Создание государства Русь
Древнерусская летопись «Повесть временных лет» (12 в.) рассказывает, что норманы часто выступали посредниками в межплеменных усобицах славян и облагали последних данью. В середине 9 века, например, они брали «по белке и по серебряной монете с дыма (т.е. дома) с чуди, и «со словен, и с мери, и с всех кривичей». « Повесть ...» зафиксировала событие 862 г., когда славяне прогнали варягов за море и «начали сами собой владеть». Однако вскоре с новой силой разыгрались страсти и «пошел род на род...». Так летопись объясняет причину «призвания» славянским старейшиной Гостомыслом варяжского конунга Рюрика на княжение в Новгород в 862 г., что, по мнению летописца, сыграло определяющую роль в будущем объединении племен. Предание гласит, что дружинники Рюрика— Аскольд и Дир овладели Киевом. После смерти Рюрика власть в Новгороде оказалась у его сподвижника Олега (879-912), который покорил древлян, радимичей, северян, обложив их данью «из меха, меда и зверинных шкур». Он захватил Киев, сделал его столицей своего разросшегося княжества и назвал «матерью городов русских».
О происхождении слова «Русь» было много дискуссий. Заслуживают внимания две основные версии. Первая заключается в том, что название «Русь» имеет скандинавские корни и означает либо шведов — «руотси»—«гребцы», либо одно из скандинавских племен, выходцами из которого были первые князья. Вторая точка зрения выводила термин «Русь» выводила от названия реки Рось, притока Днепра, по берегам которого издавна селились славянские племена. Много удачных военных походов совершил Олег, в том числе — на Византию. Победа князя над греками (так назвали на Руси жителей Византии) принесла ему славу и богатую добычу. В 907 г. был заключен первый межгосударственный договор Руси с Византией. Итак, Олега можно считать первым правителем Киевской Руси. Именно так стало называться государство восточных славян. Таким образом, согласно древней летописи, норманы объединили славянские племена. Это послужило основанием для вывода о германских истоках русской государственности. Впервые эта идея получила развитие в трудах российских историков 18 века Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А. Л. Шлецера, приглашённых из Германии на русскую службу. Они стали основателями «норманской» концепции происхождения русского государства, которую в той или иной степени разделяли все выдающиеся российские историки 19 -начала 20 веков. (Н. Карамзин, В. Соловьев, В. Ключевский и другие). Разногласия среди них по этому вопросу касались лишь деталей, например, этнической принадлежности варягов, степени готовности славян к государственной жизни и тому подобное.
В 18 веке появилась альтернативная «норманской» — «славянская» концепция происхождения русской государственности, автором которой стал великий русский ученый М. В. Ломоносов. Русское государство, по его мнению, имело славянские корни. Ядро его находилось в Среднем Поднепровье, а название свое оно получило от речки Рось и племени роксоланов. Правда, Ломоносов ссылался на более поздние летописные своды, составители которых уже были связаны государственной идеей. Немец Зигфрид Байер (1694-1738) окончил университет в Лейпциге. Основная работа «Варяги». Трудился в Петербургской академии наук. Байер опроверг сказание русских летописей 16 века о призвании Рюрика из Пруссии. Байер утверждал, что варяги прибыли из Скандинавии и Дании.
Фридрих Миллер (1705-1873) приехал в Россию из Лейпцига. Собрал 30 томов документов по истории Сибири. Основная книга «О происхождении народа и имени российского». М. Ломоносов выступил против Ф. Миллера. Перед смертью М. Ломоносов закончил первый том истории России. Людвиг ШЛёцер (1735-1809) из Виттенберга (Германия) издал «Русскую правду». После нескольких лет работы в России вернулся в Германию.
Норманская теория происхождения нашего государства. Норманисты: Байер, Шлецер, Погодин, Соловьев. Татищев и Болтин выводили Русь из Финляндии. Ломоносов считал, что Руссия – это Пруссия. Забелин выводил Русь из балтийских славян, а Костомаров из Литвы.
Выдающиеся зарубежные историки:А. Тойнби (англичанин), К. Ясперс (немец), Л. Ранке (немец), М. Блок (француз).
Следует отметить, что идеологизация вопроса о корнях российской государственности мешала и мешает объективному исследованию проблемы. В советское время норманисты преследовались, их взгляды считались антипатриотичными, играющими на руку пангерманизму, оправдывающими экспансионистские планы Германии в мировых войнах. Однако сравнительный историко-лингвистический анализ, археологические находки специфических норманских захоронений (в ладье) на территории России, предметов варяжского быта и тому подобное не позволяют игнорировать норманскую концепцию. Видимо варяги были тем катализатором, который ускорил процесс создания русского государства.
Каковы же были занятия первых русских князей? Сначала земля не составляла для них ценности. Предметом их деятельности было поддержание славянского единства, походы на Византию, защита Руси от кочевников. Особой военной активностью отличался внук Рюрика князь Святослав (945-972). Именно он со своей дружиной разгромил Волжскую Булгарию, Хазарский Каганат. Государственная деятельность князей требовала содержания, которое обеспечивалось не только военными походами, но и данью со славян. Как правило, осенью князья разъезжались по землям и собирали дань. Эта процедура называлась «полюдье» («хождение по людям»). Неуемные аппетиты князей могли стоить им жизни. Так случилось с сыном Рюрика Игорем, когда он решил взять двойную норму с древлян и был за это зверски убит. И хотя его жена Ольга отомстила за смерть мужа — сожгла главный город непокорного племени — Искоростень — все-таки она вынуждена была упорядочить даннические отношения. Расширение Киевского государства началось во время правления сына Ольги, Святослава. Храбр и быстр, как барс. Его войска двигались без обоза. Первый поход Святослава против хазар. Остался на Дунае. Печенеги осадили Киев. Святослав вернулся с Дуная, спас Киев. После смерти Ольги ушел на Дунай. Войска Византии вытеснили Святослава из Болгарии. На пути в Киев убит печенегами.
После смерти Святослава среди его сыновей начались раздоры. Победителем в 978 г. стал Владимир, который принял христианство.
Князь Владимир умер. Власть захватил старший сын Святополк, убивший Бориса и Глеба. Святополка «окаянного» победил Ярослав. Конфликт с Мстиславом. Раздел государства по линии Днепра. «Русская Правда» или законы Ярослава. Спецификой княжения на Руси было правление родом, когда главный, киевский престол занимал старший в роде князь. В связи с этим нередкими были конфликты между претендентами. В невыгодном положении оказывались младшие князья и князья-изгои, отцы которых умирали прежде, чем занимали великокняжеский стол. За первые 140 лет в Киеве сменилось 10 князей, в том числе половина из них была убита или доведена до смерти, как правило своими родственниками.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 616;