ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВПЕРЕД- ЭНЕРГИЯ ЭТОГО ДВИЖЕНИЯ — ТРИ ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Из всего бесконечного разнообразия явлений, которые природа являет нашим чувствам, нет такого, которое бы являло нашим умам большее чудо, чем непостижимо сложное движение, которое, во всей его полноте, мы называем человеческой жизнью. Ее таинственное происхождение скрыто в навсегда непроницаемой мгле прошлого, ее свойства непостижимы из-за ее бесконечной сложности, а ее предназначение скрыто в недостижимых глубинах будущего. Откуда она взялась? Чт о она такое? Куда она идет? — великие вопросы, на которые пытались Ответить мудрецы всех времен.
Современная наука говорит: солнце — это прошлое, земля — это настоящее, луна — будущее. Из пламенеющей массы произошли мы, и в замерзшую массу мы превратимся. Беспощаден закон природы, и быстро и неотвратимо движемся мы к нашему роковому концу. Лорд Кельвин в своих глубоких размышлениях отпустил нам только лишь короткий промежуток жизни, что-то около шести миллионов лет, после чего яркий свет солнца померкнет и его несущее жизнь тепло угаснет, и наша земля превратится в глыбу льда, несущуюся через вечную ночь. Но не дай нам отчаяться. Все еще останется мерцать искра жизни, и останется
шанс зажечь новое пламя на какой-нибудь отдаленной звезде. Эт а чудесная возможность, Кажется, действительно существует, если судить по прекрасным экспериментам Профессора Дюара с жидким воздухом, которые показывают, что зародыши органической жизни не разрушаются холодом, сколь бы силен он ни был; следовательно, они могут перенестись сквозь межзвездное пространство. Тем временем ободряющие огни науки и техники, светящие все сильнее, озаряют наш путь, и открывают они дивные вещи, и дарят они наслаждения, заставляя нас до поры забывать о печальном будущем.
Хотя мы быть может никогда не сможем постичь человеческую жизнь, мы твердо знаем, что это движение, какую бы природу оно не имело. Существование движения неизбежно влечет наличие тела, которое движимо, и силы, которая движет его. И отсюда, где есть жизнь, там есть масса движимая силой. Люба я масса проявляет инерцию, любая сила стремится продолжать действовать. Благодаря этому универсальному свойству и принципу, тело, находится ли оно в покое или же в движении, стремится оставаться в том же состоянии, а сила, где бы она ни проявлялась и чем бы ни вызывалась, порождае т эквивалентную противодействующую силу, и с абсолютной необходимостью из этого следует, что любое движение в природе должно быть ритмическим. Давны м давно на эту простую истину ясно указал Герберт Спенсер, пришедший к ней в результате несколько другого процесса рассуждений. Он а подтверждается во всем, что мы воспринимаем, — в движении планет, в приливе и отливе, в колебаниях воздуха, качании маятника, колебаниях электрической цепи, и в бесконечно разнообразных явлениях органической жизни. Разве не свидетельствует о том вся человеческая жизнь? Рождение, рост, старость и смерть индивидуума, семьи, расы или нации, что это как не ритм? Все проявления жизни, таким образом, даже в самой их сложной форме, чему примером человек, непонятный и неисповедимый, есть только движение, к которому должны применяться те же общие законы движения, которые управляют физической вселенной.
Говоря о человеке мы подразумеваем человечество в целом, и перед тем, как применять научные методы исследования его движения, мы должны принять это как физический факт. Но может ли хоть один из нас усомниться сегодня в том, что миллионы индивидуумов и все бесчисленные типы и виды составляют одно целое, единое? Хотя мы и свободны в мыслях и поступках, мы вместе, как звезды на небосводе, и узы неразрывны. Эти узы нельзя увидеть, но мы можем ощутить их. Я прищемляю палец, и он отвечает мне болью: этот палец часть меня. Я вижу, как страдает друг, и это причиняет мне боль: мой друг и я — одно. А теперь я; вижу меньше всего, и все равно он печалит меня. Разве это не доказывает, что каждый из нас — ЭTO лишь часть целого?
Многие века эта идея провозглашалась в совершенных по своей мудрости учениях религии, возможно не только как способ обеспечить мир и гармонию меж людьми, но и как глубоко фундаментальная истина. Буддисты выражают ее одним способом, Христиане другим, но и те и другие говорят: Мы все есть одно. Но мы можем выдвинуть в поддержку этой идеи не только одни лишь метафизические доказательства. Наука тоже устанавливает эту связанность, отдельных индивидуумов, хотя и не совсем в том же смысле, в каком она признает, что солнца, планеты и луны созвездия являются одним телом, и не может быть сомнений в том, что со временем это будет экспериментально подтверждено, когда наши средства и методы для исследования физического и других состояний и явлений будут доведены до высочайшего совершенства. Более того: это единое человеческое существо живет и живет. Индивидуумы эфемерны, расы и нации приходят и уходят, но человек остается. В этом лежит глубокая разница между индивидуальным и целым. И в этом также следует искать частично объяснение множеству тех удивительных явлений наследственности, которые являются результатом бесчисленных веков ничтожно малого, но постоянного влияния.
Вообразите теперь человека как массу, на которую действует сила. Хотя это движение и не является движением поступательного характера, подразумевающего изменение местоположения, все же общие законы механического движения к нему применимы, и связанную с массой энергию можно измерить, в соответствии с хорошо известными принципами, как половину произведения массы на квадрат определенной скорости. Гак же как с пушечным ядром, которое в покое обладает определенным количеством энергии в форме тепла, которую мы измеряем сходным образом. Мы представляем, что ядро состоит из бесчисленных маленьких частиц, называемых атомами или молекулами, которые вибрируют или кружатся вокруг друг друга. Мы определяем их массы и скорости, а из них энергию каждой из этих маленьких систем, и складывая их все вместе, получаем понятие о полной тепловой энергии, содержащейся в ядре, которое только кажется находящимся в покое. В этой чисто теоретической оценке эта энергия может быть рассчитана как произведение половины общей массы — то есть, половины суммы всех маленьких масс, — на квадрат скорости, которая определяется из скоростей отдельных частиц. Аналогичным образом мы можем представить себе человеческую энергию как половину человеческой массы умноженную на квадрат скорости, которую мы пока что не можем вычислить. Но недостаток у нас в этом знании не исказит истинность производимого мною вывода, который основывается на твердом фундаменте того, что во всем в природе действуют одни и те же законы массы и силы.
Человек, однако, — это не обычная масса, состоящая из вращающихся атомов и молекул, и содержащая лишь тепловую энергию. Он есть масса, обладающая определенными высшими качествами по причине созидательного принципа жизни, которой он наделен. Его масса, как вода в океанской волне, постоянно меняется, новая занимает место старой. И не только это, он еще растет, развивается и умирает, тем самым изменяя свою массу независимо и по весу, и по плотности. Что самое чудесное из всего, это что он способен увеличивать или уменьшать свою скорость движения с помощью таинственной силы, которой он обладает, отбирать больше или меньше энергии у другой материи и превращать ее в двигательную энергию. Но в каждый данный момент мы можем игнорировать эти медленные изменения и полагать, что человеческая энергия определяется как половина произведения человеческой массы на квадрат определенной гипотетической скорости. При этом мы можем вычислить эту скорость, и что бы мы ни приняли за стандарт ее измерения, мы должны, согласуясь с этой концепцией, прийти к заключению, что величайшая проблема науки состоит, и всегда будет состоять, в увеличении таким образом определенной энергии. Много лет назад, возбужденный прочтением интереснейшей работы, "Истории Интеллектуального Развития Европы" Драпера, я осознал, что решение этой вечной проблемы должно всегда быть главной задачей человека науки. Некоторые результаты моих собственных усилий в этом направлении я постараюсь кратко описать здесь.
Пусть далее, на схеме а, М обозначает человеческую массу. Эта масса приводится в движение в одном направлении силой f, которая ограничена частично фрикционной, а частично отрицательной силой R, действующей в направлении в точности противоположном, и замедляющей движение массы. Такая противодействующая сила присутствует в каждом движении, и ее надо учитывать. Разница между этими двумя силами есть результирующая сила/которая сообщает скорость V массе М в направлении стрелки, представляющей силу f. В соответствии с вышеизложенным, человеческая энергия будет тогда даваться произведением 1/2MV2 =1/2MVxV, где М — это полная масса человека в обычной интерпретации
понятия "масса", а V — это определенная гипотетическая скорость, которую, при нынешнем состоянии науки, мы не в состоянии точно ни определить, ни измерить. Увеличить человеческую энергию, таким образом, равносильно увеличению этого произведения, и есть, как легко можно видеть, только три способа достичь этого, проиллюстрированные на схеме ниже. Первый способ, изображенный вверху рисунка, — это увеличить массу (как показано пунктирной окружностью, оставляя две противодействующие силы теми же. Второй способ — это уменьшить тормозящую силу R до меньшей величины r, оставляя теми же массу и движущую силу, что схематически показано в середине рисунка. Третий способ, который показан на последнем рисунке, — это увеличить движущую силу f до большего значения F, в то время как масса и тормозящая сила R остаются неизменными. Очевидно, есть жесткие пределы в том, что касается увеличения массы и уменьшения замедляющей силы, но движущая сила может увеличиваться бесконечно. Каждое из этих трех решений представляет собой один из различных аспектов главной задачи увеличения человеческой энергии, которая, таким образом, подразделяется на три разные задачи, которые и надо разрешить.
Схема а. Три пути увеличения человеческой энергии.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 934;