Учение о биосфере и современные концепция экологии
В настоящее время широко обсуждаются три эволюционные теории: генетическая,организмическаяи, наконец, биосферная. Они рассматриваются как взаимодополнительные и сосуществующие во времени. В целом, три отношения к эволюционной теории могут быть представлены как точки внутри площади треугольника, чьи вершины представляют три различные интерпретации эволюции. Каждый из эволюционных фактов может найти свое место на площади треугольника. При этом процесс эволюции включает всю биосферу как единое целое. В теологической экологии конечным результатом эволюции должно стать образование разумной сферы – ноосферы. Это новый эволюционный виток, открывающий перспективу построения Земли, где может выжить биосфера. А выживание биосферы гарантируется путем поддержания стабильности благодаря усилиям интеллектуальной ноосферы. Такой подход к эволюции приводит к разным с мировоззренческой точки зрения концепциям экологии: теологической и светской. В теологической концепции эволюции Пьера Тейяра де Шардена появление ноосферы понимается как возможность союза с Богом с целью построения Земли на радость Творца.
Биосфера – система живых сообществ (сфера жизни, «живая оболочка Земли»). Необходимо отметить её связь с геологическими, географическими и космическими процессами, а также обратное воздействие биосферы на физические, химические и геологические факторы. Осмысление этого взаимодействия было предпринято Вл. Ив. Вернадским (1863-1945) - концепция биосферы как сферы единства живого и неживого. Он рассматривает геохимическую «работу» живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого. Живое вещество играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением облика нашей планеты. Вернадский утверждал, что живые организмы – функция биосферы. Эволюция видов постепенно распространяется и переходит на всю биосферу. Исторической заслугой Вернадского стало также установление неразрывной связи биосферы с исторической деятельностью человечества.
С переходом от биосферы к ноосфере происходит превращение разума и труда человечества в геологическую силу планетного масштаба. Леруа ввел в 1927 г. понятие ноосферы, или сферы разума, для характеристики современной геологической стадии развития биосферы. Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) – член ордена иезуитов, ученый-палеотолог, археолог определил ноосферу (1925) как одну из стадий эволюции мира. В работе «Феномен человека» (1946 г.; рус. перевод: М., 1987) биосфера рассматривается им как сфера и спираль. Эволюция пронизывает действительность и присуща всем явления природы. Ступени эволюции: преджизнь (неорганическая природа), жизнь (оганическая материя), ноосфера, мысль (духовный мир), сверхжизнь (точка Омега, Бог). («Дух ткет и развертывает покров ноосферы», с.155). Шарден пишет о «великой спирали жизни, неуклонно подымающейся путем смены форм по магистральной линии своей эволюции»(с.170). Сузы, Мемфис, Афины могут погибнуть, отмечает он, «но все более организованное сознание универсума передается из рук в руки, и его блеск увеличивается» (с.170). Т.о., ноосфера – «организованное сознание универсума», «новая душа»Земли (с.172), «коллективное человеческое Weltanschauung» (с.204). Шарден акцентирует направленность глобальной эволюции: геогенез ® биогенез ® антропогенез ® социогенез ® ноогенез ® «точка Омега» (как «Мегасинтез»). Критическими моментами мировой истории, по Шардену, являются витализация – возникновение жизни, гоминизация – возникновение человека, а также спиритуализация – зарождение и развитие духа. «Эволюция, - продолжает фр. философ, - возрастание сознания. Возрастание сознания – действие к единению» (с.193). «Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие, и одновременно с ними» (с.199). Земля «окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления» (с.199). Происходит «планетизация человечества», созидается «Дух Земли» (с. 200). «У омеги мира, как и у его альфы, - безличное» (с.204). Однако это безличное понимается Шарденом как «свехличность в пункте омега» (с.205) «Ноосфера» и «точка Омега» - это как бы особые духовные состояния, конечные пункты христианской космической эволюции. Если «ноосфера» является также и «мыслящим пластом» Универсума, то её завершением и концентрацией представляется духовный цетр Универсума – «точка Омега». 4 атрибута «точки Омега»: 1) «автономность», 2) «наличность», 3) «необратимость» и 4) «трансцендентность» (с.213). В этой точке происходит синтез индивидуального и коллективного сознания, в ней объединяются усилия всего мыслящего человечества. Исходя из этого, философ приходит к идее неразрывного единства науки и религии (с.225). Модернистские взгляды Тейяра вначале из-за их слошком большой близости к естествознанию были оценены как еретические. Впоследствии, стремясь шагать в ногу со временем, церковь реабилитировала Тейяра де Шардена. Некоторые представители современной католической филос офии видят в нём даже Фому Аквинского XX века.
У Вернадского нет обожествления ноосферы: речь идет о возрастающем влиянии сознания на биосферу благодаря трудовой деятельности человека: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни». Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия:
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс ее образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.
Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чем-то, возможно, он ошибался. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном - биосферном аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества.
На этой основе современная концепция экологии связывает физические и биологические явления и образует «мост между естественными и общественными науками» (Ю. Одум).
Уровни экологических систем (экосферы):
1) биоценозы (различные системы популяций); 2) биогеоценозы (совокупность разных биоценозов); 3) биом (вкл. живые системы и неживые факторы на обширной территории) и 4) биосфера - все живое, биокосное вещество (почва, поверхностные воды и т.п.) и косное вещество (атмосфера, горные породы, минералы и т.д.) на поверхности нашей планеты). Главной заслугой учения Вернадского о биосфере является установление того факта, что живая природа неразрывно связана с исторической деятельностью человечества. «Эволюционный процесс, - отмечал В.И. Вернадский в работе «Научная мысль как планетное явление», - получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества… Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу». Человек, продолжал Вернадский, «может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». 3 проблемы теории эволюции: «целесообразность», «необходимость и случайность», критерии прогресса.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ АНТРОПОЛОГИИ
Проблема происхождения и эволюции человека. Существуют разные гипотезы происхождения человека:
1) «творение»,
2) «внеземное происхождение»,
3) гипотеза происхождения человека от предков высокоразвитых современных обезьян. Последняя гипотеза подтверждается сходством вещественного состава и анатомического строения, сходством зародышевого развития и наличием рудиментарных органов, биохимическим анализом крови и количеством пар хромосом. Но и отличия человека от высших животных существенны: способность к абстрактному (понятийному) мышлению и целесообразной деятельности, наличие речи и способности к изготовлению орудий труда и труду.
Проблема происхождения человека рассматривается палеоантропологией. Она выглядит след. образом: около 30 млн. лет назад появились парапитеки, жившие на деревьях. От них произошли гиббоны, орангутаны и дриопитеки (вымершие впоследствии древние обезьяны). Дриопитеки дали три ветви, две из которых привели к шимпанзе и горилле, а третья (14-15 млн. лет назад) – к современному человеку через ряд промежуточных форм. Одна из групп обезьян – австралопитеки – 3-4 млн. лет назад дала начало ветви, ведущей к современному человеку. Австралопитеки: масса тела до 50 кг., рост до 150 см., прямохождение, масса мозга около 550 г., использование камней и костей животных.
В процессе становления человека выделяются три стадии:
1) древнейшие люди (архантропы) – около 1 млн. лет назад: питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек. Масса головного мозга достигала 800-1000 г.; совершенствование орудий труда, использование огня;
2) древние люди (палеоантропы) – около 200 тыс. лет назад: неандертальцы. Рост до 165 см., масса мозга до 1500 г., зачатки речи (развитие больших полушарий как основы психической деятельности, ответственной за мышление, речь, память, поведение), захоронение трупов;
3) современные люди (неоантропы) – 40-30 тыс. лет назад: кроманьонцы. «Человек разумный». Членораздельная речь, наскальные рисунки, объем черепа 1600 куб. см., приручение домашних животных, появление расовых различий.
Человек – часть Вселенной, точнее – ее центральная часть(?). Антропный принцип: существование человека обусловлено закономерностями Вселенной, наличием мировых констант (скорость света, постоянная тяготения, постоянная Планка и др.). Человек как часть природы живет в системе космических ритмов. Так, 11-летний цикл солнечной активности влияет на жизнь, здоровье, творчество людей; на цикличность катастроф, социальных потрясений, всплески инфекций и др. Сегодня известны три цикла активности у человека, начиная со дня рождения: физической активности – 23 дня; эмоциональной – 27 суток и интеллектуальной активности – 33 дня. Таким образом, подтвердилась идея древних философов о человеке как микромире, отражающем в себе макромир. О единстве человека со всем мирозданием учили Н.Ф. Федоров, Циолковский, Чижевский.
РУССКИЙ КОСМИЗМ
Русский космизм – учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Проблематикой русского космизма активно занималисьтакие мыслители, какН.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.
Николай Федорович Федоров (1828-1903) по праву считается отцом русского космизма. Этот оригинальный и самобытный мыслитель принадлежит к плеяде незаслуженно забытых, а точнее, - долгое время замалчиваемых ученых, чье творчество практически лишь в последнее время стало вновь доступным отечественному читателю. Оригинальный образ мысли и действия, огромная эрудиция, высокая нравственность, простота общения, постоянное стремление оказать нуждающимся помощь неизменно притягивали к нему окружающих. Федоров пользовался широкой известностью в обеих российских столицах. Его высоко ценили современники, в частностиФ.М. Достоевский. Обычно скупой на похвалу Л.Н. Толстой также восхищенно отзывался о Федорове: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Вл.С. Соловьев восторженно писал в письме Федорову: «Ваш план является шагом вперед, сделанным человеческим умом на пути к Христу».Вл.С. Соловьев признавал Федорова «своим учителем и отцом духовным».
По сути, вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смертью, воскрешении мертвых. Федоров - философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность - это деятельность («дело») во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков («отцов»). Он полагал нравственным долгом потомков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они стоят. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), - говорил Федоров, - а с каждым и для каждого; Это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)».
Однако для осуществления этой грандиозной, глобальной идеи необходимо было осуществить ряд задач. Первое — изменить небратское, неродственное отношение людей друг к другу. Чувство людской разобщенности и отсутствия между ними братских отношений постоянно мучило мыслителя. В отношениях живых людей в реальном мире обычно царит холодная отчужденность, вытекающая, по мнению Федорова, из-за сосредоточенности их на самих себе и своих проблемах. Федоров пытается показать человечество как единый род, который в силу своей сути объединяет и современников, и уже ушедшие поколения «отцов». И «общее дело», которое может объединить всех людей и ликвидировать небратские отношения, - это борьба всех против смерти.
Однако этому объединению людей, по Федорову, мешает враждебная им «слепая природа». Под давлением сил природы человеком овладевает инстинкт самосохранения. Это приводит к враждебным отношениям друг к другу людей, классов, наций.
Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить и смерть.
И в этом деле, наряду с братством всех людей и народов, огромная роль принадлежит науке. Именно ее влияние и дальнейшее развитие позволят человеку сначала значительно продлить жизнь, а затем сделать его организм бессмертным. И хотя Федоров был глубоко религиозным человеком, но в данном случае он полагал, что воскресение произойдет не после страшного уда, благодаря вмешательству Бога, а путем самовоскрешения человека. Именно поэтому Федоров говорит не о воскресении, а о воскрешении. Речь у него идет о будущей вечной посю-(а не поту-)сторонней жизни.
Согласно каноническим религиозным догматам человек, созданный по образу и подобию Бога, никогда не равен ему. У Федорова же человек, победив смерть и став господином космоса, сам становится Богом. Главное же отличие федоровской идеи воскрешения от канонической заключается в том, что само воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть самого человека. Божественная благодать является вспомогательным средством
Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие человечеству. Необходимо также обеспечить его местом для нормального существования. Федоров решает эту задачу очень просто. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». И здесь достойная новая задача для науки - помочь людям овладеть космосом. Об этом до Федорова никто не говорил! Именно он (а не К.Э. Циолковский, как полагают некоторые) первым заявил, что Земля не является границей для человека, «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание - поприщем нашей деятельности». Разумеется, потребуется создать соответствующие технические средства для достижения этой цели, что позже это было блестяще разработано Циолковским. Федоров же в своих дерзновенных мечтах предлагал свой вариант решения перемещения в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход») для полетов в космос. В перспективе, по замыслам Федорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этом особенно тесно проявится единство человека и космоса.
Космизм Н.Ф. Федорова оказал сильное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), выдающийся русский естествоиспытатель, пионер ракетостроения, обладалобширными познаниями и разносторонними интересами как в области естественных наук, техники, так и в области философии. Впрочем, в годы своей жизни будущий «отец космонавтики» был более известен как специалист популярного тогда дирижаблестроения. Ему, в частности, принадлежит идея цельнометаллического дирижабля.
Гениальный ученый в области ракетостроения Циолковский оставил в области философии менее заметный след. Во многом из-за достаточно скептического отношения к имевшимся философским построениям и теориям. Еще во время учебы в Москве он занимался исключительно точными науками и старался избегать, по его словам, «всякой неопределенности и философии». В его философских произведениях не встретишь имен философов прошлого или современников. Его философия полностью самобытна, но уже в силу этого весьма ограничена.
Основанием своей «естественной философии» Циолковский считал «познание Вселенной», а также «отречение от рутины, которую дает современная наука». Как подчеркивал сам ученый, «наука, наблюдение, опыт и математика были основой моей философии». Циолковский разрабатывал собственную «космическую философию» (монизм), противопоставляя ее с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой - «пессимистическому» материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни.
Чувственность, по мнению ученого, есть свойство, не отделимое от материи. Наделенные чувствительностью атомы материи свободно и вечно перемещаются в необозримом пространстве Вселенной. Попадая в «высокообразованное существо», атомы начинают «мыслить». В других же случаях, в неорганической сфере, они как бы «спят», ожидая своего часа. В этих рассуждениях очевидная дань гилозоизму (гилозоизм - от греч. hyle - вещество и zое - жизнь.)
Жизнь, по Циолковскому, вечна. «После каждой смерти получается одно и то же - рассеяние. Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени...».
Здесь мыслитель весьма близок к индусским учениям о переселении душ. На основании этой диалектической в своей основе идеи о всеобщей жизни, везде и всегда существующей посредством перемещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытается построить целостный каркас своей «космической философии».
Циолковский полагает, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Правда, в качестве доказательства этого утверждения он считает достаточным то обстоятельство, что Вселенная безгранична. Иначе «какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?» А на основании сравнительной молодости Земли им делается вывод о том, что на других «старших планетах жизнь гораздо более совершенна».
Не имеющее границ, космическое пространство, по мнению мыслителя, населено разумными существами различного уровня развития. Ученый выстраивает их иерархию. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили все другие планеты. «Совершенные», пройдя все муки эволюции, зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах, избавлять их население от мук развития'.
По Циолковскому, в ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала - в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем - союза союзов и так далее до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная.
Нравственная, космическая задача Земли - внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне могут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Вселенной.Онподчеркивал, что суть его космической философии заключается «в переселении с Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение ракеты для Циолковского было отнюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-Ракетостроителя, а «только методом проникновения в глубины Космоса». Поэтому Циолковский очень обижался, когда его [представляли «однобоким техником, а не мыслителем».
Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно «усовершенствуют природу человека и его общественную организацию». В ходе эволюции человеческий организм претерпит существенные изменения, которые превратят человека, по существу, в разумное «животное-растение», искусственно перерабатывающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут полный простор их воле и независимости от среды обитания. В конце концов, человечество сможет эксплуатировать для своей нужды и пользы все околосолнечное пространство и солнечную энергию. А со временем земное «население рассеется по всему околосолнечному пространству».
Идеи Циолковского о единстве разнообразных миров Космоса, его постоянном совершенствовании, включая и самого человека, выходе в Космос имеют важный мировоззренческий и гуманистический смысл.
Выдающийся ученый-естествоиспытатель Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) был основоположником гелиобиологии, науки о Солнце и его влиянии на земные процессы. Ему принадлежит ряд выдающихся открытий в области естественных наук. Почетный член более 30 различных иностранных академий и научных обществ. Его звали «Леонардо да Винчи XX века». В 1939 г. международным конгрессом по биофизике и биокосмике он был выдвинут на соискание Нобелевской премии.
Становление Чижевского как ученого прошло в Калуге. В этом, безусловно, немалую роль сыграла его искренняя дружба с К.Э. Циолковским, не прерывавшаяся до самой смерти последнего.
В 1914 г. семнадцатилетний Чижевский, беззаветно увлекавшийся астрономией, химией и физикой, обратил внимание на синхронность образования солнечных пятен и одновременную активизацию боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Когда он рассказал об этом знакомым ученым, те высмеяли его. Циолковский же посоветовал накапливать статистический материал, чтобы исследование было научно и убедительно.
В 1915 г. молодой ученый делает доклад на тему: «Периодическое влияние Солнца на биосферу», а за 1915- 1917 гг. собирает материал для диссертации «О периодичности всемирно-исторического процесса». В 1924 г. Чижевский публикует работу «Физические факторы исторического процесса» (извлечения из указанной диссертации), в которой сжато изложил основные выводы своей концепции.
Смысл же его концепции состоит в том, что на богатом фактическом материале доказывается существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса Космоса. Данная работа вызвала волну возмущенных публикаций. Единственной положительной оказалась рецензия К.Э. Циолковского: «Молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца и путем вычислений определить, ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказываются Чижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа».
Лишь через много лет высказанные Чижевским мысли и выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтверждены. Так, практика и многочисленные наблюдения показали неоспоримую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей от периодических циклов активности Солнца. Прогнозы неблагоприятных для здоровья дней - обычное в наши дни дело. Однако мало кто знает, что впервые открыл существование этих циклов, указал их влияние на людей наш молодой соотечественник А.Л. Чижевский.
Интересна и мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на Солнце в силу единства всего существующего в Космосе могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государств. Ведь во главе правительств практически большинства стран стоят немолодые люди. Происходящие на Земле и в Космосе ритмы, конечно же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно в условиях тоталитарных, диктаторских режимов. А если во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их патологические реакции на космические возмущения могут привести к непредсказуемым и трагическим последствиям для народов своих стран и для всего человечества в условиях, когда многие страны обладают мощным оружием уничтожения.
Чижевский обратил внимание на фатальный для судьбы России год Змеи с циклом в 12 лет (1905, 1917, 1929, 1941, 1953), а также выделил сверхритм в 36 лет (1917, 1953). Годы максимальной солнечной активности Солнца в ХХ столетии:
1905 – 1907 гг.
1915 – 1917
1926 – 1928
1937 – 1938
1947 – 1948
1956 – 1958
1966 – 1968
1978 – 1979
1988 – 1989
2000 - 2002?
Александр Леонидович Чижевский установил солнечно-земные связи и связал пики циклов солнечной активности с урожайностью зерновых, эпидемиями чумы и гриппа, общей смертностью и количеством немотивированных самоубийств, катастроф на транспорте (скорость реакции у водителей уменьшается в 3-4 раза), ухудшением памяти и интеллектуальных способностей (заторможенность и неуверенность); резко возрастает число землетрясений, извержений вулканов и других катаклизмов. Все крупнейшие землетрясения в нашей стране произошли именно в годы максимума солнечной активности. Т. е. Солнце влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и на социальные процессы. Социальные катаклизмы, происходящие на Земле (войны, бунты, революции) во многом определяются, по мнению Чижевского, поведением нашего светила. По подсчетам А. Чижевского, во время минимальной солнечной активности соответственно наблюдается и минимум массовых социальных движений - 5%, в во время пика активности Солнца их число достигает 60%.
Широко известны также работы и открытия Чижевского в области аэроионофикации (оздоровление воздуха насыщением отрицательных ионов), используемые для профилактики и лечения болезней, а также его работы по структурному анализу движущейся крови.
Многие его идеи нашли свое применение в области космических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние. Капитальные публикации и исследования творчества Чижевского еще ждут своего часа.
Идеи русских космистов оказали плодотворное влияние на последующее развитие философии и естественных наук. Достаточно упомянуть учение о ноосфере В.И. Вернадского. Актуальны и сегодня идеи Федорова о необходимости тесного сотрудничества ученых всех стран, всего человечества в решении насущных общих проблем бытия, главной из которых является проблема выживания.
Вклад естествознания в изучения человека.
Социобиология изучает генетические факторы форм поведения (животных и человека). См.: Тинберген Н. Социальное поведение животных. – М., 1993; работы Э. Уилсона. Эксперименты показывают, что естественный отбор влияет на поведение, а поведение на генотип. Поведение оказывает влияние на групповой состав популяции и на судьбу возникающих в ней генотипических изменений. Возможна поведенческая селекция с/х животных. А людей? Возможно ли целенаправленное воспроизводство людей с предзаданным поведением – пассивным, репродуктивным, однозначно определенным, разрешенным, предсказуемым и абсолютно контролируемым? Каков вклад социобиологии в изучение человека?Главное – изучение биологических основ эволюции человека и исследование механизмов генетической детерминации социального поведения человека. С этой целью строятся описания природно-биологических основ жизнедеятельности человека. Проблема биосоциальной сущности человека формулируется как проблема генно-культурной коэволюции. Можно ли поведение человека приблизить к идеалу альтруистического совершенства? Существуют ли гены эгоизма, альтруизма, иди же черты характера обусловлены социально?? Зависят от воспитания и культуры?! Оказывается, что генетически детерминированы инцестовое торможение, конфликт отцов и детей, война, территориальность, различная ориентация полов, страх детей перед чужими людьми, стремление сохранить свой престиж и достоинство и т.д.В перспективе - корректировка генов, ответственных за наследственно передаваемые болезни, а также обусловливающих отклоняющееся поведение человека!?
С 30-40-х годов ХХ в. развивается этология – наука о поведении животных. (См.: Лоренц К. Агрессия. – М., 1994). Лоренц установил, что питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют 4 рода инстинктов: голода, половой, агрессии и страха. Агрессия – первичный инстинкт, направленный на сохранение вида (конкуренция внутри вида). Граница территории и борьба за область обитания: агрессивность и покорность, «ритуальные» формы поведения. Изучение форм сообществ: антагонизм и сосуществование в иерархических группах. «Гены альтруизма»? (Эфроимсон). Или эгоизм является движущей силой эволюции? «Гены самопожертвования»? (у термитов). Агрессия генетически предзаложена в природе человека, нужно ее переориентировать (сублимировать) в спорт, искусство, науку, смех. Это – необходимые тормозящие механизмы агрессии. Важна, согласно Лоренцу, и борьба с «грехами», потому что на это уходит энергия. (Лоренц К. Человек находит друга. М., 1971).
Лоренц также полагал, что ослабление естественного отбора в человеческом обществе выводит его на путь вырождения.
Философия пола и гендерные исследованияс 70-х годов ХХ в. привели к переоценке старых представлений о различии полов в физическом, психическом и духовном отношениях, о влиянии пола на мышление, исполнение социальных ролей, на способность к занятиям наукой, политикой и .др. Было проведено различие между «биологическим полом» (англ. sex) и “социальным полом” (англ. gender). Начало этим исследованиям положила Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» (1949). Она показала, что общество конституирует мужское (маскулинное) как позитивную культурную норму, а женское (феминное) как негативное, отклонение от нормы, как Другое. С этих пор гендером стали называть социальный пол, который общество надстраивает над биологическим полом как физиологической реальностью. Развернулось движение феминизма против идеологии маскулинизма – мировоззрения, утверждающего и приписывающего характер естественности мужскому доминированию в обществе. Последней каплей, переполнившей чашу терпения феминисток, оказалась публикация одного из результатов социологического исследования, где врачам-психиатрам предлагалось определить ментальные признаки «здорового мужчины», «здоровой женщины» и «здорового человека». Выяснилось, что признаки «здорового мужчины» и здорового человека совпали. Ими оказались: рациональность, активность, независимость, индивидуализм, ориентация на достижение социально значимых целей и т.д. Признаками здоровой женщины были названы: эмоциональность, пассивность, зависимость, желание нравиться мужчинам, ориентация на семью и детей, самоотверженность и самопожертвование и др. Иными словами, ментальность мужчины и человека были отождествлены, а ментальность женщины отлична от них. Суламифь Файерстоун: «Если природа сделала женщину отличной от мужчины, то общество сделало ее отличной от человека».
Феминистки обнаружили, что практически все сферы жизни, все социальные институты, нормы, правила, установки отмечены мужской доминантой и андроцентризмом (свойственной западной культуре установке считать мужчину тождественным человеку вообще, а женщину – подвидом «человека вообще»). Прежде всего это относится к власти и собственности, которые находятся в руках мужчин и служат их интересам. Сама же власть, по их мнению, отмечена «мужскими чертами»: жестокостью, насилием, агрессивностью. При этом «сильный» мужчина утверждается на фоне и за счет «слабой» женщины. В традиционной культуре женщина обязана быть слабой, иначе невозможен архетип «сильного» мужчины. Торжество его силы возможно только через унижение и подавление ее личности. Но, порабощая, - делают справедливый вывод феминистки, - нельзя стать свободным.
Западная мораль и европейское искусство также воспроизводят гендерную асимметричность и андроцентризм. Женщинам отведена лишь пассивная роль объекта поклонения, зажигающего искру вдохновения в Творце-мужчине. Женщины оказались отчужденными от творческого процесса, а само понятие феминного представлено через образ матери или гетеры, Девы Марии либо Марии Магдалины.В науке феминистки также обнаружили маскулинные атрибуты: рациональность, объективность, имперсональность, свобода от ценностного влияния, а также отрицание способов познания традиционно ассоциирующихся с феминным: интуиция, чувственное познание. Традиционные исторические исследования также сориентированы на события «большой!» (мужской) истории: войн, битв, революций, смены династий, а повседневная жизнь людей оказывается перифирийной для исследователей. Эмансипация женщин оказывается составной частью борьбы против любого неравенства и дискриминации в обществе по признаку пола. Таким образом, мужское и женское на онтологическом и аксиологическом уровнях существуют как элементы культурно-символических рядов:
мужское – рациональное – духовное – божественное - … культурное
женское – чувственное – телесное – греховное - … природное. Так в культуре создается и закрепляется иерархия и соподчинение. Так было, но так не доложно быть. Задача философии пола – деконструкция культуры, разоблачение скрытой логики метафор и бинарных оппозиций понятий мужчина – женщина, субъект – объект, господство – подчинение, культура – природа и других различий с доминацией.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1340;