Собственность как экономическая и юридическая категории
В обиходе термин «собственность» нередко используют как синоним понятий «имущество», «вещь» (когда мы говорим: «Это моя собственность», «Передать собственность другому»). Вместе с тем, такие на первый взгляд похожие понятия, как право собственности, собственность и имущество, с юридической точки зрения имеют совершенно разный смысл. Собственность – это не имущество, не вещь, а особого рода отношения, имеющие специфическое экономико-юридическое содержание. Однако сущность феномена собственности лежит даже глубже, чем просто в плоскости права. Собственность – это концепция прежде всего философская. Так, Г.В.Ф. Гегель понимал под собственностью абсолютную власть, безраздельное господство человека над внешним предметом – вещью. Посредством собственности человек высвобождает свою волю вовне, и поэтому собственность есть ни что иное, как первое наличное бытие свободы: «Именно собственность наполняет интерес разумным смыслом, объективно делает возможным всякий личный интерес. Разумность собственника заключается не удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо выступает как разум»[315].
В связи с двоякостью природы отношений собственности традиционно различают понятия собственности в экономическом и юридическом смысле.
В экономическом смысле особенностью собственности является присвоение определённых материальных благ, которые при этом отчуждаются от других. Центральной категорией экономической концепции собственности является категория присвоения. В основе отношений собственности лежит психико-экономический феномен отношения к присвоенному имуществу как к своему собственному. По мнению К. Маркса, собственность (присвоение) является условием производства, а всякое производство является присвоением индивидом предметов природы в пределах определённой формы и при помощи её. Поскольку в нашей правовой системе не допускается несколько прав собственности на одно и то же имущество, присвоение блага одним лицом неизменно сопровождается упразднением этого права у другого лица. Кроме отношений присвоения, собственность в экономическом смысле характеризуется и другими признаками. Собственник, кроме физического господства над имуществом вправе осуществлять также и хозяйственное (экономическое) господство, т.е. исключительную возможность определять, каким образом имущество будет использовано. Таким образом, собственность в экономическом смысле – это отношение присвоения конкретным лицом определённого имущества, влекущее его отчуждение от всех иных лиц и предоставляющее возможность хозяйственно-экономического господства над присвоенным имуществом, но в то же время налагающее бремя его содержания.
Экономические отношения собственности формируются как следствие развития товарно-денежной формы обмена, ведь именно в обмене произведенной продукции реализуется присвоение – отчуждение имущества: товарообмен невозможен без отчуждения имущества. Кроме того, в обществе с товарно-рыночной формой обмена отношения собственности непременно требуют юридического оформления, признания и правовой защиты. Правовое урегулирование экономических отношений собственности порождает возникновение права собственности.
С юридической точки зрения собственность – это разновидность вещных правоотношений, входящих в более широкую группу имущественных правоотношений, составляющих предмет регулирования гражданского права. Вещные права закрепляют принадлежность вещей (объектов материального мира, телесного имущества) определённому лицу – субъекту гражданских правоотношений. Вещные права в отличие от обязательственных прав отражают статику имущественных отношений. В отличие от исключительных прав, оформляют принадлежность телесного имущества (тогда как объект абсолютных прав – нематериальный результат творческой деятельности).
Собственность в юридическом смысле – это отношения принадлежности имущества определённым лицам (субъектам права собственности, собственникам) на определённых условиях (режим собственности) и в определённых формах, в силу которого собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению независимо от воли других лиц, а все другие лица не имеют права вмешиваться в осуществление собственником своих правомочий в отношении имущества.
К особенностям вещных прав вообще и прав собственности, в частности, относятся следующие специфические черты:
1) они имеют абсолютный характер, т.е., право обладателя (собственника) противостоит обязанности всех и каждого не нарушать данное право (в отличие от относительных обязательственных прав, возникающих только между определёнными субъектами в силу сделки, деликта или иного юридического факта).
В абсолютных правоотношениях управомоченной стороной является субъект вещного права, обязанной стороной – все остальные, главной обязанностью которых является не вмешиваться в осуществление вещного права и не препятствовать этому. В этом состоит принципиальное отличие вещных правоотношений от обязательственных. Вещные права разделяют в общем виде на право собственности (наиболее полное и широкое по объёму правомочий вещное право), и ограниченные вещные права (право полного хозяйственного ведения и право оперативного управления).
2) вещные права оформляют непосредственное экономическое отношение лица к вещи, что даёт право обладателю владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению – в отличие от обязательственных прав, где право управомоченного лица реализуется посредством выполнения определённых действий обязанным лицом (передача вещи, оказание услуги, выполнение работы, уплата денег);
3) вещные права защищаются с помощью определённых специфических вещно-правовых исков (виндикационный, негаторный иски, иск о признании права собственности, иск об исключении имущества из описи и т.п.);
4) вещные правоотношения возникают только в отношении индивидуально-определённых вещей либо индивидуализированных родовых вещей. Как результат, в случае гибели объекта собственности право собственности прекращается.
Понятие и содержание права собственности
Право собственности может пониматься как в объективном, так и в субъективном смысле. Право собственности в объективном смысле – это особый юридический институт, совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения собственности. Институт права собственности является не только и не столько гражданско-правовым, сколько комплексным многоотраслевым институтом, включающим в себя помимо гражданско-правовых норм также нормы конституционного, административно-правового и даже уголовно-правового характера. К институту права собственности относятся нормы:
1) устанавливающие принадлежность материальных благ собственнику;
2) устанавливающие основания и условия возникновения права собственности;
3) определяющие объём правомочий собственника;
4) устанавливающие основания и условия прекращения права собственности;
5) устанавливающие юридические средства защиты права собственности.
Основными нормативными актами, регулирующими отношения собственности, являются Конституция (ст.ст. 13, 14, 41, 42, 47, 142, 143 Конституции Украины), ГК 2003 г., а также иные нормативные акты, такие как ХК 2003 г., ЗУ «О хозяйственных обществах», «О приватизации имущества государственных предприятий» и т.п. До июня 2007 г. к отношениям собственности применялся ЗУ «О собственности» 1991 г. в части, не противоречившей Конституции Украины.
Система правовых норм, правил, регулирующих экономические отношения собственности, а также порядка их реализации, составляет правовой режим собственности.[316] Согласно п. 7 ч. 1 ст. 92 Конституции, правовой режим собственности устанавливается исключительно законами. Как следствие, только закон может устанавливать ограничения на приобретение в собственность использование отдельных видов имущества и возлагать на субъектов права собственности дополнительные обязанности и ответственность за их нарушение.
Право собственности в субъективном смысле – это возможность дозволенного поведения: наиболее широкое по содержанию вещное право, дающее исключительную возможность собственнику определять характер и направления использования имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство. Субъективное право собственности имеет абсолютный характер.
Согласно ст. 316 ГК, право собственности – это право лица на вещь (имущество), которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.[317]
Таким образом, становится очевидным отличие понятий собственности и права собственности: собственность подразумевает экономическое содержание (отношения присвоения), тогда как право собственности – элемент юридического содержания отношений (правовая возможность осуществления отношений присвоения).
Таким образом, субъективное право собственности – это признанное законом право, закрепляющее абсолютную принадлежность имущества лицу – собственнику, выражающуюся в возможности владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению в пределах, установленных законом, и определяющее его права и обязанности по поводу этого имущества, включая принятие на себя бремени его содержания и охраны и риск его случайной гибели.
Самым важным свойством и гарантией права собственности является его нерушимость. Принцип нерушимости права частной собственности закреплен в ст. 41 Конституции, ст. 1 Протокола № 1 Европейской конвенции по правам человека, а также в ст. 321 ГК. Нерушимость проявляется в том, что никто не может быть лишен права собственности или ограничен в его осуществлении. Имущество может быть принудительно отчуждено как исключение по мотивам общественной необходимости на основаниях и в порядке, предусмотренных законом, при условии полного и предварительного возмещения стоимости такого изымаемого имущества, а также в порядке конфискации имущества как санкция за совершенное правонарушение (дополнительно см.: решение ЕСПЧ по делу «Спорронг и Лённрот против Швеции» (1982)[318]).
Содержанием субъективного права собственности является в первую очередь набор (или совокупность) правомочий. Общепринятым является членение субъективного права собственности на три правомочия собственника: правомочия владения, пользования и распоряжения (так называемая триада правомочий). Концепция триады правомочий собственности не нова и существовала ещё в Древнем Риме. В Российской Империи эта концепция была введена Сперанским в 1832 г. в ст. 410 ч.1 т. 10 Свода законов Российской империи, а затем оттуда «перекочевала» в Гражданские кодексы 1922 г. и 1964 г. Триада правомочий отражена и в новой Конституции Украины, согласно ст. 41 которой «каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности»[319]. Право собственности означает монопольное, исключительное право собственника осуществлять правомочия вне зависимости от воли других лиц в рамках закона.
Согласно ГК, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 317 ГК); собственник владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению. Собственник имеет право осуществлять в отношении своего имущества любые действия, не запрещенные законом[320].
1) Владение – это фактическое пребывание вещи (имущества) в хозяйственном обороте собственника. Согласно ст. 397 ГК, владельцем чужого имущества является лицо, фактически держащее его у себя. Правомочие владения в субъективном смысле – это возможность фактического (физического) владения вещью, а также возможности воздействовать (влиять) на вещь. В отношении владельцев чужой вещи ГК устанавливает презумпцию правомерности владения (ст. 397 ГК).
Владение может быть:
а) законным (титульным) – т.е., владение на законных основаниях. Принадлежит прежде всего собственнику (первичное), но может также принадлежать и иным лицам (производное владение), владеющим имуществом на достаточных основаниях: арендатору, нанимателю, комиссионеру, хранителю. Титульное владение может возникать на основании закона, договора или административного акта. Титульные владельцы должны согласовывать свои действия с собственником. В соответствии со ст. 397 ГК, фактическое владение имуществом является правомерным, если иное не установлено законом или решением суда;
б) незаконным – т.е., владение без правовых оснований. Различают следующие виды незаконного владения:
- добросовестное незаконное владение (владелец не знает и не должен знать об отсутствии правовых оснований его владения). Данная группа владельцев защищена от истребования у них имущества собственником нормами ГК, кроме случаев, когда имущество было украдено, потеряно или иным образом выбыло из сферы владения собственника помимо его воли;
- недобросовестное незаконное владение (владелец знает или должен знать об отсутствии правовых оснований его владения). Согласно ст. 400 ГК, недобросовестный владелец обязан немедленно передать имущество его собственнику или законному владельцу, либо добросовестному незаконному владельцу. В противном случае имущество может быть у него виндицировано (принудительно истребовано).[321]
2) Пользование понимается как извлечение полезных свойств вещи для удовлетворения нужд собственника или иных лиц.
Право пользования неразрывно связано с правом владения, ибо невозможно извлекать полезные свойства, фактически не владея вещью. Как правило, сопряжено с владением (например, договор имущественного найма, договор аренды). Формами пользования чужим имуществом являются сервитут (использование земельного участка, естественных ресурсов, иного недвижимого имущества для удовлетворения потребностей, которые не могут быть удовлетворены иным путем), эмфитевзис (использование чужого земельного участка для сельскохозяйственных нужд), суперфиций (использование чужого земельного участка для застройки).
По смыслу ст.ст. 41 и 42 Конституции и в соответствии со ст. 320 ГК, имущество может использоваться для удовлетворения не только собственных потребностей (личных нужд), но и для занятия хозяйственной деятельностью. В частности, собственник имеет право использовать имущество для предпринимательской деятельности, создавать юридические лица, причём собственник не несёт ответственности по долгам такого юридического лица. Результаты хозяйственного использования имущества в процессе предпринимательской деятельности (произведенная продукция, полученные доходы) принадлежат собственнику этого имущества. Собственник в осуществлении правомочия пользования ограничен только общими пределами осуществления гражданских прав, в то время как правомочия иных пользователей могут иметь специальные ограничения.
3) Распоряжение понимается в праве как определение юридической или фактической судьбы имущества.
Как правило, правомочие распоряжения принадлежит собственнику. Реализуется через возможность прекратить или ограничить принадлежащее собственнику право собственности, путём заключения договора купли-продажи, мены, поставки (прекращение), аренды (ограничение). К односторонним сделкам распоряжения имуществом относятся также физическое уничтожение или выброс имущества. Правомочие распоряжения подлежит некоторым ограничениям – например, согласно ст. 352 ГК, у лица, не обеспечивающего сохранность принадлежащего ему имущества, являющегося памятником истории и культуры, это имущество может быть принудительно выкуплено государством по иску органа по охране памятников истории и культуры.
Правомочие распоряжения, будучи тесно связанным с фигурой собственника, тем не менее может передаваться по договору другому лицу (например, по договору комиссии).
В литературе отмечено, что правомочия владения, пользования и распоряжения представляют собой статику субъективного права собственности, в то время как его динамика отражена в конкретном осуществлении собственником данных правомочий, причем осуществление правомочий связано не только с реализацией управомочивающей нормы, согласно которой собственник владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом, но и с другими нормами, определяющими объем дееспособности, устанавливающими пределы осуществления права собственности, детализирующими порядок осуществления субъективного права собственности.[322]
Важнейшее значение совокупость правомочий собственника приобретает в контексте осуществления собственником хозяйственной (в т.ч. предпринимательской) деятельности, являющейся по своему характеру комплексом различных действий в отношении имущества. Согласно ст. 135 ХК («Организационно учредительные полномочия собственника»), собственник имеет право лично, сообща с другими собственниками или через уполномоченные им органы с целью осуществления предпринимательской деятельности учреждать хозяйственные организации, закрепляя за ними принадлежащее ему имущество на праве собственности, праве хозяйственного ведения, а для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности – на праве оперативного управления, определять цель и предмет деятельности таких организаций, состав и компетенцию их органов управления, порядок принятия ими решений, состав и порядок использования имущества, определять иные условия хозяйствования в утвержденных учредительных документах хозяйственной организации, а также осуществлять непосредственно или через уполномоченные им органы в пределах, установленных законом, иные управленческие полномочия в отношении организации и прекращать ее деятельность в соответствии с законодательством.
Собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению. Однако было бы неверным считать, что право собственности является некоей безграничной привилегией, дающей собственнику абсолютную безраздельную власть над имуществом. Согласно ст. 13 Конституции и ч. 4 ст. 319 ГК, «собственность обязывает». Это означает, что собственник несет бремя собственности и должен осуществлять право собственности ответственно, принимая во внимание интересы других лиц.
Во-первых, что немаловажно, лицо, присвоившее имущество, приобретает не только благо господства над ним, но также и определённые обязанности, так называемое бремя собственности, что подразумевает необходимость ремонта и охраны имущества, несение риска случайной гибели или порчи имущества и несение ответственности за результаты хозяйственного использования имущества. Согласно ст. 322 ГК, собственник обязан содержать имущество, принадлежащее ему (т.е. платить налоги, сборы, коммунальные платежи, осуществлять ремонт и т.п.), если иное не установлено законом или договором.
Помимо этого, на собственнике по общему правилу лежит риск случайной гибели (уничтожения) или случайного повреждения (порчи) вещи, если иное не установлено законом или договором (ст. 323 ГК).
Во-вторых, реализация права собственности должна происходить в пределах, установленных законом. Здесь действует старый принцип, выработанный ещё древнеримскими юристами: Sic utere tuo ut alienum non lædas – «Каждый должен использовать своё имущество таким образом, чтобы не причинить ущерб имуществу другого».
Данный принцип отражен в нормах Конституции и ГК Украины. В соответствии со ст. 13 Конституции, собственность обязывает и не должна использоваться во вред человеку и обществу. Согласно ст. 41 Конституции, собственник не должен использовать право собственности во вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.
Согласно ст. 319 ГК, при осуществлении права собственности собственник также обязан придерживаться моральных устоев общества.
Можно сказать, что идеальный собственник – это лицо, относящееся ответственно и максимально расчётливо (экономически эффективно) к использованию принадлежащего ему имущества, с пользой не только для себя, но и для общества в целом, с учетом нужд и интересов других собственников.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 5027;