Социальная помощь детям. — М., 1994. — С. 86. 362

быть установлены хорошие отношения с подростком и его окруже­нием, точнее, должен быть установлен контакт, что в практике работы социального педагога достигается не сразу и Не просто.

Здесь важно социальному педагогу еще до встречи познако­миться с личными делам подростка и в школе, и в комиссии по делам несовершеннолетних. Важно выяснить причину педагоги­ческой запущенности, а в дальнейшем стараться объединить пе­дагогический процесс воспитания и процесс самовоспитания. Социальному педагогу важно овладеть приемом направления под­ростка к деятельности самосовершенствования.

Работая с трудными подростками, социальный педагог на каж­дого воспитанника составляет психологическую карту. В этом осо­бенность работы социального педагога — работа с личностью.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего особенно возбу­димы, социальному педагогу важно выбрать для ребенка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.

Для воспитания этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими.

Работая в реабилитационном центре с подростками, соци­альный педагог должен помнить о ряде условий, которые ему помогут достичь успеха.

Первое — установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать. Познание ребенка — это второе, о чем должен помнить педагог. Знать его мысли, стремления, реак­ции, планы на будущее. Третье — установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации1.

Подробная технология достичь контакта социального педагога с подростком разработана психологом Л.Б.Филоновым. Он выде­ляет несколько стадий в разговоре социального педагога с подро­стком. Это накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка, поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения, определение отрицательных качеств его личности, его реакция на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия2.

1 Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптивированными под­ростками в процессе их реабилитации/Проблемы, методика и опыт реабили­тации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994. — С. 124.

2 Там же.-С. 127-143.

педагогу о «неформалах»

Учитывая, что так называемые «трудные подростки» составля­ют большинство в различных неформальных объединениях, со­циальному педагогу, работая с ними, следует иметь представление хотя бы частично об этом

молодежном движении.

Обратимся к истории. Неформальные молодеж­ные группы впервые возникли после второй ми­ровой войны в европейских странах как неприятие молодежью в их странах общественных и экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это был протест против существующих по­рядков и поиск более справедливых форм человеческого суще­ствования.

В конце 40-х — начале 50-х гг. небольшие группы молодежи пытались противопоставить себя обществу. Они появлялись с осо­быми прическами и одеждой. Их жесты, язык, поведение, их му­зыка, интерес к политической жизни заставляли обращать на них внимание. Это — битники, обитавшие в подвалах, в примитивных одеждах; они искали смысл жизни.

В середине 50-х гг. во многих европейских странах появились «сердитые молодые люди» от 14 до 20 лет в кожаных пиджаках, без работы; многие из них потеряли в войну отцов. Как протест про­тив своего положения они громили витрины магазинов и рекла­мы.

Позднее появилось движение теддов, озлобленные, они обру­шивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно не белого цвета кожи.

Юноши от 12 до 20 лет в начале 60-х гг. организовались в груп­пу Tods. Дети квалифицированных рабочих, сами работающие, они бунтовали по воскресным дням,

Более массовым было движение хиппи. Они выдвигали челове­колюбивую систему ценностей: «Творите любовь, а не войну». Их одежды представляли разные национальные культуры; красочные атрибуты: буддийские четки, индийские амулеты и талисманы, европейские гитары и губные гармошки. Символ движения — цветы. Они осуждали отцов за то, что общество отошло от естественных потребностей человека. Протестовали против уничтожения лич­ности, индивидуальности каждого, выступали против формаль­ных законов общества.

В 1964 г. под влиянием хипп-движения произошло массовое выступление студентов: демонстрации, баррикады, столкновения с полицией. Хиппи создавали небольшие мастерские, сельскохо­зяйственные фермы, пытались уйти от товарно-денежных отно­шений, отдавая продукты в своих магазинах бесплатно, что при-

водило к разорению. Это была попытка создать коммуны как про­тест существующему обществу.

В этот период от хиппи отделяется группа йипи, которые зва­ли народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тыс. йипи организовали марш в Чикаго, где обсуждались кандидаты в президенты США. Три дня полиция демократической Амери­ки, применяя дубинки и слезоточивые газы, жестоко избивала подростков. После этого движение йипи прекратило свое суще­ствование.

Кризис движения хиппи, разочарование и подавленность молодежи привели к проникновению в их движение идей сексу­альной революции. Члены коммун хиппи вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые имели общих сексуальных партнеров.

В 70-е гг. среди молодежи возникают различные религиозные секты как более мирные протесты обществу: движение «зеленых», группы новой демократии, группа защиты прав женщин и безра­ботных.

В развитых странах появляются рокеры — молодые люди из рабочих семей, учащиеся с мотоциклами. Они носились на боль­шой скорости, оглушали ночные города, испытывая при этом чувство свободы. В ФРГ возникло движение фашистского толка нацирокеров.

В настоящее время массовое распространение приобрели фэн-клубы, где пропагандируется экстремизм и насилие, межнацио­нальная вражда. Так, футбольный матч на кубок Европы ФРГ-Турция западногерманские фанаты превратили в демонстрацию ненависти к туркам.

Группа попперов выступала против протестующего поколения отцов, предлагая не обращать внимание на отрицательное в жиз­ни, а наслаждаться существующими благами, находить их в своем окружении.

Огромной популярностью пользуются панки. Считая себя бро­шенными обществом, они стремятся вызвать к себе отвращение окружающих: ярко расписывают лица, наголо бреют голову, хо­дят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее.

Новое молодежное неформальное движение кибер-панкизм имеет два направления: киберпанки осознающие и неосознающие свою принадлежность к неформалам. Больше вторых, это люди разного возраста, увлеченные компьютером. Увлечение техникой помога­ет им в установлении связи искусства и науки, литературы и про­мышленности.

В России неформальные группы молодежи появились также после Отечественной войны. В период перестройки их число воз­росло, молодежь включилась в мировое молодежное движение, представляя свою специфику. Существующие различные нефор­мальные группы нередко контактируют друг с другом (А.П.Файн). Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга и могут пере­ходить из одной группы в другую.

Почему молодежь тянется к неформальным группам? Одни из любопытства, не вникая в философию движения, другие видят в движении интересную форму проведения времени, для третьих — поиск оригинального образа жизни.

У хиппи своя философская платформа, своя форма поведения, В их клуб может вступить каждый, участвующий в мероприятиях Системы. В России движение хиппи возникло в 60-х гг. Это был интерес молодежи к джинсовой одежде.

В конце 70-х п\ хиппи стали вытесняться панками, металлиста­ми, брейкерами, но к 80-м гг. снова наблюдается интерес к дви­жению хиппи. Сейчас московскую Систему хиппи составляет около 2 тыс. молодежи в возрасте 13—36 лет. Это школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция. Они меняют работу, работают сторожами, что дает свободное время днем. Система делится на «пионеров» и «олдов», или «ма­монтов». «Пионеры» — это недавно вступившие в клуб, «олдо-вые» — старые члены клуба, серьезно вникающие в политику, религию, мистику, искусство. Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор, лоб и затылок охватывает тонкая повязка, мно­гие отпускают бороду. Их одежда и поведение объясняются стрем­лением не отрываться от природы.

Длинные волосы помогают контакту с космосом, с космиче­ским разумом. Одеты в джинсы, свитера, нередко рваные, ста­ромодные пальто; носят украшения, на шее джинсовый мешо­чек с документами. Зимой живут в городе, летом путешествуют, разбивают палаточные городки. В основе их философии — внут­ренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви, что якобы способствует единению людей. Проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят в иную, высшую реальность, медитацию, которая поможет выйти в эту реальность. Хиппи — это своеобразный вызов современному об­ществу.

Распространено в России движение панков. У них петушинные прически, кожаный пиджак на голом теле, грубый жаргон, вы­зывающее поведение. Они устанавливают связи между городами. Появление их в городе сопровождается драками и грабежами.

Группы мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псев­дофранцузы) предпочитают одеваться только в вещи из этих стран, собираются у гостиниц, где останавливаются иностранцы, демон­стрируют приобретенные одежды. Они — за сильного предприим­чивого человека, владеющего несколькими языками, против нар­котиков, за активный спорт.

Рокеры на мотоциклах без глушителей на большой скорости, группами, по ночам демонстрируют свое пренебрежение к обще­ству: угоняют чужие мотоциклы, не имеют водительских прав, вступают в связь с уголовными элементами.

Саталлисты — это поклонники определенного певца, футболь­ной команды — «фанаты».

Поклонники металлического рока — сейчас наиболее распро­страненная группа.

Их несколько видов: «тяжелый металлический рок», «черный металлический рок» и «скоростной металлический рок». Агрессив­ный внешний вид, черная одежда, отточенные шины, металли­ческие украшения на груди, перевернутый крест, слово «сатана» на английском языке. Они агрессивны, исповедуют культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм, к ним тянутся подростки, ко­торых привлекает такой внешний вид. Это «лохи», быстро впиты­вающие агрессивность. Среди металлистов встречаются ценители металлического рока, увлеченные музыкой, миролюбивые, со­стоящие в контакте с официальными организациями.

Получили распространение правоэкстремистские группы — нео­фашисты. В черных куртках, узких брюках, белая рубашка с узким галстуком, кирзовые сапоги или ботинки, татуировка свастики — атрибуты этих групп. Они копируют соподчинение фашистской партии Гитлера: «гаупштурмфюрер», «штурмбанфюрер» и др. Про­поведуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, чернную магию, занимаются спортом. Возглавляет группы чаще всего взрос­лый с реакционными взглядами. Такие группы становятся соци­ально опасными.

Члены левоэкстремистских групп поклоняются видным совет­ским политическим деятелям. Они пострижены под полубокс, волосы зачесаны назад, носят значки своих кумиров, отвергают западную культуру, освистывают западных певцов, отнимают у детей импортные вещи. Чтобы работать с такими подростками, социальному педагогу следует знать особенности каждой группы, особенности каждого подростка, уметь убедительно вести с ним диалог. Необходимо знать о существующих группах в городе, по­селке, районе, кго в них входит, связаны ли с наркоманией, пра­вонарушениями, спекуляцией, развратом. Знать их интересы, куль-

367и1

турный уровень, идеалы, убеждения, стремления, знать о струк­туре групп, правилах приема, то как определяется лидер, как от­носятся к обществу.

Ученые проанализировали причины участия подростков в не­формальных группах. Это: стремление познать необычное, осо­бенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального под­хода в школе, при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнад­зорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригиналь­ность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутрен­няя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях (И.А.Невский).

Ленинградские ученые проанализировали 40 дворовых «тусо­вок», в которых 70% были юноши, 30% — девушки, в основном несовершеннолетние подростки.

Первостепенная причина ухода подростков в неформалы — это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Каждый восьмой из пришедших в неформалы тот, кто «не знал, как жить дальше» (Н.Кофырин).

Ученые разработали рекомендации педагогу, работающему с подобными подростками. Прежде всего необходим индивидуаль­ный подход к каждому участнику группы и дифференцирован­ный подход к каждой группе (В.С.Овчинский). Надо делать упор не на запрещение групп, а на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные цен­ности отечественной и зарубежной культуры.

Необходимо найти с этими подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами. Не запрещая группы, найти пути создания условий для самовыражения и самореализа­ции подростков (Д.И.Фельдштейн).

В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятель­ность группы приобретает противоправный характер. Необходимо в таких случаях разобщать группу, переориентировать подростков на общественно-полезную работу, нейтрализовать лидеров. При этом, главное, работать с каждым подростком отдельно.

Ученые разработали программу экономических и правовых зна­ний, которые необходимы подростку, вступающему в самостоя­тельную жизнь. Здесь важно, что в результате подобного просве-

щения формируется социальная защищенность подростка. В неко­торых школах для учащихся 9-х классов проводятся занятия фа­культатива «Основы социальной защищенности»1, на которых даются экономические и правовые знания с учетом интереса ре­бят, а также формируются умения по защите своих интересов и

социальных гарантий.

В содержание факультативного курса вошли вопросы трудового законодательства, трудовых отношений, безработицы, занятости населения, изучение закона Российской Федерации «О занятости населения», налогов и налогового законодательства.

Большинство занятий несут практический характер. Так, при изучении тем, связанных с рынком труда, ученики разбирают ситуацию «Конфликт на бирже труда». Проводится деловая игра

«Поиск работы»2.

Одна из форм предупреждения правонарушений подростков — это их вовлечение в правоохранительную деятельность, где соци­альный педагог работает в тесном контакте с комиссией по делам

несовершеннолетних.

В плане этой лекции следует рассмотреть статью известного отечественного педагога В.Н.Сороки-Росинского о трудных детях. Она написана в 20-е гг., но поднимаемые им проблемы актуаль­ны сегодня.

В.Н. Сорока-Росинский

Трудновоспитуемые

(в сокращении)

До революции и в педагогической литературе, и в педагогической практике уделялось известное место той категории детей, которых преж­де называли малолетними преступниками и которые воспитывались в особых воспитательно-исправительных учреждениях, направляясь туда по приговору суда. Что же касается до трудновоспитуемых, то о них почти ничего не говорилось, и, разумеется, не оттого, что трудновоспи­туемых прежде не было.

Они были и до революции, но обыкновенно, помыкавшись по раз­ным школам и интернатам, они всюду изгонялись, а затем и вовсе выб­расывались за борт школы и, таким образом, не затрудняли ее больше вопросом о своем воспитании, по крайней мере до того момента, пока

1 См.: Омаров С.К. Формирование экономических и правовых знаний как сред­ство обеспечения социальной защищенности учащихся. — М., 1996. — С. 15.

2 Там же.

они не становились малолетними преступниками и не поступали на попечение упомянутых воспитательно-исправительных учреждений.

Ныне тяжелые условия переживаемой нами эпохи дали очень боль­шой процент всякого рода дефективных детей, и трудновоспитуемых в частности. Но теперь школа нормального типа не может так легко от­махнуться от них, попросту выбросить их за борт, как это делалось прежде; ныне вопрос о трудновоспитуемых ставится совсем иначе — трудновоспитуемые нередко переворачивают вверх дном школы и дет­ские дома нормального типа, делая невозможным в них правильный ход учебно-воспитательного дела.

Для трудновоспитуемых нужны учреждения особого типа — таково решение этого вопроса. Вопрос заключается в том, какого типа должны быть эти учреждения, такого ли, как для морально дефективных детей, или здесь необходим совсем иной, особый тип воспитания и обучения. Обычно принято смешивать эти категории детей, объединяя их под общим наименованием дефективных, и с внешней стороны такое объе­динение кажется вполне законным — ведь в самом деле каждый де­фективный ребенок трудновоспитуем, а каждый трудновоспитуемый оттого-то и труден, что обладает каким-нибудь дефектом...

..Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какой-либо дефекта в частности, а наоборот — по причине сложности и богатства своей натуры...: сильные и талантливые натуры развива­ются зачастую очень бурно, а с другой стороны — умеренность и акку­ратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда гово­рят о чем-нибудь ценном в духовном отношении. Чичиков в литературе и Аракчеев в истории были примерными воспитанниками, приводивши­ми в умиление своих воспитателей, как раз-то наиболее яркие во всех отраслях жизни люди очень часто бывали горем для родителей и вос­питателей и предметом их отчаяния — достаточно прочесть биогра­фии наших выдающихся писателей и общественных деятелей, чтобы многих из них отнести к числу трудновоспитуемых.

Нет, трудновоспитуемость не всегда означает дефективность... ...Раньше, не говоря уже о резких случаях дефективности физиче­ской и умственной, очень много детей самых разных категорий счита­лись трудновоспитуемыми только потому, что в школе нормального типа с ними приходилось трудно, но вот отсюда выделили умственно отста­лых, выделили морально дефективных, затем невропатов, нуждающихся в медико-педагогическом воздействии, затем переростков, и все-таки за вычетом всего этого остается еще какой-то остаток, который готовы признать какой-то особой категорией, отличной от всех других, выше­перечисленных, но который, с другой стороны, при попытках более точ­ного определения вновь готовы смешать со всей массой трудновоспи-

туемых, из которой он был выделен, и только потому, что дети, принад­лежащие к этому недостаточно дифференцированному виду трудно-воспитуемости, имеют сходные с остальными ее видами черты.

Вместо термина «трудновоспитуемость», принимаемого в широком смысле этого слова, мы будем употреблять выражение «уклонение от нормы».

Но уклонения могут быть следующего вида: вниз от нормы, вверх от нормы и, если так можно выразиться, в сторону от нормы. Эти три вида уклонения мы условимся называть:

1. субнормность, или дефективность;

2. супранормность, или повышенная одаренность натуры;

3. денормность, или уклонение от нормы в узком смысле этого слова.

По своему происхождению всякое уклонение от нормы может быть двояким:

1. экзогенным, когда оно происходит под влиянием внешней обста­новки и идет от периферии психики к ее ядру;

2. эндогенным, когда оно является результатом какой-нибудь орга­нической особенности душевной или нервной природы человека.

И вот, рассматривая с этой точки зрения различные типы уклоне­ния от нормы, мы можем отметить следующие типы характеров, из которых каждый требует особого к себе подхода, особого типа воспи­тания и соответственно с этим особого типа учебно-воспитательного учреждения.

1. Представим себе ребенка вполне здорового в духовном отноше­нии, не уклоняющегося в отношении одаренности ни вверх, ни вниз от нормы, потенциально, так сказать, вполне нормального ребенка школь­ного возраста и предположим, что внешние условия оказали неблагоп­риятные влияние на его развитие: мы будем тогда иметь случай экзо­генной деформации духовной личности ребенка, где могут быть следующие две возможности.

а) Деформация сравнительно поверхностная, не успевшая исказить и изуродовать устоев духовной личности ребенка, т.е. мы берем типич­ный случай — мальчик благодаря тяжелым условиям переживаемой нами эпохи оторвался от семьи, попал на улицу, стал поворовывать, перестал ходить в школу, привык бродяжничать, просветился в сексу­альном отношении, исхулиганился, но все это так, что здоровое ядро его личности осталось все-таки нетронутым, что вся порча отразилась на периферии его характера, не создав еще устойчивых соединений и прочных дурных привычек.

Что же это, моральная дефективность или что-нибудь иное?

Нет, это денормность только, так как порча моральной стороны пси­хики носит лишь поверхностный временный характер, т.е. то, что вре-

371. I

менно случается со всяким нормальным человеком. Это от педагоги­ческой запущенности, т.е. от запущенности в отношении воспитания и обучения.

...Для такого мальчика нужна школа-интернат особого типа, пере­ходного между учреждением для дефективных и нормальной школой, нужна лишь здоровая трудовая атмосфера, хорошая дисциплина, хо­рошая выправка ума и воли — в такой атмосфере здоровая по суще­ству натура мальчика скоро сама потянется к осмысленному труду и постепенно забудет все скверные привычки; общество же дефектив­ных замедлит этот процесс самооздоровления, самолечения психики и даже исказит его.

Весь вопрос заключается в том, насколько велика запущенность такого мальчика, может ли он нагнать своих сверстников и продолжать обучение во второй ступени, или это для него уже недостаточно. В первом случае его нужно вернуть в школу нормального типа, во вто­ром случае надо дать какое-нибудь ремесло или возможность полу­чить какую-нибудь профессию, сообразно с одаренностью,

б) Берем второй случай — вполне здоровый и нормальный в нервно-психическом отношении мальчик с экзогенной деформацией психики, но настолько глубокой и упорной, что она отразилась не толь­ко на периферии психики, но и на здоровом ее ядре, сообщив ей де­фективные привычки и наклонности — мальчик ворует, привык уже к воровству и видит в нем наиболее удобный способ существования; он привык к бродяжничеству, сделался неисправимым бегуном не из-за какой-нибудь болезненной страсти, а просто потому, что вне детского дома он всегда умеет устроиться с большим для себя удобствами, про­мышляя всякими видами уличного промысла — от мелкой торговли до воровства включительно... Приспособиться к уличной жизни ему по­могло общее здоровье психики — ведь он обладает достаточно разви­тым интеллектом, умеет ставить цели и добиваться их осуществления, он владеет собой, достаточно деятелен, энергичен и предприимчив, достаточно уравновешен в проявлениях своих эмоций...

...У такого типа мы, наряду с порочными сторонами, можем найти и своеобразное благородство, чувство чести, шаечной, но все-таки чести, найдем и умение любить и привязываться, и способность к ге­роизму и даже к самопожертвованию. И при всем этом на таких ребят надо смотреть как на в высшей степени опасных в общественном от­ношении, особенно если при этом они умны, темпераментны и талан­тливы, — из них могут впоследствии, выработаться вожаки и атаманы вредных шаек.

..Таких ребят следует признать морально субнормальными, надол­го изолировать в особых воспитательно-исправительных учреждениях для правонарушителей и продержать там достаточно продолжитель-372

ное время. Не следовало бы отсюда прямо выпускать их в жизнь, но предварительно пропустить через учреждение со строгой дисципли­ной, например, через военную школу либо через техническую школу с напряженной трудовой дисциплиной.

После продолжительного периода перевоспитания такие ребята могут совершенно исправиться и, получив необходимые для жизни че­стным трудом знания, могут стать полезными членами общества...

2. Перейдем к видам уклонения от нормы эндогенного происхожде­ния. Здесь мы будем иметь дело с проявлениями болезненной консти­туции психики, на которой чрезвычайно тяжело отразилась пережитая эпоха войны и революции, с тяжелой наследственностью, с различны­ми органическими дефектами нервной системы и психики. Мы ограни­чимся рассмотрением уклонений от нормы, когда оно не требует спе­циального лечебного режима.

а) Сюда войдут всякого рода психоневротики, истерики, неврасте­ники, дети с разного рода дефектами в области эмоциональной и воле­вой, дать общую характеристику которых очень затруднительно ввиду удивительного разнообразия форм уклонения от нормы. Одним из наи­более характерных признаков в данном случае будет общая неустой­чивость психики, плохая ее сопротивляемость вредным влияниям, по­вышенная эмоциональная возбудимость, слабость задерживающих центров и сильная наклонность ко всякого рода душевным вывертам.

При всем разнообразии уклонений от нормы наметим некоторые

основные группы.

Вот мальчик 14 лет А. Б., истерик, с чрезвычайной эмоциональной возбудимостью, вспыльчивый, невыдержанный, самолюбивый. Будучи в нормальном детском доме, он постоянно дерзил, грубил, совершен­но не подчинялся дисциплине, совершал побеги, разрушал вещи и про­изводил всякого рода беспорядок, доходя в приступах нервного воз­буждения до припадков гнева и грубости, теряя в таких случаях всякое обладание собою и кидаясь на воспитательниц. Но при всем этом А.Б. не может быть признан аморальным — он не ворует, доступен раская­нию, старается загладить свои промахи, у него есть чувство чести, он дорожит хорошим о себе мнением и всячески старается исправиться, порученную работу выполняет добросовестно, часто выбирается на разного рода административные посты ученического самоуправления...

Разумеется, такому мальчику не место в детском доме нормального типа — он становится коноводом, чувствует свою силу и безнаказан­ность, заражает товарищей своим настроением и в результате портит всех, да и его там портят, так как здесь требуется особый режим, осо­бый подход. Но такому не место и среди морально дефективных — благодаря своей слабой сопротивляемости дурным влияниям он рис­кует лишь развратиться. ...Два года пребывания в специальном для

таких детей учебно-воспитательном учреждении — и он может быть возвращен в школу нормального типа... Разумеется, некоторая неурав­новешенность останется у него надолго, может быть и на всю жизнь, он всегда будет во главе протестующих, ему трудно будет ладить с окружающими..,

б) Второй случай — наиболее характерный для питомцев воспита­тельно-исправительных учреждений: на почве эндогенного извраще­ния психики при общей ее болезненности, либо вследствие дурной на­следственности, либо из-за тех или иных органических недостатков мы имеем более или менее стойкое повреждение морального чувства.

Вот воспитанник В.Г 12 лет, скверная наследственность — отец разбит прогрессивным параличом на почве сифилиса, старший брат имеет несколько судимостей, мальчик интеллектуально развит хоро­шо, может учиться, любит читать, все запоминает легко, но в осталь­ном отношении очень испорчен: ворует, но будучи пойман, не только не обнаруживает какого-либо раскаяния или смущения, но, наоборот, грубит, нагло отрицая неопровержимые улики, ворует у товарищей, во­рует в школе, лжив, никогда не сознается. Желая разжалобить воспи­тателя при определении его в школу-интернат для трудновоспитуемых, наговорил всяких ужасов про скверное с ним обращение со стороны матери, что при проверке оказалось ложью. При всяком удобном слу­чае норовит убежать из детского дома с целью что-либо «промыслить» на улице или на рынке. В половом отношении преждевременно развит, циничен, испорчен, бывает нагл до нетерпимости, особенно с воспита­тельницами, позволяет отвратительные по цинизму слова и выходки, привязанность или симпатии ни к кому не обнаруживает.

...Таков В.Г. Здесь мы имеем дело с типичным случаем нравствен­ной дефективности. В нормальном учреждении ему не место — там он становится источником нравственной заразы. Следует ли отдавать его в учреждение для трудновоспитуемых?

Вряд ли. Ведь его субнормность в моральном отношении настолько велика, что шансов на исправление в короткий срок нет никаких... Ду­мать о возвращении в школу нормального типа и о продолжении его образования тоже не приходится. Вполне достаточно, если он получит знания и умения в области какого-нибудь ремесла и найдет впослед­ствии выгодным заниматься ремеслом, а не воровством. Для этого маль­чика место в учреждении для морально дефективных.

в) Третий случай сравнительно не частый и обычный: при наличии эндогенной деформации психики, в общем, сохраняет равновесие...

Вот мальчик 15 лет Д.Е. уже второй год находится в школе-интерна­те для трудновоспитуемых, и с внешней стороны у него все благопо­лучно: учится он прилежно, ведет себя прилично, должности по учени­ческому самоуправлению выполняет исправно, принимает участие в

374'

кружках, в кражах и картах не замечается, в самовольные отлучки не

уходит.

...В этом-то и заключается его дефективность: Д.Е, не способен ни на что крупное — ни на хорошее, ни на дурное. Он — полная противо­положность мальчику А.Б. У него с внешней стороны все благополуч­но, но как раз этого внутреннего ядра и недостает — у него недостает порядочности, чувства чести, простого нравственного чувства. Прежде Д.Е. был в нормальном детском доме, по возрасту, физической силе и по житейской опытности он был выше всех своих сотоварищей, любил предводительствовать. Постоянная грубость к воспитателям, дерзкие выходки, чтобы показать себя, терроризирование слабых, понукание ими и их эксплуатация, демонстративное неповиновение принятому порядку — «кому нельзя —мне можно», грубость воспитательницам в случае принуждения с их стороны, ругань, спокойная, обдуманная ру­гань — все это приводит к тому, что Д.Е. становится фактическим руко­водителем детского дома... Пришлось удалить его в школу для трудно­воспитуемых...

Попав в новую обстановку, наш Васька Буслаев, деспот, тиран и предводитель, сразу почувствовал, что здесь каждый новый товарищ ничем не слабее его..., что здесь другая обстановка: насильничать ока­залось невыгодно... Д.Е. это сразу понял, и украсился вышеупомянуты­ми добродетелями... — быть добродетельным оказалось очень выгод­ным, даже не прибегая ни к какому лицемерию.

Изменившись внешне, Д.Е. внутренне он остается еще все тем же и проявляет себя, если надеется на безнаказанность: был замечен в из­биении более слабых товарищей, проявляет жестокость к животным... По отношению к новым и мягким воспитателям принимает независи­мо-наглый тон, но моментально меняет его на очень почтительный, когда получает надлежащее воздействие.

В моральном отношении Д.Е. — типичный хам, он дефективен в этом случае. Следует ли его из-за этого воспитывать в учреждении для морально дефективных?

Нет, и вот почему. Будучи морально дефективным, Д.Е. не пред­ставляет ничего опасного в общественном отношении, так как он не идет против среды, а приспосабливается к ней и точно отражает ее на себе... Таким, как Д.Е., надо воспитываться в школах для трудновоспи­туемых.

3. Переходим теперь к супранормным детям, т.е. одаренным выше нормы, мы должны указать, что... человеческая психика настолько бо­гата и разнообразна, что часто выдающиеся люди оказываются тако­выми только потому, что вся энергия их психики сосредоточилась в одной какой-нибудь из ее сторон, придав ей удивительное богатство и силу, но с другой стороны обеднив до дефективности другие стороны

души. И вот судьба такого человека зависит иногда от простой случай­ности: если внешние условия жизни сложатся так, что такому человеку удастся пустить в ход сильную и богатую сторону своей психики, все будут считать его выдающимся человеком и он действительно станет таким; сложаться внешние условия неудачно — и перед нами будет типичный неудачник, которого все зачислят в разряд дефективных.

За примерами недалеко ходить; Ньютон считался в школе очень неспособным учеником, Бисмарк еле-еле мог двигаться вперед и тоже считался тупицей, Линней только по счастливой случайности не закон­чил свою карьеру сапожником. Уатт считался дефективным в умствен­ном и невропсихическом отношениях, а на Корнеля и Свифта махнули было рукой и родители, и воспитатели, Чарльз Дарвин в юности был типичным шалопаем и лентяем, Ж.-Ж.Руссо был дефективен во мно­гих отношениях — и все-таки все эти люди оказались талантливыми; может быть, именно в силу того, что их психика очень и очень уклоня­лась от нормы, что может быть, вообще, богатая деятельностью ду­шевная жизнь возможна лишь тогда, когда в самой душе имеются изве­стные диссонансы, когда в ней самой идет активная борьба противоречивых начал, лишь бы душевная энергия ее была бы доста­точно велика, лишь бы способность творчески действовать не была попорчена, лишь бы моральная сторона психики была достаточно здо­рова.

Таким образом, под супранормными натурами мы будем разуметь такие характеры, в которых:

а) способность к творческой переработке воспринимаемых матери­алов хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;

б) повышенной одаренности, хотя бы и односторонней;

в) нормально развитого морального чувства.

При отсутствии работоспособности или морального чувства мы та­кого ребенка, как бы богато одарен он ни был, должны признать дефек­тивным. Приведем примеры, иллюстрирующие нашу мысль.

а) Вот мальчик Ж.З. 15 лет, невропат, истерик со многочисленными признаками вырождения и с весьма неблагополучной наследственнос­тью, буян и скандалист, он в детском доме нормального типа был коно­водом, демонстративно не подчинялся никаким правилам дисциплины, дерзил, ругался, в школе для трудновоспитуемых он тоже причиняет немало хлопот, иногда он из кожи лезет, чтобы отличиться хорошим поведением, иногда он закусывает удила и безобразничает, ничего не разбирая. И при всем этом Ж.З. избранная натура, артист божьей ми­лостью — он полон творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечен и все делает с упоением, вдохновенно, как артист, — он читает запоем очень серьезные для своих лет книги, пишет рефераты, сочиняет сти­хи, интересуется политикой, будучи убежденным коммунистом, удиви-

тельно играет на сцене, совершенно перевоплощается в изображае­мый им образ, учится он по всем предметам, кроме математики, пре­красно. Он не ворует, не курит из-за принципа, привязывается к школе и к отдельным лицам, доходя до институтского обожания тех педаго­гов, которых он считает знающими и которые дают что-нибудь его не­насытной жажде знаний.

Вот типично супранормная натура, которую психопатолог, навер­ное, признает дефективной, но в которой педагог чует высшую, избран­ную и сложную индивидуальность.

б) Вот И.К. 16 лет, будучи довольно слабым физически и имея ту­беркулезную наследственность, он вполне владеет собой, вполне бла­гополучен в нервно-психическом отношении, обладает средними спо­собностями, но талантлив как художник, тонко чувствующий свой стиль, кроме того, одарен чувством юмора, умением подметить все смешное и выразить это в короткой язвительной эпиграмме, в карикатуре, в стиш­ке, в простой надписи. О нем можно говорить как о начинающем писа­теле-юмористе... В школьных занятиях он ленив, ничем не желая зани­маться вместе с классом, не признавая никакого авторитета и считая, что он сам лучше всяких учителей знает, чем и как ему надо зани­маться. Обыкновенно он все время что-нибудь читает, пишет и рису­ет, издавая богато иллюстрированные журналы со своими произве­дениями, — ив этом он удивительно работоспособен и неутомим.

в) Вот еще пример — ГШ. 13 лет, вполне здоровый в нервно-психи­ческом отношении, но сильно попорченный улицей; в умственном от­ношении одарен не выше нормы, но учится туго, чтением не интересу­ется и вообще чужд каким-либо духовным запросам — это натура практическая, с узко утилитарными устремлениями, но зато в этом не имеет себе равных — в этой области он талант, является маленьким Катаном Ротшильдом: пользуясь голодом летом и осенью 1922 г., ког­да питание в детских домах было скудным, он с помощью психологи­ческих приемов добился того, что чуть ли не все его товарищи, в том числе и старшие по возрасту, оказались в полной его власти — он спекулировал порциями хлеба, отдавая их под большие проценты в долг и артистически действуя на голод, на жадность или на легкомыс­лие товарищей. Вскоре он уже действовал не сам, через «рабов» — неоплатных должников... На общих собраниях воспитанников все вы­боры заранее определялись волею Л .Мм который не допускал на долж­ность старосты по кухне никого, кроме своих «рабов», и заставлял их обвешивать в свою пользу товарищей... Через полтора месяца эти опе­рации раскрылись перед педагогическим составом школы, хотя воспи­танники уже давно заметили, что дело обстоит неладно... Общее со­брание вынесло постановление о полном аннулировании всех долгов... а Л.М. вскоре убежал.

...По своим организаторским талантам, по своей одаренности мо­жет быть отнесен к супронормным, правда, область морального чув­ства оказывается у него дефективной, но если эта дефективность ока­залась бы не органической, а экзогенной, то при надлежащем воспитании из Л.М. мог выработаться впоследствии замечательный финансист и хозяйственник-организатор.

4. Подведет теперь итоги нашему исследованию.

Мы поставили вопрос: что представляют собой трудновоспитуемые, для которых нужны особые учебно-воспитательные учреждения, отлич­ные от учреждений для морально дефективных?

На этот вопрос мы можем ответить так:

а) денормные, как экзогенного, так эндогенного происхождения, в том числе и типа А.Б.;

б) субнормные, за исключением морально дефективных и умствен­но отсталых;

в) супронормные типа Ж.З., И.К., Л.М.;

г) отчасти легкой степени морально дефективные типа Д.Е.

Что же касается остальных видов моральной дефективности, как экзогенной, так и эндогенной (типа В.Г) и в особенности одаренных, но морально дефективных, то они должны воспитываться особо от труд­новоспитуемых.

Чем же учреждения для трудновоспитуемых должны отличаться от школы и детского дома нормального типа и от воспитательно-исправи­тельных заведений для морально дефективных?

Особенность этих учреждений заключается в том, что здесь прихо­дится начинать с полного перевоспитания и заканчивать лишь доведе­нием воспитанников до нормы, ставить значительные задачи было бы утопией. Перевоспитание морально дефективного стоит такой траты времени и энергии, что думать о возвращении такого воспитанника в школу нормального типа не приходится. Перевоспитать, довести до нормы, снабдить знанием какого-нибудь ремесла, с помощью которого воспитанник мог бы существовать честным трудом, определить его на работу и оказать ему поддержку на первых порах его самостоятельной жизни — вот реальные достижения, к которым должно быть направле­но воспитание морально дефективных.

А для этого необходим длительный срок пребывания в таком учреж­дении — не менее трех лет, необходима полная изоляция от улицы и от условий прежней жизни, в том числе и от семьи, если она оказала вредное влияние на воспитанника; наконец, необходима мастерская при учреждении, где изучалось бы ремесло, — вот, что необходимо учреждению для морально дефективных и без чего оно превращается в бессмыслицу.

f

...Не надо забывать, что такой вид моральной дефективности изле­чивается всего труднее, что подобного рода типы всего опаснее в об­щественном отношении, а поэтому допускать их во что бы то ни стало к высшему образованию было бы в высшей степени рискованно, это значило бы вооружить опасного для общества человека самым острым оружием — высшим образованием, допустить его впоследствии к от­ветственным постам и этим самым довести его общественную вред­ность до максимальных размеров.

Совсем иначе обстоит дело с трудновоспитуемыми — здесь требует­ся не радикальное перевоспитание предполагающее полное перерож­дение всей натуры, а лишь очень интенсивный воспитательный процесс, имеющей своей целью известную гармонизацию психики и придание ей максимально устойчивого вида, после чего такого воспитанника надо вернуть в школу нормального типа и во всяком случае дать ему возмож­ность довести свои дарования до максимального развития... Здесь не нужна его изоляция от жизни, от нормальных условий...

Учреждения для трудновоспитуемых должны ставить цель: возвра­щение воспитанников в школу нормального типа и предоставление им возможности продвинуться дальше — вплоть до высшего учебного за­ведения.

Что же касается отличия таких учреждений от школ и детских домов нормального типа, то внешним отличием здесь является необхо­димость соединения в одном учреждении и школы, и детского дома — попытки строить детские дома без школы и школы без детских домов дали отрицательные результаты по отношению к трудновоспитуемым.

Внутренним же отличием здесь является следующее обстоятель­ство: то, что в школе нормального типа может мыслиться как жела­тельная возможность, без которой в конце концов можно обойтись, это же в школе для трудновоспитуемых должно рассматриваться как необ­ходимое условие, без которого школа неминуемо рано или поздно раз­валивается, например, самоуправление, трудовая дисциплина, клуб­ные занятия, индивидуальный подход к воспитаннику, физическое воспитание и т.д. Качественная разница между методами и приемами школы нормального типа и школы для трудновоспитуемых невелика, различие заключается лишь в количественном отношении — в школе для трудновоспитуемых педагогический процесс должен вестись с мак­симальной интенсивностью.

...Школе для трудновоспитуемых нужны воспитатели с особыми не­рвами, с особой работоспособностью, с особой складкой характера и с глубокой верой в то, что камень, отвергнутый другими строителями, может лечь в основу дома.

Печатается по изд.: В.Н. Сорока-Росинский. Пед. соч. - М, 1991. - С. 139-153.

379\] .

Вопросы и задания

1. Характеристика трудных детей и подростков,

2. Методы перевоспитания трудных подростков.








Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 949;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.051 сек.