Новгородская и Псковская судные грамоты

Псковская судная грамота - источник права более высокого уровня, чем Русская правда, свидетельствующая о более развитых феодальных от­ношениях. В ней содержатся более развитые нормы гражданского, уголов­ного, судебного и процессуального права, встречаются сведения о госу­дарственном строе, положении различных социальных групп.

Ø Прежде всего необходимо отметить, что Псковская судная грамота кроме права собственности знает залоговое право и право пожизненного пользования, так называемую кормлю. Этим правом пользовался пере­живший супруг. Грамота различает недвижимое (вотчина) и движимое (живот) имущество. В ней оговорены способы получения собственности (по истечении срока давности, приплод, наследство, находка и др.).

Ø Псковская судная грамота особое внимание уделяет залоговому праву. Заложенное имущество не переходило во владение залогодержателя.

Ø В этом источнике права обстоятельно разработано обязательственное право. Грамота знает договоры: дарения, купли-продажи, мены, ссуды, поклажи, личного найма, найма помещения. Как правило, дого­воры поклажи, дарения, займа свыше одного рубля заключались в пись­менном виде или при свидетелях. Договоры, заключенные в состоянии опьянения, признавались недействительными.

Ø Купля-продажа земли оформлялась записью. Субъектами договора купли-продажи земли могли быть близкие родственники. Известны случаи, когда сторонами были супруги, однако женщины могли в этой сделке выступать лишь в качестве продавца. Оформлялась сделка при свидетелях обеих сторон и скреплялась печатью архиепископа или его наместника. В договоре могло быть оговорено, что земля продается «одерень» или «в веки», т. е. без права выкупа.

Ø Существенные особенности имел договор купли-продажи, заключаемый с иностранными купцами. Признавалась законной только меновая торговля, обмен товара на товар, кредитные сделки не допускались. Закон устанавливал, что немецкий купец должен иметь свидетеля, он мог три дня осматривать товар. Передача товара происходила на немецком дворе. Сделка требовала взаимного согласия, присутствия свидетелей и сопровождалась рукобитьем. Лишь с середины XV в. на немецком дворе начали осуществляться письменное оформление сделок, их регистрация в памятных книгах. Договор мены регулировался аналогично договору купли-продажи.

Ø Договор дарения оформлялся, особенно в отношении земли, в присутствии свидетелей и с обязательным приложением печати. Однако допускалась и упрощенная форма: на дому, в присутствии свидетелей, не являющихся родственниками.

Ø Хорошо был известен в Новгороде и Пскове договор займа. Порядок оформления этого договора зависел от размера ссуды (при ее размере свыше одного рубля была обязательна запись). Предел при взимании процентов не устанавливался. Он определялся соглашением сторон. Допускалось досрочное прекращение обязательства по инициативе любой стороны. Однако в случае прекращения договора по инициативе кредитора он лишался права на проценты.

Ø В Псковской судной грамоте можно найти много статей, которые регу­лировали отношения между землевладельцами и феодально-зависимым населением - изорниками, огородниками и кочетниками (рыболовами). Изорники (пахари), получая от собственника земельный участок, брали от него «покруту» (подмогу) серебром или натурой. Изорники работали «ис­полу», т. е. половину урожая отдавали землевладельцу. Они имели право уходить от хозяина только 26 ноября, вернув взятую подмогу.

Ø Псковская судная грамота знает наследство как по закону, так и по за­вещанию. Перечислены возможные наследники: отец, мать, сын, брат, се­стра и другие близкие родственники. Оставался непоколебимым принцип: «сестра при братьях не наследница». Были расширены наследственные права супругов: переживший супруг наследовал «вотчину». При вступлении в новый брак он лишался права пользования вотчиной и она переходила к законным наследникам.

Ø Завещание в Пскове и Новгороде оформлялось письменно, почему и называлось «рукописанием». Оно должно было утверждаться путем положения его в ларь (архив) Святой Софии (в Новгороде) или Святой Троицы (в Пскове).

Ø Под преступлением понималось не только нанесение материального или морального ущерба отдельным лицам, но и причинение вреда государству.

Ø Наблюдается более развитая система имущественных преступлений, чем в Русской Правде. Среди них - татьба (кража), которая подразделяется на простую татьбу и квалифицированную (кража церковного имущества, конокрадство, кража в третий раз).

Ø Простая кража - это кража в первый раз (по Грамоте) и во второй, которая производилась из кладовой, саней, с воды, из лодки, зерна из ямы, кража скота, сена. Эти виды кражи наказывались штрафом в размере 9 денег (ст. 8).

Ø В памятнике есть статья, которая устанавливает денежные взыскания в пользу потерпевшего от 2 до 10 денег и судебные пошлины от 3 до 6 денег за кражу домашних животных.

Ø Квалифицированная кража - это кража, сопровождавшаяся отягчающими обстоятельствами. Это прежде всего профессиональное конокрадство, кража в третий раз, кража из Псковского кремля, где хранилась государственная казна. За квалифицированную кражу назначалась смертная казнь.

Ø Грамота различает «татьбу» (тайное похищение чужого имущества), грабеж и разбой (насильственный, открытый захват чужого имущества). Понятием «наход» грамота выделяет разбой, произведенный шайкой. За грабеж, разбой и наход взыскивался высокий штраф.

Ø Среди преступлений Псковская судная грамота содержит и такие, как перевет (измена), тайный посул судье, насильственное вторжение посторонних лиц в помещение суда, побои подверника (привратника).

Ø Значительно скромнее, чем в Русской Правде, представлены в Псков­ской судной грамоте преступления против личности, очевидно, потому, что в Пскове наряду с судной грамотой продолжала действовать и Русская Правда.

Ø Убийству в Псковской судной грамоте посвящено всего две ста­тьи. Как и в Русской Правде, наказание за оскорбление - вырывание бороды. Знает Псковская судная грамота и такое преступление против личности, как нанесение побоев.

Ø Система наказаний проста: известны только два вида наказания - смертная казнь и штраф.

Конкретные виды смертной казни в законе не оп­ределялись. Из летописи известно, что воров обычно вешали (этот вид смертной казни был традиционным для таких преступников, пришел на Русь из Византии). Поджигателей сжигали. Изменников забивала толпа. Убийцам отрубали голову. Штрафы (продажи) взимались в пользу князя, часть суммы поступала в городскую казну. Одновременно с уплатой штрафа виновный должен был возместить ущерб.

Суд и процесс.

В Новгороде и Пскове наряду с состязательным суще­ствовал и розыскной процесс.

Институт досудебной подготовки дела на­зывался сводом.

На процессе допускалось представительство сторон.

Женщины, дети, старики, монахи, глухие имели пособников, которые должны были в суде представлять их интересы.

Должностные лица не могли выступать в качестве представителя стороны, чтобы не оказывать давления на суд.

В случае спора о церковной земле интересы церкви пред­ставлял староста, т. е. выборный представитель верующих.

Процесс начинался обычно подачей искового заявления, жалобы.

По­ловник и его господин начинали разрешение своих споров о земле с заклича - публичного оповещения на торгу о своих претензиях. Это объяв­ление должно было привлечь к делу свидетелей из числа членов общин.

Важным этапом был вызов ответчика в суд; в случае пятидневной неявки его могли доставить в суд принудительной.

Большое внимание в законе уделено доказательствам, которыми при рассмотрении дела могли быть:

собственное признание обвиняемого;

показания свидетелей, послухов;

судебный поединок;

письменные документы и извод.

По делам о воровстве в качестве доказательства выступало «полишное», т. е. краденая вещь, найденная у лица, заподозренного в совершении кражи. Полишное обнаруживалось во время обыска, проводимого должно­стным лицом-приставом (здесь же присутствовал и истец).

Важное значение имели присяга («рота»).

Новгородская судная грамота была найдена Н.М. Карамзиным в од­ном рукописном сборнике.

В ней были изложены юридические нормы, ко­торыми руководствовались судьи Новгорода. Новгородская судная грамо­та целиком не дошла до нашего времени, сохранился лишь отрывок, со­стоящий из 42 статей; последняя статья обрывается на полуслове. Сохра­нившийся отрывок содержит в себе постановления процессуальные.

Существенными отличиями судебного процесса в Новгороде и Пскове от процесса Русской Правды являются:

Ø замена публичного процесса (на княжьем дворе) процессом канце­лярским, закрытым для публики;

Ø замена устного делопроизводства письменным,

Ø преобладание письменных доказательств;

Ø учреждение апелляционной судебной инстанции под именем суда докладчиков, состоявшего из выборных бояр и житьих людей.

Ø Процесс носил обвинительный характер.

Грамота содержала судебное решение в пользу стороны, выигравшей дан­ную тяжбу; судная грамота, содержавшая решение суда о поземельной тяжбе, называлась полевою грамотою. За выдачу грамот судьи получали пошлину. Все гражданские акты требовали печати владыки и хранились в храме Святой Софии (Новгород) или Святой Троицы (Псков). Юриди­ческие акты частных лиц, положенные на хранение в ларь, признавались бесспорными судебными доказательствами, а их хранитель назывался «ларником».

.Образование централизованного государства.

Причины:

  1. Ослабление и распад Золотой Орды.
  2. Про­гресс сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характе­ризуется в данный период все большим распространением пашенной сис­темы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли.
  3. Отделение ремесла от сельского хозяй­ства.
  4. Развитие экономических между­княжеских связей и торговли. Установлению внутренних экономических связей способствовало разви­тие внешней торговли
  5. Образование новых городов.
  6. Укрепление социального слоя дворянства.

Особенности формирования Русского централизованного государства.

  1. Низкий по сравнению со странами Западной Европы уровень развития производительных сил.
  2. Отсутствие капиталистического уклада в экономике страны (ограниченные масштабы классовой борьбы, отсутствие класса буржуазии)
  3. Опора на дворянство. Феодальная аристократия, не же­лая терять свои привилегии, составляет оппозицию вели­кому князю московскому. В ответ великие князья форми­руют для себя новую социальную группу феодалов -дворян. При условии поступления на государственную службу дворянам давались поместья (формируется соци­альная группа - «помещики»). Поместье давалось на оп­ределенный срок и под условием службы, а вотчина явля­лась наследственной собственностью. Таким образом, дворянство полностью зависело от великого князя и явля­лось его опорой. Рост роли и значения дворянства шел одновременно с падением влияния боярства, экономиче­ские и политические позиции которого во второй полови­не XV в. начали уменьшаться.
  4. Многонациональный состав государства.
  5. Международное положение России и борьба с монголо-татарами за независимость страны.

Причины объединения русских земель вокруг Москвы:

Ø Центром объединения Москва стала потому, что в силу своего географического положения была лучше при­крыта от внешних врагов, находилась на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.

Ø Таланты и ловкость пер­вых московских князей, умевших использовать выгоды своего положения. Князь Даниил и его сын Юрий присоединили к Москве города: Коломну в устье р. Москвы, Можайск и Переяславль-Залесский. Юрий Даниилович решил искать в Орде ярлыка на великое княжение Владимирское и всту­пить в борьбу за Владимир с тверским князем Михаилом, своим дядей. Оба князя в Орде были убиты. "В Москве стал княжить брат Юрия - Иван по прозвищу Калита (т. е. кошель). В 1328 г. он добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук московской ди­настии.

Ø Фактором, ускорившим централизацию, явилась внешняя опасность, которая заставляла русские земли сплачиваться перед лицом общего вра­га.

Ø Москва постепенно стала центром духовной власти Руси. В русском обществе все активнее зазвучала мысль о том, что Москва есть преемница Византии. Исходя из этой мысли о богоустановленном единстве всего христианского мира, игумен Псковского Елизарова мона­стыря Филофей написал великому князю Василию III послание, где дока­зывал, что изначально центром мира был Рим, затем новый Рим - Кон­стантинополь, а в последнее время стал третий Рим - Москва. «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бывати», - писал инок. Идея о всемирной, роли «Москвы - третьего Рима» овладела русским народом, московский великий князь стал рассматриваться «царем всего православия», а русская церковь - достойной преемницей греческой церк­ви. Передавали предание, будто сам апостол Андрей Первозванный был на Руси, благословил горы Киевские и предсказал, что на Руси будет цвести истинная вера.








Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 987;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.