ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие «политическая система» показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это понятие используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне. Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Благодаря деятельности политических институтов и структур, выполнению людьми политических ролей «управляющих и управляемых» политическая система оказывает воздействие на различные стороны жизни общества.

«Система» в политологии означает: взаимосвязи, действия и структуры, влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений. Любая общественная система представляет собой целостное, упорядоченное множестве элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. По определению американского политолога Г. Алмонда, политическая система включает социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития. Благодаря тем же механизмам общество в целом или правящая элита оказывают сопротивление деструктивным социальным силам, отражают посягательства на принципы и устои общественного строя. Таким образом, политически грамотный и социально деятельный человек должен знать, что представляет собой и как функционирует политическая система общества, каковы ее внешние атрибуты и скрытые механизмы, каковы те реальные факторы, которые оказывают влияние на ее динамику. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа. Часто в реальной политической практике функция народного представительства присваивалась и присваивается отдельными политическими группами и лидерами, партиями и движениями. Власть отчуждается от тех, кому она по праву должна принадлежать.

Политическое развитие– это возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для эффективного диалога между правительством и населением.
Страна становится более политически развитой, если ее политическая система изменяется в направлении более выраженной
• артикуляции интересов социальных групп (посредством добровольных ассоциаций)
• лучшей агрегации интересов (с помощью политических партий)
• результативной политической социализации (через расширение средств массовой коммуникации)

 

В политологии существует несколько основных теорий политической системы общества.

Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение.

Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема.

Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона. Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой - распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.

Теория Г. Алмонда. Автор характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения, из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Теория К. Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в, которой политика понималась как процесс управление и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

Структурно-функциональный подход к структуре политической системы предполагает наличие в политической системе нескольких подсистем:

Нормативная подсистема - политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества.

Институциональная подсистема - совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти.

Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики.

Культурная подсистема - интегрирующий фактор политический системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентации и политического поведения.

Но политическая система общества – не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции.

Можно выделить такие основные функции политической системы, как:

1. Функция артикуляции и агрегации интересов разных групп граждан государства. Политическая система является ареной представительства и реализации этих интересов средствами политической власти.

2. Управленческая функция, связанная с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.

3. Функция выработки политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества.

4. Функция политической социализации граждан и общества в целом.

5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.

6. Мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и сплоченности гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей.

Г. Алмонд выделил ряд функций, необходимых для сохранения политической системы:

  • Политическая социализация — приобретение человеком политических знаний, ценностей, следование стандартам политического поведения в обществе и т. д.
  • Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.
  • Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.
  • Экстракционная функция — черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.
  • Дистрибутивная функция — согласование интересов различных групп внутри общества.
  • Регулирующая функция — управленческие действия

Существует несколько вариантов типологии политических систем.

По характеру взаимоотношений с внешней средой политические системы подразделяются на закрытыеиоткрытые. Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

По политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Черты тоталитарной политической системы:

- отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

- стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

- ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

- радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государстве иной машины в решении практически всех политических проблем.

Черты авторитарной политической системы:

- использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей; ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

- централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

- сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Черты демократической системы:

- правление большинства;

- свобода критики и оппозиции правительству;

- защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;

- право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.

По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на:

-командную (ориентированную на использование принудительных методов управления),

- соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил)

-социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).

В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем.

В состав политической системы общества входят политические отношения. Они представляют собой разновидность общественных отношений и складываются в процессе осуществления политической власти либо по поводу нее. В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы.

Прежде всего это отношения между классами, нациями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Другую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Эти так называемые вертикальные отношения складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы. Они также имеют важное значение для характеристики сущности и социальных функций политической системы, методов осуществления политической власти.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями. Иногда именно эти отношения, наряду с политическими организациями, объединяют понятием политической системы общества.

Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Указанные нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы. Правда, в каждом обществе могут быть и такие социальные силы, которые придерживаются иных, нежели господствующие, политических принципов и норм, которые в случае их реализации дестабилизировали бы существующую систему. Принципы диктатуры пролетариата (или любого другого класса) несовместимы с существующими ныне в западных демократических обществах политическими системами. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни. Закрепляя в принципах и нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения, а через них и на другие виды общественных отношений. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов политической деятельности, выработка у них установок, соответствующих целям и принципам политической системы. Соблюдение «правил игры» и определяющих эти правила принципов и норм особенно важно в условиях демократического общества, политическая жизнь которого полна дискуссий.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и всю политическую динамику. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

Для функционирования политической системы исключительно большое значение имеет и характер доминирующей в обществе политической культуры, являющейся качественной характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов. Без ее углубленного изучения невозможно понять реальную политическую жизнь любого общества, в частности политические отношения и механизм политической власти.

Политическая система в процессе своего функционирования формирует политическую культуру. Сформированная политическая культура становится относительно самостоятельным элементом политической системы. Связь и взаимодействие между ними обеспечивается тем, что политика как продукт деятельности институтов политической системы – это конкретная деятельность в сфере политических отношений, а политическая культура выступает как качественная сторона, характеристика этой деятельности, а также уровня компетентности в политических делах и поступках граждан страны, государственных и политических деятелей, содержания возникающих при этом политических отношений.

Общество проявляет и осознает себя в культуре. От состояния и развития духовной культуры, от качества культурных ценностей зависит и интеллектуальный потенциал общества, и степень осознания им своих проблем, уровень их решений. Культура никогда не бывает замкнута на какую-либо сферу общественной жизни, но является интегральным аспектом развития общества. Строение культуры, ее дифференциация и социальные функции соответствуют исторически определенной дифференциации самой человеческой деятельности, содержащей творческие компоненты. Значимость политической культуры состоит прежде всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. В этом смысле доминирующая политическая культура играет охранительную роль. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет дестабилизирующую, разрушительную роль.

Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Поэтому на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости. Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

В узком смысле под политической культурой понимается комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.

Политическая культура в определенном смысле устанавливает некие рамки, в которых члены общества приемлют существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее, способствует формированию определенных типов поведения, придает ему направленность. Анализ состояния политической культуры позволяет, например, объяснить, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах имеют различные функциональные назначения или почему демократические по форме институты власти и конституционные нормы в отдельных странах могут комфортно уживаться с тоталитарным режимом власти.

Политическая культура включает характерную для данного общества совокупность политических знаний, норм, правил, обычаев, стереотипов политического повеления, политических оценок, политический опыт и традиции политической жизни, политическое воспитание и политическую социализацию. Политическая культура — это определенный способ мышления, комплекс представлений о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов политических инноваций. Например, если большинство членов общества являются носителями патриархальной политической культуры, то для них тоталитарный или авторитарный режимы власти могут признаваться как вполне легитимные, в то время как представителями демократической политической культуры такие режимы власти будут восприниматься как политическая тирания.

Политическая культура индивида и политическая культура сообщества находятся в диалектическом единстве, оказывая влияние друг на друга. Общество представляет собой культурное пространство, в котором формируется политическая культура индивидов и групп. Деятельные личности при поддержке своих единомышленников (партии), получив полномочия на правление сообществом, способны в соответствии со своими взглядами формировать определенную систему политических институтов и отношений в данном сообществе. Характер функционирования политических институтов и осуществления политических отношений прямо представляет политическую культуру правящей группы. Эти же явления косвенно представляют политическую культуру всего сообщества, если данное правление сформировано законно и не имеет широкой оппозиции.

Политическая культура достаточно инертна. Она обладает способностью воспроизводства традиционных (привычных) форм политического устройства общества. Поэтому нередко попытки проведения демократических реформ в патриархальном обществе заканчиваются провалом. Вместе с тем политическая культура обладает определенным потенциалом саморазвития и способностью к восприятию политических инноваций извне.

Таким образом, политическая культура является ценностно-нормативной системой, которую разделяет большинство населения. В системе ценностей и установок политической культуры центральное место занимают те, которые способствуют формированию и сохранению политической системы.

Характерные черты политической культуры:

1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;

7) характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.

Элементами структуры политической культуры являются:

– политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

– политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

– политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.).

Важнейшей составной частью политической культуры является политическаясимволика. Символ – это художественный образ, воплощающий в себе какую-либо идею. Национально-государственные символы и идеалы являются связующими элементами политической культуры.Политическая символика – это совокупность символов в образно-процессуальной форме, отражающих либо идеализирующих мир политики. К основным формам политической символики относятся следующие:· Национально-государственная символика (флаг, герб, гимн, конституция,денежные знаки и другие). Цель символики: привлечь внимание граждан,объединить их вокруг какой-то масштабной идей и соответственно побудить их наопределенные действия.· Политическая ритуально-процессуальная символика. Представлена съездами исобраниями политической партии и движениями, политическими демонстрациями спомощью ее простой смертный может стать президентом.· Скульптурно-архитектурная политическая символика. Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади, памятники и проч.· Города – политические символы. Способствуют формированию национально-политического самосознания.· Условно-графическая политическая символика. К ней можно отнести:христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот и т.д.· Наглядно-агитационная политическая символика представлена лозунгами,плакатами, портретами, транспарантами. Интенсивно применяется в периодвыборной компании и государственных праздников.· Объективно-предметные политические символы, в которые материализуетсяпамять о наиболее значительных событиях.· Политико-музыкальная символика. К ней относится гимн (государственный, национальный, партийный).· Политическая мода. Выражается в основном через одежду и различные ееДополнения (например, так называемые «встречи без галстуков», вышиванки).· Политический язык. Как правило, это терминология и жестикуляция. К жестамможно отнести: голосования, аплодисменты, приветствия в разных вариантах ит.д.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что и предопределяет многообразие ее видов, моделей. Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры разработана американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой, которые выделили три основных типа политической культуры:

1) патриархальный, для которого характерны отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества (является преобладающей для слаборазвитых – африканских и части азиатских – стран с сильными пережитками родоплеменных и земляческих отношений, а в развитых странах – для части жителей сельских местностей);

2) подданнический, при преобладании которого люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто "вышестоящее" по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность (чаще всего встречается в "переходных" и переживающих трансформацию обществах, где только еще формируются новые принципы и формы политических отношений);

3) активистский – при нем граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов (развитые демократические государства). Это политическая культура участия, отличающаяся политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся с помощью законных средств (выборов, демонстраций) влиять на политику и власть.

В реальной политической жизни все эти типы политической культуры существуют не в «чистом», а в смешанном виде. Соединяясь в определенной комбинации и пропорции, они формируют гражданскую культуру общества.

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур:

-региональные;

-социоэкономические;

-этнолингвистические;

-религиозные;

-возрастные.

Региональные субкультуры обусловливаются различиями между отдельными регионами страны. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как климат, наличие определенных природных ресурсов, экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Это порождает экономические различия, влияющие на образ .жизни людей, общий уровень культуры и на их политико-культурный уровень.

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус и различия в образе жизни, в интересах, играющих особенно важную роль в политической жизни. Для предпринимательского слоя, например, наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и особенности национального характера. Политические ценности, предпочтения и установки вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в тех случаях, когда религия выступает основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. В основном эта субкультура существует в политически зрелых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политического режима. Возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

Особенности политической культуры в современной Украины:

- слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие;

- предрасположенность к конформизму, легковерность и подвижность политических принципов;

- подданническое отношение к любому центру реальной власти;

- заидеологизированность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам;

- низкая компетентность в управлении делами общества и государства;

- правовой нигилизм;

- неразвитость гражданских позиций.

Структура политической культуры делится на три части: культура политического сознания, культура политического поведения, культура функционирования политических институтов. Эти три элемента подразделяются на подструктуры.

Культура политического сознания делится на три подструктуры:

а)политические представления и убеждения;

б) политические установки;

в)политические ценности, традиции, обычаи, нормы.

Культура политического поведения включает в себя:

а) культуру политического участия;

б) культуру политической деятельности.

Культура функционирования политических институтов делится на три подструктуры:

а) культуру электорального процесса;

б) культуру восприятия и регулирования социально-политических конфликтов;

в) культуру принятия и реализации политических решений.

Всфере идеи политическую культуру характеризуют следующие элементы:

  • осознание субъектом необходимости зашиты своих интересов посредством политических институтов;
  • идеологические убеждения субъекта, т. е. идеи о характере политических институтов и характере отношений, которые они должны строить и защищать;
  • установка субъекта на определенный тип собственного включения в политические отношения.

Всфере отношений политическая культура характеризуется следующими элементами:

  • отношение к закону;
  • отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам (сотрудничество, конфронтация), их символам и представляющим их лицам;
  • отношение к другим участникам политического процесса (терпимость, нетерпимость);
  • формы активности в политической жизни общества (митинги, демонстрации, политические забастовки, пикеты, партийная активность).

В формировании политической культуры участвуют общественные организации, в первую очередь политические партии. Они закладывают идеологические основы политического мышления и поведения, формируют тип отношения граждан к политическим объединениям и партийной системе. Участвует в создании политической культуры и церковь. Особенно велика ее роль в странах, где большинство граждан — верующие. За последнее столетие существенно возросла роль средств массовой информации. Именно они формируют многие убеждения и стереотипы, определяющие политическое сознание и поведение. Участвуют в формировании политической культуры и такие общественные силы, как этническая, деловая (сообщество бизнесменов) и академическая общины (сообщество ученых), армия. Во многих странах с традиционно сильной и влиятельной армией (Россия, Германия) именно этот институт оказывается источником таких переносимых на общество в целом ориентаций, как единоначалие, действие «по команде», акцент на использовании силовых методов решения проблем.

На личностном уровне непосредственное проявление культуры в политике находит свое выражение в политической культурности, которая предполагает наличие у человека четкой политической позиции, глубоких политических и юридических знаний, моральных убеждений, идеологических принципов. Политически культурная личность — это личность, свободная от догматизма, предвзятого мнения и предрассудков.

В современном мире существует две наиболее известные модели политической культуры:· Либерально-демократическая (является доминирующей);· Тоталитарно-авторитарная.Основные черты либерально-демократической модели политической культуры.Либерально-демократическая модель характеризуется следующими основными чертами:1. Политическое сознание и политические ценности общества формируютсядецентрализованно, из многих источников. Согласно им, уровень приоритетностигосударственных интересов зависит от степени их совпадения с интересамиобщества, групп, граждан. Основные ценности:· Права человека· Свобода· Плюрализм· Демократия· Правопорядок· Приоритетность общественного мнения· Гражданское общество· Экология и т.д.2. Политическое информирование общества многоканально и альтернативно.Существует свобода печати и слова (который зависит от источниковфинансирования).3. Политический язык обширен и нестандартен.4. Политическое поведение многообразно. 5. Политическая культура общества находится на достаточном уровне, ейприсущ политико-культурный процесс подкрепляющийся технологическимпрогрессом.Основные черты тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.1. Политическое сознание и ценности общества формируются централизованногосударством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересовотдельных людей и социальных групп. К основным ценностям относятся:· Порядок· Лояльность· Политическое доверие· Поддержка государственной политики· Единая идеология· Политическое единство2. Политическое информирование дозировано и одноканально, монопольнорегулируется властями. Активно пропагандируется политическая цензура.3. Политический язык стандартизован и скуден. Ему присущи категоричность,шаблонность, нередко – ограниченность. Соответствующая символикамаловариативна, однообразна и редко – обновляема.4. Политическая культура общества формулируется сверху набезальтернативной основе.5. Уровень политической культуры, большей части общества – невысок.Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличаетсясамоизолированностью от внешнего мира и замкнутостью политически-культурногопространства.

Политическую культуру можно представить как единство политического сознания (политических знаний, теорий, убеждений) и политического поведения.

В наиболее общем смысле политическое сознание- это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание - отражение в сознании людей политических реальностей. Политическое сознание зависит от условий жизни личности, социальной группы, нации. Если речь идет об отдельной личности, то ее политическое сознание определяется, с одной стороны, социальным статусом личности, степенью образованности, воспитанием, социальной средой. С другой стороны, политическое сознание личности формируют политические институты, политические и общественные организации, средства массовой информации. Можно говорить об индивидуальном, групповом, национальном уровнях политического сознания. Политическое сознание возникает на основе осознания человеком своей групповой принадлежности, отношения к органам власти, отнесения себя к определенным политическим позициям.

Политическое сознание обусловлено объективными интересами группы, партии, нации в целом. Усложнение политического сознания зависит не столько от наличия специальных знаний, сколько от участия человека в политической жизни общества, умения обращать отношения с властью в форму своей деятельности, в реализацию своих гражданских прав и свобод. Политическое сознание не исчерпывается только групповыми или национальными интересами, оно включает в себя и межгрупповые, общечеловеческие идеи и представления. Степень влияния общечеловеческих, групповых и индивидуальных воззрений в политическом сознании индивида отражают открытый характер сознания, т.е. способность к восприятию чужого социального опыта, ценностей и традиций.

Формирование политического сознания осуществляется путем либо критического осмысления социальной действительности, либо за счет осознания и присоединения к политическим идеям и целям группового, партийного движения. Причем объективная принадлежность человека к тем или иным группам не означает, что у индивида формируется соответствующее интересам данной группы политическое сознание. Политическое сознание обладает большой степенью независимости по отношению к объективным социально-экономическим факторам. Даже участвуя в политической жизни общества, человек может руководствоваться предполитическими воззрениями, что означает не творческую, а механическую политическую позицию человека, воспроизведение им предзаданных оценок и форм политического поведения. Постепенное сползание к сугубо эмоциональному видению политики, прав и свобод ведет к полной деиндивидуализации личности, на основе которой постоянно рождаются национализм, холопство, экстремизм.

Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Обыденный уровень политического сознания - повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня - «общественная психология». Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то эмоции, настроения, мнения более динамичны.

Игнорирование политической психологии масс чревато негативными последствиями для жизнеспособности и стабильности политической системы. В то же время опасна и другая крайность — преувеличенная оценка значения политико-психологического фактора, слепое следование за сиюминутными чувствами и настроениями масс. Это способно привести к преклонению перед стихийностью, подмене действительной демократии властью толпы.

Состояние общественного, в том числе политического, сознания, его направленность, степень зрелости и динамика выражаются в общественном мнении. Взаимодействие его с социальными и политическими институтами имеет двоякий характер. Во-первых, никакая политика и никакое управленческое решение не могут рассчитывать на серьезный успех, если при этом не учитывается мнение общественности. Исторический опыт показывает, что политику или конкретное решение можно и навязать, не считаясь с общественным настроением. Но тогда для их осуществления потребуется принуждение, использование карательных мер и репрессивного аппарата. В условиях демократизации и гласности, чтобы политика приносила ожидаемые результаты, все предпринимаемые сверху шаги должны учитывать состояние и направленность общественного мнения. Учет общественного мнения важен как для того, чтобы принимаемое решение соответствовало ожиданиям общественности, воспринималось ею как насущное, своевременное и обеспечивалось ее поддержкой, так и для того, чтобы предвидеть реакцию населения на неоднозначно оцениваемое решение, а следовательно, предусмотреть организационные, политические и разъяснительные меры, обеспечивающие подготовку обоснованного решения и его последующую реализацию. Таким образом, для нормального функционирования политической системы нужно “зеркало”. Роль такого своеобразного зеркала выполняет общественное мнение. Это достаточно апробированный канал обратной связи между органами управления и обществом.

Во-вторых, при всей высокой оценке общественного мнения, его значимости в политической жизни, следует отметить, что оно может и отставать от динамики событий, запаздывать с выявлением и оценкой определенных процессов и необходимых решений, особенно в связи с отсутствием или недостатком информации. Разные социальные группы придерживаются различных позиций. Социальные и политические институты не могут и не должны слепо следовать в фарватере общественного мнения. Известно немало случаев, когда возникала острая потребность опережения или корректировки его. И здесь по отношению к общественному мнению возникает задача оказывать воздействие на его формирование. В практической деятельности указанные две стороны отношения — учет и формирование — не существуют раздельно, они взаимодополняют друг друга








Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 3554;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.064 сек.