Составляющие класса
Поля
Полями называются инкапсулированные в классе данные. Поля могут быть любого типа, в том числе - классами, например:
typeTMyClass = class
aIntField: Integer;
aStrField: String;
aObjField: TObject;
end;
Каждый объект получает уникальный набор полей, но общий для всех объектов данного класса набор методов и свойств. Фундаментальный принцип инкапсуляции требует обращаться к полям только с помощью методов и свойств класса. Однако в Object Pascal разрешается обращаться к полям и напрямую:
Type
TMyClass = class
FIntField: Integer;
FStrField: String; end;
Var
aObject: TMyClass;
Begin
aObject.FIntField := 0;
aObject.FStrField := 'Строка символов';
end;
Класс-потомок получает все поля всех своих предков и может дополнять их своими, но он не может переопределять их или удалять.
Таким образом, чем ниже в дереве иерархии располагается класс, тем больше данных получают в свое распоряжение его объекты.
Методы
Инкапсулированные в классе процедуры и функции называются методами. Они объявляются так же, как и обычные подпрограммы:
Type
TMyClass = class
FunctionMyFunc(aPar: Integer): Integer;
ProcedureMyProc;
end;
Доступ к методам класса, как и к его полям, возможен с помощью составных имен:
Var
aObject: TMyClass;
Begin
aObject.MyProc;
end;
Методы класса могут перекрываться в потомках. Например:
Type
TParentClass = class ProcedureDoWork;
end;
TChildClass = class(TParentClass) ProcedureDoWork;
end;
Потомки обоих классов могут выполнять сходную по названию процедуру DoWork, но, в общем случае, будут это делать по-разному. Такое замещение методов называется статическим, т. к. реализуется компилятором.
В Object Pascal гораздо чаще используется динамическое замещение методов на этапе прогона программы. Для реализации этого метод, замещаемый в родительском классе, должен объявляться как динамический (с директивой dynamic) или виртуальный (virtual). Встретив такое объявление, компилятор создаст две таблицы -DMT (Dynamic Method Table) и VMT (Virtual Method Table) и поместит в них адреса точек входа соответственно динамических и виртуальных методов. При каждом обращении к замещаемому методу компилятор вставляет код, позволяющий извлечь адрес точки входа в подпрограмму из той или иной таблицы. В классе-потомке замещающий метод объявляется с директивой override (перекрыть). Получив это указание, компилятор создаст код, который на этапе прогона программы поместит в родительскую таблицу точку входа метода класса-потомка, что позволит родителю выполнить нужное действие с помощью нового метода.
Пусть, например, родительский класс с помощью методов show и Hide соответственно показывает что-то на экране или прячет изображение. Для создания изображения он использует метод Draw с логическим параметром:
Type
TVisualObject = class(TWinControl)
ProcedureHide;
ProcedureShow;
ProcedureDraw(IsShow: Boolean); virtual;
end;
TVisualChildObject = class(TVisualObject)
ProcedureDraw(IsShow: Boolean); override;
end;
Реализация методов show и Hide очень проста:
ProcedureTVisualObject.Show;
Begin
Draw(True) ;
end;
ProcedureTVisualObject.Hide;
Begin
Draw(False) ;
end;
Методы Draw у родителя и потомка имеют разную реализацию и создают разные изображения. В результате родительские методы show и Hide - прятать или показывать те или иные изображения будут в зависимости от конкретной реализации метода Draw у-любого из своих потомков. Динамическое связывание в полной мере реализует полиморфизм классов.
Разница между динамическими и виртуальными методами состоит в том, что таблица динамических методов DMT содержит адреса только -тех методов, которые объявлены как dynamic в данном классе, в то время как таблица VMT содержит адреса виртуальных методов не только данного класса, но и всех его родителей. Значительно большая по размеру таблица VMT обеспечивает более быстрый поиск, в то время как при обращении к динамическому методу программа сначала просматривает таблицу DMTу объекта, затем -у его родительского класса и так далее, пока не будет найдена нужная точка входа.
Динамически перекрываемые методы часто могут вообще ничего не делать. Такие методы называются абстрактными, они обязаны перекрываться в потомках. Программист может запретить вызов абстрактного метода, объявив его с директивой abstract. Например:
Type
TVisualObject = class(TWinControl)
ProcedureDraw(IsShow: Boolean); virtual; abstract;
end;
TVisualChildObject = class(TWinControl)
Procedure Draw(IsShow: Boolean); override; end;
Var
aVisualObject: TVisualObject;
aVisualChild: TVisualChildObject ;
Begin
aVisualObject.Show; {Ошибка/ Обращение к абстрактному методу}
aVisualChild.Show;
{Нормальное обращение. Метод Draw у класса TVisualChildObject перекрыт.)
end;
Обращение к неперекрытому абстрактному методу вызывает ошибку периода исполнения. Разумеется, в грамотно составленной программе абстрактные методы никогда не вызываются. Классы, содержащие абстрактные методы, называются абстрактными. Такие классы инкапсулируют общие свойства своих неабстрактных потомков, но объекты абстрактных классов никогда не создаются и не используются. Для эксплуатации абстрактных классов в библиотеку классов Delphi включаются классы-потомки, в которых перекрываются абстрактные методы родителя.
В состав любого класса входят два специальных метода -конструктор и деструктор. У класса TObject эти методы называются create и Destroy, так же они называются в подавляющем большинстве его потомков. Конструктор распределяет объект в динамической памяти и помещает адрес этой памяти в переменную self, которая автоматически объявляется в классе. Деструктор удаляет объект из кучи. Обращение к конструктору должно предварять любое обращение к полям и некоторым методам объекта. По своей форме конструкторы и деструкторы являются процедурами, но объявляются с помощью зарезервированных слов constructor и Destructor:
Type
TMyClass = classIntField: Integer; ConstructorCreate(Value: Integer);
DestructorDestroy;
end;
Любые поля объекта, а также методы класса, оперирующие с его полями, могут вызываться только после создания объекта с помощью вызова конструктора, т. к. конструкторы распределяют объект в динамической памяти и делают действительным содержащийся в объекте указатель.
Var
MyObject: TMyClass;
Begin
MyObject.IntField := 0;
{ Ошибка! Объект не созданконструктором!}
MyObject := TMyClass.Create;
// Надо так: создаем объект
MyObject.IntField := 0;
// и обращаемся к его полю
MyObect.Free;
// Уничтожаем ненужный объект
end;
В базовом классе TObject определен метод Free, который сначала проверяет действительность адреса объекта и лишь затем вызывает деструктор Destroy. Обращение к деструктору объекта будет ошибочным, если объект не создан конструктором, поэтому для уничтожения ненужного объекта следует вызывать метод Free, как это сделано в предыдущем примере.
Большинство конструкторов реализуют некоторые действия, необходимые для правильной работы объекта. Поэтому в конструкторе класса-потомка следует сначала вызвать конструктор своего родителя, а уже затем осуществлять дополнительные действия. Вызов любого метода родительского класса достигается с помощью зарезервированного слова inherited (унаследованный):
ConstructorTMyClass.Create(Value: Integer);
// Возможная реализация конструктора
begin
InheritedCreate; // Вызываем унаследованный конструктор IntField := Value; // Реализуем дополнительные действия
end;
Некоторые методы могут вызываться без создания и инициации объекта. Такие методы называются методами класса, они объявляются с помощью зарезервированного слова class:
Type
TMyClass = class(TObject)
class FunctionGetClassName: String;
end;
Var
S: String;
Begin
S := TMyClass.GetClassName;
end;
Методы класса не должны обращаться к полям, т. к. в общем случае вызываются без создания объекта, а следовательно, в момент вызова полей просто не существует. Обычно они возвращают служебную информацию о классе - имя класса, имя его родительского класса, адрес метода и т. п.
Одноименные методы
При обнаружении одноименного метода компилятор Delphi предупреждает о том, что у класса уже есть аналогичный метод с дру гими параметрами. Для подавления сообщений объявление одноименного метода можно сопровождать зарезервированным словом reintrpduce (вновь ввести).
Примечание:Чтобы одноименные методы можно было отличить друг от друга,каждый из них должен иметь уникальный набор, параметров. В ходе шлпоянения программы при: обращении к одному, из одноименнх методов программа проверяет; тип и количество фактических параметров обращения и выбирает нужный метод
В следующем примере в классе TForm1 используются целых 4 одноименных метода close. Лишь один из них - унаследованный метод без параметра выполняет свои основные функции - закрывает окно. Три других отличаются набором параметров и выводят сообщение в заголовок окна.
Поместите на пустую форму четыре кнопки TButton и напишите такие обработчики их событий OnClick:
procedureTForm1.ButtonlClick(Sender: TObject);
Begin
Close('Строка символов')
end;
procedureTFormi.Button2Click(Sender: TObject);
Begin
Close(123)
end;
procedureTFormi.ButtonSClick(Sender: TObject);
Begin
Close (20,300) ;
end;
procedureTFormi.Button4Click(Sender: TObject);
Begin
Close end;
Теперь в раздел private класса Tform1 вставьте три таких объявления методов close:
Private
{ Private declarations }
procedureClose(S: String);
reintroduce;
overload;
procedureClose(I: Integer);
reintroduce;
overload;
procedureClose(I,J: Integer);
reintroduce;
overload;
И, наконец, в разделе implementation поместите описания объявленных методов:
procedureTForm1.Close(S: String) ;
Begin
Caption := S end;
procedureTFormI.Close(I: Integer);
Begin
Caption := IntToStr(I) end;
procedureTFormI.close(I,J: Integers);
Begin
Caption := IntToStr(i*j)
end;
Теперь после запуска программы три первые кнопки будут вызывать методы close класса Tform1 и менять заголовок окна, в то время как кнопка Button4 обратится к методу close родительского класса т Form и закроет окно.
Свойства
Свойства - это специальный механизм классов, регулирующий доступ к полям. Свойства объявляются с помощью зарезервированных СЛОВ property, read И write (слова read И write считаются зарезервированньши только в контексте объявления свойства). Обычно свойство связано с некоторым полем и указывает те методы класса, которые должны использоваться при записи в это поле или при чтении из него. Например:
Type
TaClass = class
IntField: Integer; Function GetField: Integer;
ProcedureSetField (Value: Integers);
PropertyIntegerValue: Integer readGetField
writeSetField;
end ;
В контексте программы свойство ведет себя как обычное поле. Например, мы могли бы написать такие операторы:
Var
aClass: TaClass;
Value: Integer;
Begin
aClass := TaClass.Create; { Обязательное обращение к
конструктору перед обращением к полю или свойству!} aClass.IntegerValue := 0;
Value := aClass.IntegerValue;
aClass.Destroy; // Удаление ненужного объекта
end;
Более того, возможен и такой оператор присваивания:
aClass.IntField := NewValue;
Разница между этим оператором и оператором
aClass.IntegerValue := NewValue;
заключается в том, что при обращении к свойству автоматически подключается метод setFieid, в котором могут реализовываться специфичные действия. Вспомним использовавшийся нами в учебной программе оператор
IbOutput.Caption := 'Строка';
Свойство Caption компонента Label вызывает метод setText, который не только запоминает строку символов во внутренней переменной, но и осуществляет прорисовку метки с новым текстом.
Если нет необходимости в специальных действиях при чтении или записи свойства, вместо имени соответствующего метода можно указывать имя поля:
Type
TaClass = classIntFiled: Integer;
ProcedureSetFieid (Value: Integers;
PropertyIntegerValue:
Integer readIntFiled writeSetFieid;
end;
Если необходимо, чтобы свойство было доступно только для чтения или только для записи, следует опустить соответственно часть write или read. Вообще, свойство может и не связываться с полем. Фактически оно описывает один или два метода, которые осуществляют некоторые действия над данными того же типа, что и свойство.
Объявление класса
Любой вновь создаваемый класс может содержать секции (разделы), определяемые зарезервированными словами published(опубликованные), private (закрытые), protected (защищенные), public(доступные) и automated(автоматизированные). Внутри каждой секции вначале определяются поля, а затем - методы и свойства.
Секции определяют области видимости элементов описания класса. Секция public не накладывает ограничений на область видимости перечисляемых в ней полей, методов и свойств - их можно вызывать в любом другом модуле программы. Секция published также не ограничивает область видимости, однако в ней перечисляются свойства, которые должны быть доступны не только на этапе исполнения, но и на этапе конструирования программы (т. е. в окне Инспектора объектов). Секция published используется только при разработке нестандартных компонентов. Заметим, что среда Delphi помещает описания компонентов, вставленных в форму, в специальную секцию без названия, которая располагается сразу за заголовком класса и продолжается до первой объявленной секции. Эта секция - published. Программисту не следует помещать в нее собственные элементы описания класса или удалять из нее элементы, вставленные средой. Секция private сужает область видимости до минимума: закрытые элементы описания доступны только внутри методов данного класса и подпрограммах, находящихся в том же модуле, где описан класс. Элемент, объявленный в секции private, становится недоступным даже ближайшим потомкам класса, если они размещаются в других модулях. Секция protected доступна только методам самого класса, а также любым его потомкам, независимо от того, находятся ли они в том же модуле или нет. Наконец, секция automated используется только для объявления свойств и методов, которые будут добавлены к так называемому интерфейсу OLE-объектов Автоматизации; область видимости членов этой секции не ограничена.
В Object Pascal разрешается сколько угодно раз объявлять любую секцию, причем порядок следования секций не имеет значения. Любая секция может быть пустой.
Следующий фрагмент кода поясняет области видимости.
UnitUnit1;
Interface
Uses Controls, Forms;
Type
TForm1 = class(TForm)
Button1: TButton; // Эта секция обслуживается Delphi
// Ее элементы доступны всем
// Эта секция доступна в модуле Uniti
private
FIntField: Integers
ProcedureSetValue(Value: Integers);
FunctionGetValue: Integer;
published
// Эта секция доступна в любом модуле
PropertyIntField: readGetValue writeSetValue;
protected// Эта секция доступна классам-потомкам
ProcedureProc1;
public// Эта секция доступна в любом модуле ProcedureProc2;
end;
Var
Formi: TForm1;
Implementation ProcedureTFormI.Proc1 ;
Buttoni.Color := clBtnFace;1
// Так можно
FIntField := 0;
// Так можно
IntField := 0;1
// Так можно Proc1;
// Так можно Proc2;1
// Так можно
end;
Begin
Form1.Button1.Color := clBtnFace; // Так можно
Form1.FIntField := 0; // Так можно
Form1.IntField := 0; // Так можно
Form1.Proc1; // Так нельзя!
Form1.Proc2; // Так можно
End.
UnitUnit2;
Interface
UsesControls, Unit1;
Type
TForm2 = class(TFormI) Button2: TButton;
Procedure Button2Click(Sender: TObject);
end;
Var
Form2: TForm2;
Implementation
ProcedureTForm2.Button2Click(Sender: TObject);
Begin
Buttoni.Color := clBtnFace; // Так можно
FIn'tField := 0; // Так нельзя!
IntField := 0; // Так можно
Proc1; // Так можно
Proc2; // Так можно
end;
Begin
Form1.Buttoni.Color := clBtnFace; // Так можно
Form1.FIntField := 0; // Так нельзя!
Form1.IntField := 0; // Так можно
Form1.Proc1; //Так нельзя!
Form1.Proc2; // Так можно
End.
При объявлении класса-потомка разрешается перемещать элементы класса из одной области видимости в другую. Для предыдущего примера допустимо такое объявление:
Type
TForm2 = class(Tform1)
Public
ProcedureProc1;
end;
После этого в модуле unit2 возможно такое обращение:
Form2.Proc1;
После перемещения в секцию private элемент объявления становится невидим потомкам (если потомок, как это обычно бывает, объявляется в другом модуле), и, следовательно, его уже нельзя переместить в другую секцию.
Класс может объявляться только в интерфейсной области модуля или в самом начале области реализации. Нельзя определять классы в разделе описаний подпрограмм.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 678;