Диалектическая и синергетическая модели развития
Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием. Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего это всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее. Наконец, направленность изменений означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. Таким образом, можно сказать, что развитие — это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.
Существуют две тенденции развития - прогресс (появление новых элементов внутри системы и усложнение их взаимосвязей, совершенствование) и регресс (упрощение связей, ухудшение системных качеств, деградация). Например, один человек может развить в себе полноценную личность как системное единство биологических, социальных и духовных качеств, активно проявляющее себя во внешнем окружении; другой – может деградировать до неизлечимого наркомана, раба одной биологической потребности.
Рассмотрим основные модели развития: диалектику и синергетику.
В марксистской материалистической диалектике ее элементы представляют собой целостную, развивающуюся систему категорий, законов и принципов, которые отражают единство развивающегося реального мира. Принцип (начало, основа) - это фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики действительности. Основными принципами диалектикиявляются:
• принцип всеобщей связи;
• принцип системности;
• принцип причинности;
• принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда. Принципы материалистической диалектики говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям и находится в зависимости от других явлений, влияя, в свою очередь, на них; все в мире развивается по одним и тем же законам.
Содержание принципов развития и взаимосвязи раскрывается в системе законов диалектики.Основные законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей объясняет, что источник развития - это многообразные противоречия, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса, выступающие в форме противоположностей. Противоположности борются и взаимоисключают друг друга, но при этом неразрывно связаны, взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга (добро – зло, теория - практика, материальное - идеальное и др.).
2. Закон единстваи борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
3.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок. Качество - такая внутренняя определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Мера - количественные границы существования данного качества. Скачок – процесс перехода к новому качественному состоянию. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений.
Неосновные законы диалектики показывают взаимосвязь и развитие парных категорий: единичное - общее, необходимость – случайность, содержание – форма, причина – следствие, возможность – действительность, сущность – явление, часть – целое. Категории диалектики возникли в ходе всей общественно-исторической практики. С одной стороны, это внутренние логические формы сознания, с другой, в них отражены наиболее общие и существенные свойства и отношения реальной действительности.
Спор о сущности материалистической диалектики и ее реальной применимости. В зарубежной философии XX века, а теперь и в постсоветской поставлена проблема: что же на самом деле выражают законы и категории диалектики? Они «работают» при анализе познавательных и общественных процессов, но с трудом применимы к природе. Это отмечал еще Энгельс, и недаром марксизм не создал своей философии природы. В СССР делались попытки применить три закона диалектики, особенно схему «тезис - антитезис - синтез» к лечению туберкулеза, доению коров, селекции растений и т.д., что привело к губительным для науки и практики последствиям. Постепенно теория диалектики «ушла в себя», она пыталась заимствовать новые общенаучные методы (системный, структурно-функциональный), но реальной наукой не была востребована. По-видимому, законы и категории диалектики отражают, причем в самой общей, абстрактной форме, схемы человеческой практики в мире. Перефразируя Ницше, они «человеческие, слишком человеческие». В «негативной диалектике» франкфуртской школы делается еще более жесткий вывод о том, что лежащий в основе гегелевских построений бинаризм (раздвоение мира на противоположности) является схемой, унаследованной от древнего мифологического мировоззрения. На самом деле тезису нужно противополагать не антитезис, а иное, т.е. бесконечный спектр возможностей развития какого-то явления.
Синергетика родилась из работ Ильи Пригожина (Бельгия) по термодинамике газов. Она дала хорошо работающую в естествознании модель описания и объяснения процессов развития. Современная философия активно осваивает синергетику, применяя ее к анализу разных областей, в том числе общества. Основные идеи (принципы) синергетики:
- любые природные, а тем более социальные процессы имеют стохастическую (вероятностную) составляющую и протекают в условиях той или иной степени неопределенности;
- «носителем» развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся системы;
- хаос может выступать в качестве созидающего начала эволюции, а источником порядка является неравновесность, которая и порождает «порядок из хаоса»;
- взаимодействие системы с внешним миром, ее погружение в неравновесные условия порождает флуктуации и точки бифуркации, которые могут стать исходным пунктом в формировании новых динамических состояний - диссипативных структур;
- для сложноорганизованных систем характерна множественность путей развития, что не исключает возможности выбора наиболее оптимальных из них;
- этим системам нельзя навязывать пути развития, а необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, зная эти тенденции, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорять ее;
- по мере усложнения организации систем происходит одновременное ускорение процессов развития и понижение уровня их стабильности;
- существенной чертой современного мира является эволюционность, необратимый исторический характер процессов развития, а также возможность решающего влияния малых событий и действий на общее течение событий;
- в любых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы;
- будущее состояние системы воздействует на наличное ее состояние.
Синергетический подход сегодня становится все более перспективным и распространенным, потому что идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем; кроме того, она позволяет лучше учитывать воздействие социальной среды на развитие научного познания.
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 739;