Переход к индустриальной цивилизации: XVIII - начало XX вв.
1. Индустриальный вызов Европы и Россия
18 век занимает особое место в истории цивилизации. Становление в Европе Нового времени означало разрушение устоев традиционной цивилизации и утверждение новой – индустриальной. Этот процесс перехода от традиционного общества к индустриальному получил название модернизации. Модернизация проходила в Европе в течение полутора столетий и охватила все сферы жизни общества. Различают два вида модернизации. Органическая модернизация является результатом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Например, развитые страны Западной Европы. Неорганическая модернизация представляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет тип «догоняющего» развития, предпринимаемого правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. «Догоняющий тип» модернизации предполагает более сжатые сроки осуществления, выборочное заимствование и внедрение организационных и технических достижений, сужение сферы действия модернизационных задач. Примером служит Россия.
В 18 веке в Западной Европе почти повсеместное распространение получили капиталистические отношения. В течение 18 в. в Англии и Франции произошел целый ряд технических открытий и нововведений. Важнейшие из них - механизация ткацкого станка («летающий челнок» 1739), прядильного станка (1764 – 1784) , использование энергии воды (1769), изобретение паровой машины Д. Уаттом (1760). Технические изобретения 18 в. подготовили промышленный переворот первой трети ХIХ в., в итоге которого мануфактурная стадия капитализма уступила место фабрично-заводской, а ручной труд был заменен машинным. Важнейшими признаками хозяйственной жизни Европы в этот период являлось становление и расширение внутренних рынков, формирование мирового рынка, возникновение наций и мировой колониальной системы.
В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией – небывалым ростом городов, который привёл к преобладающему их положению в экономической жизни общества. Возникли новые социальные слои – буржуазия и наёмные работники. Обострялись противоречия между новыми и старыми классами. Роль гаранта определённой внутриклассовой стабильности выполняла в тот период абсолютная монархия, выдвигающая лозунги заботы об общем государственном благе и надклассовости, к тому же абсолютизм являлся выразителем национальных интересов на международной арене. 18 век связан с появлением нового государства на Северо–Американском континенте. В 1776 г. было провозглашено создание Соединённых Штатов Америки. В 1787 г. была принята федеральная конституция. Конституция признавала самостоятельность 13 штатов, сохранявших свои органы управления, законы, учреждения, но одновременно создавала сильную федеральную власть. Законодательные полномочия закреплялись за конгрессом, состоявшим из двух палат – палаты Представителей и Сената. Исполнительная власть осуществлялась президентом. Учреждался Верховный суд из несменяемых, пожизненно избиранных судей. В 1791 г. были приняты конгрессом 10 поправок к конституции, провозглашавшие гарантии демократических прав и свобод (свобода слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища). Таким образом, США стали тем государством, в котором начали складываться гражданское общество, правовое государство.
Изменились в 18 веке и эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего мира. Мир воспринимался человеком как нечто неизменное, существующее согласно Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества, и на основе этого знания изменить их в соответствии со своими желаниями и потребностями. Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются Божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Человек Нового времени – это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде. Теоретической основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить её от рамок традиционализма. Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Человек, как разумное существо, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Европейское Просвещение было представлено Д. Локком, Д. Вико, И. Кантом, Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Ж.-Л. Монтескье и др. Идеал просветителей – общество, основанное на началах Разума, Добра, Справедливости, Знания. В этом духе развивалась и политическая мысль Нового времени. Появление теории естественных прав, общественного договора и разделения властей означали революцию в общественной мысли и не имели себе равных по своему влиянию. Целую эпоху революционных потрясений, политических и социальных переворотов открыла Великая французская революция (1789). 26 августа 1789 г. Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина. В ней утверждалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Священные права человека и гражданина – свобода слова, права на безопасность, собственность. Вместе с американской Декларацией независимости (4 июля 1776 г.) и Конституцией США (1787 г.) эти документы в законодательном порядке закрепили сформулированные Просвещением идеалы и принципы, легшие в основу ценностей современной цивилизации.
В истории России 18 век также занимает особое место. С этого времени начался отсчёт нового периода российской истории, известный под названием имперского. В начале 18 в. были предприняты меры по преодолению государственной изоляции страны и цивилизационного отставания от Европы, характерные для Московского царства. К 17 – началу 18 вв. Россия переживала кризис, охвативший практически все сферы жизни общества. В политической области он выразился в борьбе различных группировок за престол. Нарастало экономическое отставание страны. Современной армии, способной вести успешные боевые действия, по существу не было, не существовало светского образования, не было национальной медицины, ни одного русского врача, существовала одна аптека на всю страну (да и та – царская). Для Европы Россия того времени была варварской державой. Многие смотрели на неё как на будущую колонию Европы. Поэтому русская внешняя политика в первой четверти ХVIII в. отличалась большой активностью и сопровождалась почти непрерывными войнами, направленными на решение общенациональных задач и прежде всего на овладение выходом к морю.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 2593;