рукам, она ответила: «Руки, как когти, особенно, когда пальцы длинные, заостренные и красноватые, как у моей матери». Затем она добавила: «Я ужасно боюсь кошек. Мне кажется, что кошка вспрыгнет на меня и зацарапает до смерти. Когда я смотрю им в глаза, у меня леденеет кровь».
Очевидно, что Мэри идентифицировала свою мать с кошкой, и что страх перед кошками отражал страх перед матерью. Отождествление матери с кошкой предпола-
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
I
ОБРАЗ ТЕЛА
гало для Мэри игру в кошки-мышки, в которой моя пациентка чувствовала себя беспомощным объектом, которым играет мать. Отсутствие рук и ног на ее рисунках говорило о том, что она неспособна бороться или удрать.
Перед тем, как она начала рисовать, я пришел к выводу, что образ тела Мэри похож на куклу. Ее рисунки были кукольными, другие люди, говоря о ней, называли ее куклой, и сама она принимала себя как куклу. Однажды, она сказала: «Я безропотная кукла, симпатичная, бесполая и безжизненная». Но если ее образ тела представлял собой куклу, то эго-представление было таково: искушенная, сексуально возбужденная, зрелая женщина. Она часто жаловалась, что мужчины не могут оторвать от нее рук. Многих из них соблазняет ее кукольность, впечатление женщины-ребенка, которое она производит, не дает их мужественности устоять: она привлекает их. Таким образом, личность Мэри была расщеплена: эго-представление, которое определяло сознательное поведение, не совпадало с образом тела, отражавшем ее истинные чувства.
Эго-представление шизоидной личности развивается как реакция на образ тела. Эго не может принять ту негативную ценность, которую представляет собой тело. Оно создает собственный образ личности, противопоставляя его непринимаемому образу тела. Однако, два контрастных образа развиваются одновременно, откликаясь на внешние силы, разламывающие единую личность. Рассмотрение этих сил требует анализа структуры характера пациента с рассмотрением инфантильных переживаний.
Какая отождествленность сформировала личность Мэри? Какие переживания преобразовали ее тело? Во время одной из наших встреч, когда мы обсуждали символическое значение структуры ее тела, она сказала: «Мать всегда говорила, что любила, когда у нее была кукла, которую она могла одевать и показывать. Я помню, как чувствовала, что не принадлежу себе. И прикосновения ее рук... оно заставляло меня уползти. Мое тело принадлежало матери, будто я была ее куклой. Если
я говорила «нет», она преследовала меня, и это парали-зовывало меня».
Мэри покинула свое тело, потому что им овладела ее мать. Тело попало во власть духа ее матери, если можно так выразиться. По реакции Мэри нельзя было сказать, что это был злой дух, но его природа была почти неизвестна. Все, что Мэри могла сказать — что в роли куклы и игрушки ее матери, она была «бесполой маленькой мальчиком-девочкой».
В другой раз Мэри отметила следующее: «Я очень отчетливо помню, как каждую ночь они поднимали меня в туалет и ставили мне клизму. Они делали это, потому что я кричала по ночам, и они думали, что это от газов. Я была голой, и если в доме были знакомые, они все это наблюдали. Моя мать была очень фаллической личностью».
Затем Мэри истерически закричала: «Я не могу установить, что чувствует мое тело! Я все время чувствую себя ущербным существом. Я постоянно сознаю таз и вагину! Я чувствую, будто там что-то ползает, будто там что-то кишит! Я чувствую, что не хочу дышать. Я не хочу двигаться.»
Она начала рыдать, а потом добавила: «Я умертвила тело. Я почти заморозила его. Я почти сделала это. Я хочу быть мальчиком».
«Кукла» — бессознательный маневр, направленный на то, чтобы отсечь или подавить сексуальные чувства, которые воспринимаются как чужие и ужасающие. Становясь куклой или манекеном (большой куклой), человек «умерщвляет» собственное тело и деперсонализируется. То, что Мэри отвергла свое тело и женственность, представлено в ее рисунках. Это связано со странными ощущениями в животе и гениталиях. Из сказанного ею становится ясно, что тенденция к умиранию, то есть деперсонализация, по сути дела является реакцией, направленной против этих ощущений, которые она воспринимала, как угрозу интегрированности ее личности. Я сталкивался с тем
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 468;