Феодальный общественный строй» утвердился на Руси в IX в.
Социальная структура общества состояла из:
· феодалов (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри).
Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения. Русская Правда, например, устанавливает двойную виру в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего можно заключить, что вероятнее всего за посягательство на их жизнь полагалась смертная казнь.
Два пути формирования класса бояр:
Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя, т.н. земские бояре.
Во-вторых, бояре княжеские - бояре-огнищане, княжьи мужи. Они были в прошлом дружинниками князя, а во время военных походов становились ядром русского войска. Постоянно находясь при князе, дружинники выполняли различные его задания по управлению государством, были советниками князя по вопросам внутренней и внешней политики. За эту службу князю дружинники наделялись землей и становились боярами.
В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.
· Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. В руках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание.
· свободных общинников (сельские и городские «люди»);
Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших» или «вятших», т. е. зажиточных, и «молодших» или «черных», т. е. бедных. По занятиям своим они назывались купцами или «гостями» и ремесленниками.
Смерды (крестьяне-общинники);Они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство.
· закупов (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий «купу»);
Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то он не считался самостоятельным человеком и носил название «закупа». Закуп, однако, не был рабом, он мог снова стать смердом, если мог рассчитаться со своим хозяином
· изгоев (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом);
· челяди и холопов (придворные рабы);
Государственный строй Киевской Руси.
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 781;