ОБРАБОТКА СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Кроме числовых значений переменные в Бейсике могут принимать значения в виде строки символов. Символьные значения (константы) заключаются в кавычки " ".

Имя символьной (строковой) переменной отличается от обычной числовой переменной добавлением справа специального символа, чаще знака доллара $, например, AS, Fl$, MaxS. Над символьными переменными допустима операция сложения (склейка строк символов); могут быть использованы функции и процедуры обработки символьных величин.

Начнем с примеров программ, аналогичных приведенным ранее на языке Паскаль.

Программа 68 (см. программу 11)

10 ' ******* Количество гласных в тексте ************

20 с$ = "аеиоуыэюяАЕИОУЫЭЮЯ"

30 INPUT "Введите текст"; а$

40 n » О

50 FOR k = 1 ТО LEN(c$)

6t> b$ = MID$(c$, k, 1)

70 FOR i = 1 TO LEN(a$)

80 IF b$ = MID$(a$, i, 1) THEN n = n + 1

90 NEXT i

100 NEXT k

110 PRINT "Количество гласных равно", n

120 END

Здесь использована строковая функция MID(a$,ij) - вырезка подстроки из строки а$, где первый аргумент - исходная строка, второй - начальная позиция подстроки, третий - длина подстроки. Функция LEN(aS) - длина текста.

В следующей программе дополнительно использованы строковые функции LEFT$(a$,i) - выделение подстроки длиной i от левого края заданной строки и RIGHT$(a$,i) - то же, но с правого края.

Программа 69 (см. программу 12)

10 ' ******* Замена в тексте sqr на ехр ************

20 INPUT "Введите текст"; а$

30 FOR i = 1 ТО LEN(a$) - 2

40 IF MID$(a$, i, 3) О "THEN GOTO 60

50 a$ = LEFT$(a$, i -1) + "+ RIGHT$(a$, LEN(a$) - i - 2)

60 NEXT i

70 PRINT a$

80 END

Приведем еще несколько примеров.

Программа 70

10 ' ******* игра клавиатурный тренажер ************

12 DATA "азбука", "год"," .23*45/56", letter, pc-ibm

15 DATA "дом-home", "Красноярск", "Омск", "Пермь", "Воронеж"

20 FOR i = 1 ТО 10

30 READ a$(i)

40 NEXT i

60 FOR i = 1 TO 10

70 CLS : PRINT : PRINT TAB(IO); a$(i);

100 PRINT : PRINT : PRINT

110 PRINT "введите слово и нажмите <ВК>";

120 LOCATE 8, 5 : х » TIMER : INPUT b$ : CLS

130 у = TIMER : PRINT : n =LEN(a$(i))

140 IF a$(i) <> b$ THEN 190

150 PRINT USING "###.#<"; (y - x) / П;

160 PRINT "сек. на один символ": GOTO 200

170 PRINT : PRINT "слово набрано неверно"

180 FOR m = 1 ТО 5000 : NEXT m

190 NEXT i

Функция TIMER возвращает текущее время системной среды в секундах. В строке 180 предусмотрен пустой цикл для осуществления временной задержки в исполнении программы.

Использование функций LEFTS(aS,n) и MID$(a$,n,k) еще раз продемонстрировано в следующем примере. Здесь же использованы математические функции INT(x) -целая часть числа х, RND(x) - случайное число в интервале от 0 до 1. В программе задается массив (оператор DIM aS(k)) из пяти слов, представленных в списке DATA (30 и 40 строки). Случайным образом выбирается одно из них и предлагается его угадать вводом подходящих символов.

 

Программа 71

5 ' *************** угадай слово *********************

10 k = 5

15 DIM a$(k)

30 DATA "вечер","информатика","университет"

40 DATA "эхо","тра-ля-ля"

50 FOR i = 1 ТО k

60 READ a$ (i)

70 NEXT i

80 CLS

90 r = INT(k * RND(-TIMER)) + 1

100 n = LEN(a$(r))

110 PRINT "Я задумал слово из "; n; "букв"

120 LOCATE 5, 20: PRINT LEFT$(s$, n) Ш

130 t = о т

140 DO • 150 LOCATE 8, 12: PRINT "введи букву" Щ

160 INPUT h$

170 у = О

180 FOR i = 1 ТО n ] 190 IF h$ = MID$(a$(r), i, 1) THEN | 200 LOCATE 5, 19 + i: PRINT h$: | 210 t=t+l:y=l | 220 END IF |

230 NEXT i

240 LOCATE 8, 12: PRINT " "

250 IF у О 1 THEN LOCATE,10, 15: PRINT "нет такой буквы"

260 FOR m = 1 ТО 5000 : NEXT m 270 LOCATE 10, 15: PRINT " " |

280 LOOP WHILE t 0 n I 290 LOCATE 13, 13: PRINT "угадал, поздравляю!" f

Обратим внимание на использованный в данной программе цикл DO-LOOP-WHILE, который допустим в некоторых версиях Бейсика (QBASIC, Turbo-BASIC).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте использованные выше строковые функции.

 

ПОДПРОГРАММЫ

В Бейсике предусмотрена работа с подпрограммами, если необходимо использовать многократно сходные действия, или для блочно-структ\рпрованного построения программы. Для организации подпрограмм используют две команды: GOSUB <номер строки> - перейти на подпрограмм: RETURN - возврат.

Во многих версиях Бейсика предусмотрен переключатель подпрограмм ON k GOSUB 100,200,300. Здесь k может принимать значения 1.2.3, что соответствует обращению к одной из трех подпрограмм, начинающихся с номеров 100. 200, 300.

Начнем с примера, аналогичного одному из тех, которые сопровождали рассказ о процедурах Паскаля выше.

Программа 72 (см. программу 17).

10 ' ****** квадратные корни и логарифмы*********************

15 CLS / 20 " а » 35: с$ = "-"

30 GOSUB 1000 40 PRINT : PRINT "Таблица квадратных корней"

50 GOSUB 1000

55 PRINT

60 FOR x = 1 TO 10

70 PRINT USING "x = ##» sqr(x) = t».#»#<"; x; SQR(x) :

80 NEXT x

90 GOSUB 1000

100 PRINT : PRINT "Таблица логарифмов" ;

110 GOSUB 1000 120 PRINT

130 FOR x = 1 TO 5 140 PRINT USING "x = ««» log(x) = »».»»»»"; X; LOG(x)

150 NEXT x

:60 с$ = "*" 170 GOSUB 1000 180 END

1000 FOR i = 1 TO a : PRINT c$ : NEXT i

1010 RETURN

Обратим внимание на существенно иной механизм передачи параметров в подпрограмму на Бейсике, нежели в паскалевскую процедуру. Формирование входных параметров производится с помощью присваиваний до обращения к процедуре. Это гораздо менее удобно, чем использование формальных и фактических параметров в Паскале.

Приведем еще несколько примеров работы с подпрограммами.

Программа 73

'*********** меню графиков функций ***********

10 CLS : PRINT : PRINT

20 PRINT " ГРАФИКИ ФУНКЦИЙ"

30 PRINT

40 PRINT ". Синус"

50 PRINT ". Косинус"

60 PRINT ". Тангенс"

70 PRINT : PRINT

80 INPUT "введи номер"; j

90 SCREEN 2

100 LINE (200, 0) - -(200, 200) : LINE (0, 100) - (400, 100)

110 PSET (0, 0), 4

120 FOR x = - 4 TO 4 STEP 1/32

130 ON j GOSUB 500, 600, 700

140 PSET (200 + 32 * x, 100 - 32 * у)

150 NEXT x

160 r$ = INPUT$(1)

170 IF r$ = "К" OR r$ = "к" THEN END ELSE SCREEN 0: GOTO 10

500 у = SIN(x) : RETURN

600 у = COS(x) : RETURN

700 у = TAN(x) : RETURN

Подпрограммы, к которым обращаются по GOSUB, сильно уступают истинным процедурам Паскаля, поскольку у них отсутствуют возможности локализации переменных, нет формальных параметров, которые можно замещать при обращении фактическими. Однако, в более поздних версиях (например в Qbasic) предусмотрены подпрограммные единицы SUB - подпрограммы-процедуры и FUNCTION - подпрограммы-функции. В следующем примере использована подпрограмма решения квадратного уравнения SUB kvur(a,b,c) со списком входных данных. В основной программе можно объявить подпрограмму оператором DECLARE, а вызвать ее с помощью команды CALL.

Программа 74

5 ' ********** пример работу с подпрограммой ********

10 DECLARE SUB kvur (а!, Ь!, с!)

20 INPUT "введи а, Ь, с"; а, Ь, с 30 CALL kvur (a, Ь, с)

40 END SUB kvur (a, b, c)

1000 d.=b*b-4*a*c

1010 IF d < 0 THEN PRINT "корней нет": GOTO 1050

1020 xl = (- b + SQR(d)) / 2 / a

1030 x2 = (- b - SQR(d)) / 2 / a

1040 PRINT ="; xl, ="; x2

1050 END SUB

 

Контрольные вопросы

1. В чем подпрограммы Бейсика принципиально отличаются от процедур Паскаля?

РАБОТА С ФАЙЛАМИ

 

Для осуществления связи с внешними периферийными устройствами и с файловой системой операционной среды в Бейсике предусмотрена работа с файлами. В следующем фрагменте программы показаны команды для открытия внешнего файла с именем "aaa3.dat" на активном устройстве внешней памяти для записи (OPEN-FOR OUTPLT-AS ff). Запись в файл осуществляется командой PRINT или WRITE с указанием номера файла (строка 30). По завершении работы с файлом его закрытие осуществляется оператором CLOSE.

5 ' ********* работа с файлами для записи *********

10 OPEN "аааЗ.ааГ FOR OUTPUT AS ^3

20FORi=1TO10

30 PRINT #3, i:' либо эквивалентная команда WRITE #3, i

40 NEXT i

50 CLOSE #3

Аналогичные команды используют при извлечении данных из существующего файла. При этом в команде OPEN указывают служебное слово INPUT, а считывание информации происходит по команде INPUT с указанием номера файла.

' *(******** работа с файлами доя чтения **********

60 OPEN "aa3.dat" FOR INPUT AS #2 'для чтения

70 FOR i = 1 TO 10

80 INPUT #2, a(i)

90 PRINT a(i)

100 NEXTi

110 CLOSE #2

Добавить данные в существующий файл можно, используя служебное слово APPEND.

' работа с файлами для продолжения записи в существующий файл

120 OPEN "aa3.dat" FOR APPEND AS #1

130 WRITE #1, 13

140 CLOSE #1

Ниже приведен пример двух программ, осуществляющих передачу и прием зашифрованного послания. Текст шифруется заменой символа его порядковым номером в русском алфавите со смещением на 10. Например, код буквы "а"равен 11, буквы "б" - 12 и т.д. Программы вполне аналогичны программам 26 на Паскале, разобранным в параграфе 3, хотя для разнообразия способ шифровки принят несколько иным.

Программа 75 (см. программу 27 sekret)

5 ' ******«-** шифровка текста **************

10 INPUT "введи текст"; а$ 23 с5 = "абвгдежзийклмнопрстуфхцчшшъыэюя "

30 х$ = " "

40 FOR i = 1 ТО LEN(a$)

50 FOR j = 1 TO LEN(c$)

60 IF MID$(a$, i, 1) - MID$(c$, j, 1) THEN k = j: GOTO 90

70 NEXT j

80 PRINT "таких символов в таблице кодов нет": GOTO 160

90 kk = k + 10

100 x$ = x$ + STR$(kk)

110 NEXT i

120 OPEN "letter.txt" FOR OUTPUT AS #1

130 PRINT #1, x$

140 CLOSE »1

150 PRINT "шифровка - "; x$

160 END

Результатом работы программы является зашифрованный текст, записанный в файл с именем letter.txt.

Следующая программа считывает информацию из этого файла и проводит его

раскодирование, используя указанный выше ключ.

Программа 76 (см. программу 27 retsek)

5 '*********•* расшифровка текста *******•***«*»

10 OPEN "letter.txt" FOR INPUT AS #1

20 INPUT tl, a$

30 CLS

40 PRINT a$

50 c$ = "абвгдежзийклшюпрстуфхцчшщъыэюя "

60 x$ = " "

70 FOR i = 1 TO LEM(a$) STEP 3

SO k = VAL(MID$(a$, i, 2))

90 k = k - 10

100 x$ = x$ + MID$(c$, k, 1)

110 NEXT i

120 CLOSE #1

130 PRINT "шифровка - "; x$

140 END

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 786;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.